город Ростов-на-Дону |
|
03 июня 2010 г. |
дело N А53-12124/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимченко О.Х.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крючковой М.В.
при участии:
от истца: представитель Твердохлебова О.А., доверенность N 624 от 01.04.2010 г..,
от ответчиков: от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО - представитель Джалян Т.Р., доверенность N 328 от 31.12.2009 г..; от ТУ ФАУГИ по РО - представитель Третьякова Т.Г., доверенность Д-06-160/01 от 09.04.2010;
от третьих лиц: от ФГУ "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений": представитель Туник П.В., доверенность от 08.02.2010 г..; от ООО "Прогресс" и ООО АПК "Хлебное": Русецкий И.Э., доверенности от 21.01.2010 г.. и 10.01.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью АПК "Хлебное", администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области, общества с ограниченной ответственностью "Прогресс"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.09.2009 г.. по делу N А53-12124/2009,
принятое в составе судьи Тер-Акопян О.С.
по иску администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
при участии третьих лиц: ФГУ "Государственная комиссия России по испытанию и охране селекционных достижений", общества с ограниченной ответственностью "Прогресс", общества с ограниченной ответственностью АПК "Хлебное",
о признании недействительным зарегистрированного права собственности за Российской Федерацией на земельный участок
УСТАНОВИЛ:
администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Ростовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации (запись регистрации N 61-61-26/007/2007-234 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.03.2007) на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 1270га, с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0038, местоположение которого установлено относительно ориентира: с. Новоандриановка Ростовской области.
Исковые требования мотивированы следующим. Постановлением главы администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области от 22.09.1993 N 701 Ростовской государственной сортоиспытательной станции (РОГСИС) был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование из земель фонда перераспределения земельный участок площадью 1269га, в том числе 911га пашни, 12га многолетних насаждений, 59га пастбищ, 42га древесно-кустарниковых насаждений, 1га под водой, 82га прочих земель. 24.07.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности РОГСИС. На регистрацию права федеральной собственности были представлены документы иного землепользователя - Ростовской государственной сортоиспытательной станции, ликвидированной по решению суда и исключенной из ЕГРЮЛ на момент регистрации права собственности на землю за Российской Федерацией. Нахождение участка в собственности Российской Федерации ничем не подтверждается. Регистрация права собственности Российской Федерации нарушает право администрации распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены федеральное государственной учреждение "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений", общество с ограниченной ответственностью "Прогресс", общество с ограниченной ответственностью АПК "Хлебное", Управление Роснедвижимости по Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15 сентября 2009 года в иске отказано. Решение суда мотивировано тем, что в Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе о государственной регистрации прав на недвижимое имущество не предусмотрен такой способ защиты нарушенного права как признание недействительной государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Истцом выбран ненадлежащий способ защиты.
Не согласившись с указанным решением, администрация Матвеево-Курганского района обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила отменить решение суда и принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба администрация мотивирована следующим.
Судом сделан неправильный вывод о применении истцом ненадлежащего способа защиты права. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано на основании постановления главы администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области от 22.09.1993 N 700 "О перерегистрации товарищества с ограниченной ответственностью "Матвеево-Курганское" в Ростовскую государственную сортоиспытательную станцию и регистрации ее Положения", постановления главы администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области от 22.09.1993 N 701 "О передаче в бессрочное постоянное пользование земельного участка Ростовской государственной сортстанции из земель фонда перераспределения". Титул права собственности Российской Федерации основании на акте государственного органа, противоречащем законодательству. Суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значения для дела.
Общество с ограниченной ответственностью АПК "Хлебное" также обжаловало решение суда в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба ООО АПК "Хлебное" мотивирована следующим. Государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов. Зарегистрировав незаконно право собственности на спорный земельный участок, ответчики нарушили право истца распоряжаться этим земельным участком. После проведения аукционов по продаже права аренды части спорного участка находятся во владении ООО "Прогресс" и ООО АПК "Хлебное", поскольку истец распорядился частями земельного участка путем заключения договоров аренды. На момент регистрации права собственности Российской Федерации РОГСИС была ликвидирована и исключена из ЕГРЮЛ, при этом право постоянного пользования спорным земельным участком не переходило к каким-либо государственным предприятиям и учреждениям, созданным федеральным органом исполнительной власти. РОГСИС не являлась предприятием или организацией, созданной федеральным органом государственной власти. Спорный земельный участок не включен ни в один из перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю. РОГСИС - государственно-кооперативное сельскохозяйственное предприятие, созданное на базе ТОО "Матвеево-Курганское". Доказательства, подтверждающие закрепление спорного участка федеральным собственником за РОГСИС или за Инспектурой по Ростовской области - филиалом ФГУ "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений" отсутствуют. Спорный участок передавался в постоянное пользование из фонда перераспределения района сортоиспытательной станции. Указанное право прекратилось с ликвидацией РОГСИС. При рассмотрении спора истец просил прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок, переданный в 1993 году в постоянное пользование РОГСИС из фонда перераспределения земель Матвеево-Курганского района. Спорный земельный участок не входил в состав Матвеево-Курганского госсортучастка.
