г. Саратов |
|
2 декабря 2011 |
Дело N А12-12659/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
при участии в судебном заседании представителя от открытого акционерного общества "Волгоградоблэлектро" - Кузнецова А.Е., по доверенности от 01.10.2010,
без участия в судебном заседании представителей Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Волгоградской области, Отделения надзорной деятельности по Дзержинскому району города Волгограда Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Волгоградской области (почтовые уведомления N 95151, N 95152 приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгоградоблэлектро", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 сентября 2011 года
по делу N А12-12659/2011 (судья Пономарева Е.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградоблэлектро", г. Волгоград,
к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Волгоградской области, г. Волгоград,
заинтересованное лицо: Отделение надзорной деятельности по Дзержинскому району города Волгограда Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Волгоградской области, г. Волгоград,
об признании ненормативного правового акта недействительным,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Волгоградоблэлектро" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным распоряжение (приказ) Отдела надзорной деятельности по городу Волгограду Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Волгоградской области N 253 от 01.07.2011 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, не соответствующим пунктам 2, 5 части 2, пунктам 7, 8, 13 статьи 10, пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 августа 2011 по ходатайству заявителя произведена процессуальная замена ненадлежащего ответчика отдела надзорной деятельности по городу Волгограду Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Волгоградской области надлежащим - Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество "Волгоградоблэлектро" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Податель апелляционной жалобы ссылается на несогласование ответчиком проведение в отношении открытого акционерного общества "Волгоградоблэлектро" внеплановой выездной проверки с прокуратурой. Кроме того, в распоряжении административного органа указано, что целью проверки являются контроль ранее выданного предписания и осуществления пожарного надзора в результате выявления новых нарушений, однако в нарушении статьи 17 Федерального закона " 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписания об устранении вновь выявленных нарушений не выдано.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Отделением надзорной деятельности по Дзержинскому району города Волгограда Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Волгоградской области 20.08.2010 проведена проверка соблюдения открытым акционерным обществом "Волгоградоблэлектро" требований пожарной безопасности, по результатам которой обществу выдано предписание от 20.08.2010 N 203/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушений требований пожарной безопасности установлен административным органом до 01.07.2011.
В связи с истечением срока на устранение выявленных нарушений главным государственным инспектором города Волгограда по пожарному надзору вынесено распоряжение от 01.07.2011 N 253 о проведении в отношении открытого акционерного общества "Волгоградоблэлектро" внеплановой выездной поверки.
Настоящая проверка проводится с целью осуществление государственного пожарного надзора за выполнением обществом ранее выданного предписания от 20.08.2010 ГПН N 203/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, срок для устранения которого истек.
Задачей проверки является осуществление государственного пожарного надзора за соблюдением нормативно-правовых актов действующего законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности.
Согласно Распоряжению в процессе проверки необходимо осуществить следующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки, а именно: в течении 20 рабочих дней провести проверку документов на отделочные материалы, обследование и визуальный осмотр помещений на предмет отделки путей эвакуации (напольное покрытие) корпусов А, Б пункт 1 предписания ГПН N 203/1/1; проверка документов по эксплуатационным испытаниям наружной пожарной лестницы корпуса В, визуальный осмотр пункт 2 предписания ГПН N 203/1/1; обследование и визуальный осмотр помещений гаражных боксов корпуса Г на предмет оборудования их автоматической установкой пожаротушения, проверка работоспособности и документации на смонтированную систему пункт 4 предписания ГПН N 203/1 /1; обследование и визуальный осмотр помещений гаражных боксов корпуса Д на предмет оборудования их автоматической пожарной сигнализацией, проверка работоспособности и документации на смонтированную систему пункт 5 предписания ГПН N 203/1 /1; обследование и визуальный осмотр помещений гаражных боксов корпуса Д, Г на предмет оборудования их автоматической системой оповещения людей о пожаре, проверка работоспособности и документации на смонтированную систему пункт 6 предписания ГПН N 13/1/1; обследование и визуальный осмотр помещений склада Г на предмет оборудования их автоматической пожарной сигнализацией, проверка работоспособности документации на смонтированную систему пункт 8 предписания ГПН N 203/1/1; обследование и визуальный осмотр гаражных боксов на предмет оборудования электросветильников защитными плафонами пункт 9 предписания ГПН N 203/1/1; проверка документов по проведенной проверке качества огнезащитной обработки сгораемых конструкций чердачных помещений корпусов А, Б, обследование визуальный осмотр чердачных помещений корпусов А, Б пункт 10 предписания ГПН N 203/1/1; проверка документов по работоспособности внутреннего противопожарного водопровода объекта, проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода пункт 11 предписания ГПН N 203/1 /1.
