г. Санкт-Петербург |
|
25 августа 2006 г. |
Дело N А42-11686/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Лопато И.Б., Петренко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания: Качаловой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7437/2006) ОАО "Российские Железные Дороги", Мурманское отделение Октябрьской железной дороги филиал ОАО "Российские Железные дороги"
на решение Арбитражного суда Мурманской области
от 18.05.06. по делу N А42-11686/2005 (судья Посыпанко Е.Н.), принятое
по заявлению ОАО "Российские Железные Дороги", Мурманское отделение Октябрьской железной дороги филиал ОАО "Российские Железные дороги"
к Главному Управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (ГУ МЧС РФ по МО)
3-е лицо:
1. ГОУ "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций",
2. Управление по технологическому и экологическому надзору по Мурманской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
о признании недействительным акта-предписания от 01.09.2005 N 36, вынесенного заместителем начальника Управления по городу Кандалакша Главного управления МЧС России по Мурманской области по проверке Локомотивного депо Кандалакша
при участии:
от заявителя: Лушкин А.А. доверенность от 28.12.05. N 11/5-51
от ответчика: представитель не явился, извещен. Уведомление N 40406
От третьих лиц: 1. представитель не явился, извещен. Уведомление N 40407
2. представитель не явился, извещен. Уведомление N 40408
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Мурманского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным акта-предписания N 36 от 01.09.05г., вынесенного заместителем начальника Управления по г. Кандалакша ГУ МЧС РФ по Мурманской области.
В качестве третьих лиц для участия в деле привлечены Государственное областное учреждение "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций", Управление по технологическому и экологическому надзору по Мурманской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Решением от 18.05.2006 в удовлетворении требований отказано.
ОАО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции. Просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права. В суд апелляционной инстанции заявитель представил Постановление Губернатора Мурманской области от 19.06.06г. N 101-ПГ "О постановлении Губернатора Мурманской области от 09.01.01г. N 17-ПГ", которым отменен перечень объектов, расположенных на территории Мурманской области, на которые распространяется разработка плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Заявитель жалобы считает, что при проведении проверки нарушены требования Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
В представленном отзыве 3-е лицо ГОУ "Управление по делам Гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области" поддержало апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции отменить.
На момент рассмотрения жалобы отзывы Управления по технологическому и экологическому надзору по Мурманской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), ответчика - Главного управления МЧС России по Мурманской области не представлены.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик, третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Принятые Правительством РФ Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ (Постановление от 15 апреля 2002 г. N 240) и Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (Постановление от 21 августа 2000 г. N 613) направлены на борьбу с наиболее опасным видом воздействия отрасли на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 в целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия утверждены Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Пунктом 3 указанного постановления Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральным горным и промышленным надзором России указано на разработку мероприятий, направленных на поддержание в состоянии постоянной готовности к ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов организаций независимо от формы собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано утвердить соответствующие требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий.
Во исполнение Постановления Правительства N 613 от 21.08.00г. Губернатором Мурманской области издано постановление N 17-ПГ от 09.01.01г. "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в Мурманской области", которым утвержден перечень объектов, на которые распространяется разработка плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти. В указанный перечень объектов включено в том числе Локомотивное депо "Кандалакша", являющееся на момент издания постановления структурным подразделением ГУП Мурманское отделение Октябрьской железной дороги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240, утверждены Правила Организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Пунктами 1, 3 Правил установлено, что организация мероприятий производится, в том числе организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов.
Перечень организаций (согласно их отраслевой принадлежности) утверждается федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.
Данный перечень на день рассмотрения спора не утвержден, что подтверждается отзывом третьего лица.
Кроме того, во исполнение указанных нормативных актов принят Приказ МПР России от 03.03.2003 N 156, зарегистрированный в Минюсте 8 мая 2003 года N 4516, которым утверждены Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации;
Приказ МЧС РФ от 28 декабря 2004 года N 621, зарегистрированный в Минюсте 14 апреля 2005 г. N 6514, которым утверждены согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Анализ приведенных норм материального права позволяет сделать вывод о том, что требования о разработке и согласовании планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов распространяется как на организации, имеющие опасные производственные объекты, так и на организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов.
В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ, Уставом ОАО "РЖД" видом деятельности заявителя является осуществление перевозки грузов, в том числе сырой нефти и нефтепродуктов, то есть их транспортировка, а также осуществляется хранение нефтепродуктов, что подтверждено материалами проверки.
При таких обстоятельствах на ОАО "РЖД" распространяется требование о разработке и согласовании планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Кроме того, в соответствии с Правилами технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных
Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 232, наличие плана ликвидации при эксплуатации нефтебаз является обязательным требованием.
Главным управлением МЧС России по Мурманской области в пределах полномочий, установленных Приказом МЧС РФ от 28 декабря 2004 года N 621, а также в соответствии с порядком, установленным Приказами МЧС России N 97 от 01.03.04г., N 125 от 03.03.05г. "Об утверждении инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", проведена проверка наличия и выполнения Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в Локомотивном депо Кандалакша.
В ходе проверки установлено, что на территории локомотивного депо имеется резервуарный парк для хранения технических масел: 6 резервуаров объемом по 50,8 куб.м. каждый, вертикальная емкость объемом 75 куб.м., заглубленный резервуар объемом 25 куб.м., железнодорожная эстакада для слива дизельного топлива и масел, насосная станция, резервуар РВС объемом 2000 куб.м. для хранения дизельного топлива. Проверяющим установлено хранение нефтепродуктов с нарушениями установленных требований отсутствие плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, что является нарушением Постановления Правительства РФ N 613. По итогам проверки составлен акт-предписание N 36 от 1 сентября 2005 года, которым предписано разработать план, а также осуществить мероприятия, обусловленные пунктами 7.13, 7.14, 7.96-7.109 Правил технической эксплуатации нефтебаз.