С апелляционной жалобой на решение суда обратилось также общество с ограниченной ответственностью "Прогресс", которое просило решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Прогресс" сослалось на следующее.Государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена. Незаконно зарегистрировав право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, ответчики нарушили право истца распоряжаться этим земельным участком, законными владельцами которого являются ООО "Прогресс" и ООО АПК "Хлебное". Земельный участок площадью 1269га передан РОГСИС в постоянное бессрочное пользование постановлением главы администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области 3701 от 22.09.1993 из земель перераспределения. В момент регистрации права собственности Российской Федерации РОГСИС была ликвидирована. Спорный земельный участок не включен ни в один из перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю. Правовые основания для отнесения этого участка к федеральному уровню собственности отсутствуют. Доказательства закрепления спорного участка за РОГСИС федеральными органами государственной власти не представлены. Спорный участок никогда не входил в состав Матвеево-Курганского госсортучастка. Истец просил признать недействительным право собственности Российской Федерации на земельный участок, переданный в 1993 году в постоянное бессрочное пользование РОГСИС из фонда перераспределения земель Матвеево-Курганского района.
В отзыве на апелляционную жалобу федеральное государственное учреждение "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений" Инспектура по Ростовской области - филиал ФГУ "Госсорткомиссия" доводы апелляционной жалобы истца не признало, просило решение суда оставить без изменения, ввиду следующего. Восстановление нарушенного прав собственности применительно к рассматриваемому спору возможно лишь путем заявления требования об изъятии имущества из чужого незаконного владения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в отзыве на апелляционные жалобы просило оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, сославшись на то, что истцом не доказано наличие у него вещного права на спорный земельный участок. Принадлежность участка истцу на праве муниципальной собственности не доказана. Право собственности Российской Федерации возникло 01.07.2006 с введением в действие статьи 3.1 Закона. Госсортоиспытательная станция владела землями из фонда перераспределения земель Матвеево-Курганского района и неделимого фонда ТОО "Матвеево-Курганское", являющегося федеральной собственностью.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - территориальное управление, ТУ ФАУГИ в РО) в отзыве на апелляционные жалобы просило оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения, указав, что регистрация права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок осуществлена в соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В дополнительных письменных пояснениях от 25.05.2010 N 06-4898/01 территориальное управление также указало, что Положение о РОГСИС было утверждено Всероссийской государственной комиссией по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур по Ростовской области, РОГСИС находилась в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Впоследствии государственные сортоиспытательные станции были включены в единую государственную службу по испытанию и охране селекционных достижений (госсортслужба). Предприятия, учреждения и организации госсортслужбы являются федеральной собственностью.
В судебном заседании апелляционной инстанции лица участвующие в деле доводы жалобы и отзыва на нее поддержали.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд полагает необходимым отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в иске ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 01.03.2007 в Единый государственном реестре прав на недвижимое имущество внесена запись регистрации N 61-61-26/007/2007-234 права собственности Российской Федерации на земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для сельскохозяйственного производства, площадью 1270га, с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0038, расположенный в Матвеево-Курганском районе Ростовской области, относительно ориентира: с. Новоандриановка Матвеево-Курганского района.
Основаниями регистрации права собственности Российской Федерации указаны: пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановление главы администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области от 22.09.1993 N 700, постановление главы администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области от 22.09.1993 N 701 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.03.2007 серия 61 АГN 337263, л.д. 59, т.д. 1).
В соответствии с кадастровым планом от 12.05.2004 N 21-04/03-030 земельный участок с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0038 представляет собой землепользование площадью 1270га с местоположением: установлено относительно ориентира с. Новоандриановка, Матвеево-Курганского района, категория участка - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное производство (л.д. 25-26, т.д. 1).