В ходе проведения проверки административным органом выявлены нарушения обязательных требований правил пожарной безопасности, допущенные обществом, которые отражены в акте проверки от 06.07.2011 N 253.
Посчитав распоряжение от 01.07.2011 N 253 о проведении внеплановой выездной проверки несоответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы, открытое акционерное общество "Волгоградоблэлектро" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемого распоряжения соответствует пунктам 2, 5 части 2, пунктам 7, 8, 13 статьи 10, пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Выслушав представителя подателя жалобы, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит в обжалуемой части оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) государственный пожарный надзор в Российской Федерации (деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности) осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (к их числу отнесены структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности).
Должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право осуществлять надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, должностными лицами и гражданами; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований безопасности и пресечения их нарушений.
В соответствии со статьей 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно статье 37 названного Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 (далее - Правила).
В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Последовательность, сроки действий и полномочия должностных лиц по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением обязательных требований пожарной безопасности определены Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом МЧС России от 01.10.2007 N 517 (далее - Административный регламент).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
К одному из оснований для проведения внеплановой проверки отнесено истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Внеплановая проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства, проводится в форме выездной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном пунктами 36 - 45 Административного регламента (пункт 47 Административного регламента).
Пунктом 48 Административного регламента предусмотрено, что при осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение тех обязательных требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием по устранению нарушений или по снятию с производства.
Из смысла пункта 49 Административного регламента следует, что при проведении проверки, основанием для которой явилось истечение срока исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений, согласование проведения внеплановой выездной проверки с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц не требуется.
Таким образом, выявление новых нарушений требований пожарной безопасности, в ходе проведения внепланового мероприятия, не запрещено действующим законодательством.
Распоряжение N 253 от 01.07.2011 так же издано уполномоченным лицом, имеет все необходимые реквизиты, предусмотренные Административным регламентом.
Поскольку внеплановая выездная проверка по распоряжению N 253 от 01.07.2011 проводилась с целью контроля исполнения ранее выданного предписания, то согласования с органами прокуратуры, предусмотренного частью 5 статьи 10 закона N 294-ФЗ, Территориальному отделу не требовалось.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии нарушений прав и законных интересов Общества оспариваемым распоряжением.
Заявитель не доказал, что распоряжением N 253 от 01.07.2011, были нарушены права и законные интересы Общества, и (или) созданы препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности, незаконно возложены какие-либо обязанности. В связи с чем доводы, изложенные в апелляционной жалобе отклоняются судом как необоснованные.
Суд апелляционной инстанции с учетом требований части 3 статьи 201 АПК РФ считает вывод суда об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования правомерным. При вынесении решения судом оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 сентября 2011 года по делу N А12-12659/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-12659/2011
Истец: ОАО "Волгоградоблэлектро"
Ответчик: Главное Управление Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Волгоградской области в лице ОНД по г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области
Третье лицо: Главное управление МЧС России по Волгоградской области, Отдел надзорной деятельности по г. Волгограду Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Волгоградской области, Отделение надзорной деятельности по Дзержинскому району ОНД по г. Волгограду ГУ МЧС России по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8295/11