г. Санкт-Петербург |
|
07 июля 2006 г. |
Дело N А56-31239/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.М. Герасимовой, судей Е.К. Зайцевой, Т.С. Лариной
при ведении протокола судебного заседания И.В. Сотовым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5177/2006) Министерства финансов РФ
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 22.03.2006 г. по делу N А56-31239/2005 (судья М.В. Захарова), принятое
по иску ОАО "Северо-Западный Телеком"
к Министерству финансов РФ, Комитету финансов Санкт-Петербурга, Комитету по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга
о взыскании 51 768 руб. 98 коп.
при участии:
от истца: представитель Т.А. Петухова по доверенности от 03.04.06 г.
от ответчиков: Минфин РФ - представитель С.А. Королева по доверенности от 13.02.06 г., Комитет финансов СПб - представитель Т.В. Боголюбова по доверенности N 01-02/3654 от 26.12.05 г., Комитет по труду и социальной защите населения СПб - представитель Г.А. Макорта по доверенности N 020-04/02 от 10.01.05 г.
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Комитету финансов Санкт-Петербурга и Комитету по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга о взыскании 51 768 руб. 98 коп. убытков, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот в виде полного освобождения от абонентской платы за пользование телефоном отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы" в период с 01.07.02 по 31.12.04 г.
В ходе рассмотрения спора истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уменьшил размер исковых требований до 48 358 руб. 33 коп.
Решением от 22.03.06 г. исковые требования удовлетворены частично, а именно: в иске к Комитету финансов и Комитету по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга отказано, с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации взыскано 9 300 руб. 35 коп. убытков, в остальной части в иске отказано.
В апелляционной жалобе Министерство финансов РФ просит решение от 22.03.06 г. в части взыскания 9 300 руб. 35 коп. убытков отменить, мотивируя жалобу несоответствием выводов суда нормам бюджетного законодательства, отсутствием у истца права требования непосредственно к Министерству финансов, а также недоказанностью оснований для взыскания убытков в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
В судебном заседании Министерство финансов РФ жалобу поддержало. Истец, Комитет финансов СПб и Комитет по труду и социальной защите населения СПб против удовлетворения жалобы возражали, просят оставить обжалуемое решение в силе.
В связи с тем, что подателем жалобы решение обжалуется только в части удовлетворения исковых требований в размере 9 300 руб. 35 коп. убытков, лица, участвующие в деле, в том числе истец, в остальной части решение не оспаривают, апелляционный суд в соответствии с части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Выслушав доводы стороны, рассмотрев материалы дела в порядке, предусмотренном статьями 268-270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд установил:
ОАО "Северо-Западный Телеком" оказывает на территории г. Санкт-Петербурга услуги местной телефонной связи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального Закона РФ N 5-ФЗ от 09.01.97 г. "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" в период с июля 2002 по декабрь 2004 год истец предоставлял льготы лицам, имеющим право в соответствии с указанным выше законом, по оплате за телефон в виде полного освобождения от абонентской платы.
В соответствии со статьей 30 Федерального Закона "О связи" N 15-ФЗ от 16.02.95 г. предприятия связи имеют право на возмещение недополученных доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.02 г. N 333 "Об утверждении Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" были утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее Правила). Постановлением Правительства РФ от 10.02.03 г. N 85 срок действия Правил продлен на 2003 год, Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 г. N 85 срок действия Правил продлен на 2004 год.
В соответствии с пунктом 1 Правил расходы, связанные с реализацией законов о гарантиях, финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных для этих целей в Фонде компенсаций.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставление субвенций осуществляет Министерство Финансов РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.
Истец предоставлял льготы в виде полного освобождения от абонентской платы за пользование телефоном абонентам, представившим документы, подтверждающие право на льготу. Сумма недополученных истцом доходов в связи с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" в период с июля 2002 по декабрь 2004 года лицам, состоящим на учете в Пенсионном фонде РФ, составила 9 300 руб. 35 коп.
Апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что денежные средства не были выделены целевым назначением из федерального бюджета для компенсации спорных расходов, в связи с чем требования в размере 9 300 руб. 35 коп. подлежат удовлетворению за счет казны РФ в лице Министерства финансов.
