город Омск |
|
01 декабря 2011 г. |
Дело N А75-2536/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6870/2011) Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, ОГРН 1028601580050 (далее - ГУ - УПФ РФ в Березовском районе ХМАО-Югры; орган Пенсионного фонда РФ; заинтересованное лицо)
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22.06.2011 по делу N А75-2536/2011 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Березовскому району Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, ОГРН 1048603651580 (далее - ИФНС России по Березовскому району ХМАО-Югры; Инспекция; заявитель)
к ГУ - УПФ РФ в Березовском районе ХМАО-Югры,
при участии в деле третьего лица - закрытого акционерного общества "Производственная фирма "СКБ Контур" (далее - ЗАО "Производственная фирма "СКБ Контур"; третье лицо)
о признании недействительным решения от 14.12.2010 и требования от 24.01.2011,
при участии в судебном заседании представителей:
от ГУ - УПФ РФ в Березовском районе ХМАО-Югры - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего спора извещено надлежащим образом;
от ИФНС России по Березовскому району ХМАО-Югры - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего спора извещено надлежащим образом;
от "Производственная фирма "СКБ Контур" - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего спора извещено надлежащим образом,
установил:
ИФНС России по Березовскому району ХМАО-Югры обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к ГУ - УПФ РФ в Березовском районе ХМАО-Югры, в котором просила признать недействительными:
- решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 14.12.2010 N 027 015 10 РК 0001977;
- требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 24.01.2011 N 02701540003319.
22.06.2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, которым удовлетворил заявленное требование Инспекции.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции сослался на отсутствие события правонарушения, а также на нарушение органом Пенсионного фонда РФ существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки.
Не согласившись с принятым решением, ГУ - УПФ РФ в Березовском районе ХМАО-Югры обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой решение суда первой инстанции просит отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы указывает на нарушение Инспекцией законодательства об обязательном пенсионном страховании и соблюдение порядка процедуры привлечения к ответственности.
Орган Пенсионного фонда РФ, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил.
Инспекция извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечила, в письменном отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя не обеспечило, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения настоящего дела.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ГУ - УПФ РФ в Березовском районе ХМАО-Югры проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов Инспекции на основе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, представленного 12.08.2010 за 01.04.2010 - 30.06.2010.
Результаты проверки зафиксированы в акте камеральной проверки от 15.10.2010 N 02701530001782.
Начальник ГУ - УПФ РФ в Березовском районе ХМАО-Югры, рассмотрев акт камеральной проверки, вынес решение, в котором Инспекции вменяется нарушение подпункта 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), то есть Инспекция представила РСВ-1 за первое полугодие 2010 с нарушением сроков, установленных названной нормой права.
В связи с указанным обстоятельством орган Пенсионного фонда РФ привлек налоговый орган к ответственности по пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 168 448 руб.
24.01.2011 в адрес Инспекции было выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 02701540003319, которым налоговому органу предложено в срок до 12.02.2011 уплатить штраф в сумме 168 448 руб.
Инспекция, полагая, что вышеупомянутые решение и требование нарушают ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
22.06.2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органы контроля наделены полномочиями взыскания недоимки, а также пеней и штрафов в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ определено, что не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации плательщики представляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный названным Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 рассматриваемой статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Должностное лицо территориального органа ПФР в период трех месяцев со дня представления расчета по страховым взносам по формам РСВ-1, РСВ-2, утвержденным Приказами Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н "Об утверждении Формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам" и N 895н "Об утверждении Формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам", проводит камеральную проверку таких расчетов.
В случае установления фактов нарушения плательщиками страховых взносов установленных сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам такие факты отражаются в акте камеральной проверки, который составляется в порядке и сроки, установленные статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
На основании пункта 2.1 Методических рекомендаций по организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, утвержденных Распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 N 120р, при вынесении решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за непредставление в территориальный орган ПФР по месту своего учета в установленный Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (статья 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) размер штрафа исчисляется от начисленных сумм страховых взносов за отчетный период.
Состав правонарушения устанавливается должностным лицом территориального органа ПФР и подтверждается следующими документами:
- актом (выпиской из акта) проверки;
- расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам с отметкой о приеме;
- документом, подтверждающим доставку расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (включая доставку по каналам связи).
Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют, что между ЗАО "ПФ "СКБ Контур" и УПФ РФ по Ханты - Мансийскому автономному округу заключено соглашение о совместных действиях по организации защищенного юридически значимого электронного документооборота N 467/10 от 13.05.2010 между органами ПФР и внешними организациями по телекоммуникационным каналам связи на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
В рамках данного соглашения ЗАО "ПФ "СКБ Контур" оказывает услуги удостоверяющего центра и предоставляет транспортный сервис при информационном обмене с территориальными органами ПФ России всем абонентам, подключенным к системе защищенного электронного документооборота ПФ России и заключившими с ЗАО "ПФ "СКБ Контур " договоры об оказании соответствующих услуг.
Между ЗАО "ПФ "СКБ Контур" и Инспекцией заключен договор N 176024/09 от 10.12.2009 на предоставление доступа и абонентское обслуживание в системе "Контур-Экстерн " и справочно - правовом веб-сервисе, в соответствиями с условиями которого ЗАО "ПФ "СКБ Контур" предоставляет ИФНС России по Березовскому району ХМАО - Югры услуги по обмену и доставке информации в электронно-цифровой форме с автоматизированного рабочего места (далее - АРМ) абонента (заявителя) до АРМ специалиста органа ПФР (заинтересованного лица) в рамках системы защищенного электронного документооборота ПФ России.
Инспекцией 29.07.2010 в 09:22:31 осуществлена отправка сведений персонифицированного учета получателю ГУ - УПФ РФ в Березовском районе ХМАО - Югры, отправленные файлы доставлены до приемного комплекса ПФ России.
Неполадки технического характера, которые могли вызвать сбой при направлении Инспекцией сведений в органы ПФ России либо при получении сведений УПФР, отсутствовали.
Поступившие от Инспекции файлы на сервер ПФ России не были обработаны в связи с тем, что Программный комплекс Бесконтактного приема, установленный в ПФР, автоматически выдал ошибку, из-за которой обработка файлов была невозможна.
Ошибка возникла по причине того, что к моменту обработки файлов Инспекции в ПФР истек срок действия сертификата ключа подписи отправителя пакета (файлов).
В соответствии с пунктом 7 Технологией обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" (далее - Технология обмена), в случае неполучения квитанции о доставке страхователь заявляет органу пенсионного фонда о данном факте, выясняет причину отсутствия квитанции и при необходимости повторяет процедуру представления сведений.
При этом в данном пункте не оговорено, в какой форме должно осуществляться такое заявление.
Таким образом, учитывая изложенное выше, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях налогового органа события правонарушения.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В соответствии с частью 3 данной статьи Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка (часть 4 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В силу части 5 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ при рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
На основании части 6 этой же статьи Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Исходя из системного толкования положений статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ материалы проверки и возражения страхователя на акт проверки должны быть рассмотрены руководителем органа Пенсионного фонда Российской Федерации путем непосредственного исследования всех имеющихся доказательств при условии обеспечения возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки с последующим принятием решения по результатам рассмотрения материалов проверки тем же должностным лицом органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Арбитражным судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют, что рассмотрение акта и материалов проверки было назначено заинтересованным лицом на 16.11.2010 на 11-00 (л.д. 13)
15.11.2010 налоговый орган направил в адрес органа Пенсионного фонда РФ письмо, которым просил перенести рассмотрение материалов проверки на более поздний срок.
Названное ходатайство органом Пенсионного фонда РФ удовлетворено и 14.12.2010 вынесено оспариваемое решение.
Однако каких-либо доказательств, свидетельствующих об уведомлении Инспекции о дате и времени рассмотрения материалов проверки материалы настоящего дела не содержат.
С учетом изложенных обстоятельств, вывод суда первой инстанции о допущенных заинтересованным лицом существенных процессуальных нарушениях, вследствие которых Инспекция не имела возможности реализовать предоставленные ею законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а также иными процессуальными правами, предусмотренными положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, является обоснованным.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как при ее подаче орган Пенсионного фонда РФ не уплачивал государственную пошлину.
Статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает освобождение государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.06.2011 г. по делу N А75-2536/2011 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2536/2011
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по Березовскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ИФНС по Березовскому району ХМАО-Югра
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, ГУ-УПФ РФ в Березовском районе ХМАО-Югры
Третье лицо: ЗАО "Производственная фирма "СКБ Контур", ЗАО "Производственная фирма"СКБ Контур"