Отказывая в удовлетворении требований ОАО "РЖД" суд первой инстанции установил обязанность ОАО "РЖД" по составлению плана ликвидации и отсутствие со стороны ответчика нарушений действующего законодательства в ходе проведения проверки.
Данные выводы сделаны на основании всестороннего и полного рассмотрения материалов дела и оценки представленных доказательств.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод о нарушении ответчиком ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", поскольку, согласно части 3 статьи 1 указанного Закона положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с проведением государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте.
В связи с тем, что проверка проведена в соответствии с требованиями Приказов МЧС России, нарушения которых в действиях проверяющего не установлено, доводы заявителя о нарушении порядка проведения государственного контроля несостоятельны.
Судом апелляционной инстанции признаются также несостоятельными доводы жалобы относительно неправомерности Постановления губернатора Мурманской области, в приложении к которому включено структурное подразделение - локомотивное депо, поскольку проверяющими установлено нарушение федерального законодательства, регулирующего экологическое благополучие и порядок эксплуатации нефтебаз. Включение локомотивного депо как объекта, собственник которого обязан составлять план ликвидации, в перечень, утвержденный постановлением губернатора Мурманской области, а также последующая отмена данного перечня, не имеет правового значения для разрешения спора.
Довод апелляционной жалобы о том, что проведена государственный контроля проведен в отношении структурного подразделения, а не юридического лица, что является нарушением ГК РФ, отклоняется, поскольку при проведении проверки начальником локомотивного депо предъявлена доверенность, уполномочивающая М.В. Кот представлять интересы юридического лица ОАО "РЖД", что отмечено в акте-предписании N 36. Акт-предписание вынесено в отношении ОАО "РЖД", юридический адрес: Москва, Новая Басманная, 2, что указано в вводной части акта. При проведении государственного контроля руководитель структурного подразделения не предъявил ни план ЛАРН составленный и утвержденный ОАО "РЖД", ни план ЛАРН по структурному подразделению - локомотивному депо. Поскольку обязанность по разработке и утверждению плана ЛАРН лежит на юридическом лице, акт-предписание подлежит выполнению ОАО "РЖД". Оспариваемый акт-предписание N 36 вручен представителю юридического лица ОАО "РЖД", действующему на основании доверенности, что подтверждается материалами дела.
Довод заявителя о невключении подразделений ОАО "РЖД" в перечень объектов, признаваемых опасными, неустановления судом наличия опасных объектов, что является, по мнению заявителя, основанием для исключения обязанности по составлению планов ликвидации, отклоняется апелляционным судом, поскольку подразделения ОАО "РЖД" осуществляют транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, что является основанием для возложения обязанностей, предусмотренных Постановлением Правительства N 613 от 21.08.00г.
Апелляционным судом также отклоняются доводы, изложенные в отзыве третьего лица, о том, что поскольку перечень организаций, на которые распространяются Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.02г. N 240, не утвержден, действия ответчика по проведения государственного контроля и составления акта-предписания, противоречат действующему законодательству.
Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ (Постановление от 15 апреля 2002 г. N 240) и Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (Постановление от 21 августа 2000 г. N 613) являются самостоятельными нормативными актами, относящимися к сфере деятельности различных федеральных структур.
Приказом Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору N 173 от 23 марта 2005 г.. утвержден Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору П-01-01-2005, пунктом 20 которого указано Постановление Правительства от 15.04.02г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации".
При этом, Постановление Правительства РФ N 613 от 21.08.00г. "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" не отнесено к сфере деятельности указанного органа федеральной исполнительной власти.
Постановление Правительства РФ N 613 от 21.08.00г. находится в сфере деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, МПР.
В связи с указанными обстоятельствами неутверждение перечня, предусмотренного Постановлением Правительства N 240 от 15.04.02г., не может ограничивать действие и применение Постановления Правительства N 613 от 21.08.00г.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела оспариваемым актом-предписанием N 36 от 01.09.05г. ОАО "РЖД" предписано разработать план ЛАРН (п.п. 1,2), а также осуществить мероприятия по оборудованию резервуаров для хранения нефтепродуктов в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации нефтебаз (п.п. 3-5). Обжалуя акт-предписание в полном объеме заявитель ссылается только на отсутствие обязанности по разработке и утверждению плана ЛАРН, не представляя возражений относительно нарушений эксплуатации емкостей для хранения нефтепродуктов, выявленных в ходе проведения государственного контроля, так же как и не приводит возражений в части фактического установления наличия на территории локомотивного депо емкостей для хранения нефтепродуктов, в объеме, аварийный разлив которого может быть отнесен к чрезвычайной ситуации регионального значения, категории которых определены Постановлением Правительства N 613 от 21.08.00г.
Доказательства и доводы в отношении требования о признании недействительными пунктов 3-5 акта-предписания N 36 (обязывающих провести мероприятия по оборудованию мест для хранения нефтепродуктов в соответствии с утвержденными нормативами) заявителем не представлены.
С учетом изложенного оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18 мая 2006 года по делу N А42-11686/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-11686/2005
Истец: Мурманское отделение Октябрьской жедезной дороги филиал ОАО "Российские Железные дороги", ОАО "Российские Железные Дороги"
Ответчик: Главное Управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (ГУ МЧС РФ по МО)
Третье лицо: ГОУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области", Управление по технологическому и экологическому надзору по Мурманской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7437/06