Ссылка Министерства финансов РФ в апелляционной жалобе на статью 83 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой в случае, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом о бюджете, применяется закон о бюджете, не обоснована. Льготы, предоставленные в 2002-2004 г. гражданам, предоставлялись на основании действующего Закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", в 2002-2004-м финансовых годах в установленном порядке отменены или приостановлены не были, и, следовательно, государство обязано компенсировать расходы истца.
Отсутствие обеспеченности источниками финансирования в бюджете не может быть основанием для возложения обязанности по предоставлению льгот, установленных законом за счет средств организации, предоставляющий льготы.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 мотивировочной части Постановления Конституционного суда РФ N 9-П от 23.04.04 г. Закон о федеральном бюджете как таковой, не порождает прав и не отменяет прав и обязанностей, а потому не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов, а также материальных законов, затрагивающих расходы РФ, и тем более - лишать их юридической силы.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами (в том числе, подтверждено представителями как Министерства финансов РФ, так и Комитета финансов РФ в судебном заседании апелляционного суда) недостаточность выделенных из федерального бюджета средств на компенсацию недополученных предприятием связи доходов в связи с предоставлением льгот.
Не обоснована и ссылка подателя жалобы на то, что истцом не представлены доказательства незаконности действий (бездействия) государственных органов.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях возмещения вреда за счет казны РФ от имени казны РФ выступают соответствующие финансовые органы. Финансовым органом, выступающим от имени казны РФ, является Министерство финансов РФ.
В соответствии с подпунктом "а" статьи 114 Конституции РФ Правительство РФ, в состав которого включено Министерство финансов РФ, разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет и обеспечивает его исполнение.
В соответствии со статьями 158, 164, 165 Бюджетного кодекса РФ именно Министерство Финансов РФ является органом государственной власти, ответственным за составление, распределение и исполнение федерального бюджета. Согласно статье 165 Бюджетного кодекса РФ Министерство финансов РФ составляет проект бюджета и представляет его в Правительство РФ, в силу чего несет ответственность за обеспечение достаточных бюджетных средств, направленных на реализацию федеральных законов, устанавливающих льготы отдельным категориям граждан. В соответствии с пунктом 3 статьи 84 Бюджетного кодекса РФ Министерство финансов РФ организует разработку проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу; проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 Положения о министерстве Финансов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (с изменениями от 18.06.99 г. и 27.08.03 г.) основными задачами Министерства финансов РФ является разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ. Аналогичные полномочия Министерства Финансов предусмотрены и в пункте 5.3 "Положения о Министерстве финансов Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 329 от 30.06.04 г.
В связи с изложенным апелляционный суд полагает обоснованными вывод о наличии оснований для взыскания убытков, сумма которых подтверждается представленными истцом доказательствами, вызванных ненадлежащим исполнением Российской Федерацией в лице Министерства финансов РФ своих обязательств по полному финансированию льгот, предоставляемых в соответствии с федеральными законами. Причем, ответственность за недостаточность финансирования льгот при исполнении финансовым органом субъекта своих обязательств по доведению средств федерального бюджета до непосредственных их получателей (что также подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами), не может быть возложена на бюджет иного уровня, чем федеральный, исходя из следующего:
В соответствии со статьями 72, 76 Конституции РФ разделение полномочий Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области социальной защиты населения производится в соответствии с уровнем органа государственной власти, принявшего соответствующее решение. Согласно постановлению Правительства РФ от 15.08.01 г. N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" ответственность за невыполнение Федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена на региональные органы только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов. В связи с указанным следует признать, что расходы истца, как организации, предоставляющей коммунальные услуги, связанные с предоставлением льгот Героям Социалистического труда и Героям СССР, должны взыскиваться за счет казны Российской Федерации.
В связи с изложенным апелляционный суд признает обжалуемое решение законным и обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2006 г. по делу N А56-31239/2005 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов РФ - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.М. Герасимова |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31239/2005
Истец: ОАО "Северо-Западный Телеком"
Ответчик: Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга, КОМИТЕТ ФИНАНСОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Министерство финансов РФ в лице УФК по Иркутской области, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5177/06