Согласно статье 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
В случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, для регистрации права собственности Российской Федерации подлежат представлению следующие правоустанавливающие документы на земельный участок: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации) (пункт 2 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно статье 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
До разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Аналогичные критерии отнесения земельных участков к определенному уровню государственной собственности установлены статьями 18 и 19 Земельного кодекса Российской Федерации применительно к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.
01.07.2006 вступил в силу Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом внесены дополнения и изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в частности, введена в действие статья 3.1, согласно которой в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
С 01.07.2006 признан утратившим силу Федеральный закон от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", предусматривавший разграничение государственной собственности на землю по принципу внесения земельного участка в перечень земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникало право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0038 площадью 1270га не указан в перечнях N 60:670, N 60:511 земельных участков, расположенных на территории Ростовской области в границах Матвеево-Курганского района, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 22.09.2005 N 1490-р, а также от 18.10.2005 N 1734-р.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации Матвеево-Курганского района от 10.01.1993 N 8 откормсовхоз "Матвеево-Курганский" перерегистрирован в товарищество с ограниченной ответственностью - аграрное коллективно-совместное предприятие "Матвеево-Курганское", принято решение о регистрации его устава (л.д. 144, т.д. 1).
В соответствии с учредительным договором о создании товарищества с ограниченной ответственностью от 10.02.1993, заключенного между гражданами - работниками реорганизуемого откормсовхоза "Матвеево-Курганский", его участники имеют в общей долевой собственности имущество товарищества, земля находится в коллективно-долевой собственности участников товарищества. Согласно пункту 15 учредительного договора земля, переданная товариществу, а также купленная товариществом является коллективно-совместной собственностью и разделу на паи не подлежит (л.д. 137-138, т.д. 1).
Постановлением главы администрации Матвеево-Курганского района от 28.04.1993 N 410 откормсовхоз "Матвеево-Курганский" реорганизован в товарищество "Матвеево-Курганское" с коллективно-совместной собственностью на землю и имущество в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 232 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (л.д. 145, т.д. 1).
В соответствии с указанным постановлением товариществу "Матвеево-Курганское" передавалось в коллективно-совместную собственность сельхозугодия площадью 4348га (приложение N 1 к постановлению от 28.04.1993 N 410), а также в аренду сроком на 10 лет с правом последующего выкупа земельный участок общей площадью 1269га (л.д. 146, т.д. 1).
19.09.1993 общим собранием ТОО "Матвеево-Курганское" было принято решение о реорганизации ТОО "Матвеево-Курганское" в Государственную сортоиспытательную станцию.
В соответствии с указанным решением общего собрания, ТОО "Матвеево-Курганское" должно было обратиться в администрацию Матвеево-Курганского района с заявлением о передаче арендованных товариществом земель в Ростовскую государственную сортоиспытательную станцию. Директору ТОО "Матвеево-Курганское" поручено подготовить передачу земельных и имущественных паев, образовать комиссию по передаче неделимых фондов в Ростовскую государственную сортоиспытательную станцию (л.д. 147-148, т.д. 1).
Директор ТОО "Матвеево-Курганское" обратился к главе администрации Матвеево-Курганского района с заявлением от 22.09.1993 N 139 о регистрации Ростовской государственной сортоиспытательной станции на базе бывшего ТОО "Матвеево-Курганское" (л.д. 158, т.д. 1).
Постановлением главы администрации Матвеево-Курганского района от 22.09.1993 N 700 ТОО "Матвеево-Курганское" перерегистрировано в Ростовскую государственную сортоиспытательную станцию с местонахождением в с. Ново-Андриановка. Этим же постановлением зарегистрировано Положение Ростовской государственной сортоиспытательной станции (л.д. 159, т.д. 1).
Министром сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) издан приказ от 24.09.1993 N 251 об организации в составе инспектуры Всероссийской государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур по Ростовской области Ростовской областной государственной сортоиспытательной станции, расположенной в с. Ново-Андриановка, Матвеево-Курганский район Ростовской области, на базе ликвидированного ТОО "Матвеево-Курганское" (л.д. 164-165, т.д. 1).
Приказом Министра сельского хозяйства Российской Федерации от 24.09.1993 N 251 на Ростовскую областную государственную сортоиспытательную станцию возложено проведение испытания сортов сельскохозяйственных культур отечественной и зарубежной селекции с целью выявления наиболее пригодных для возделывания в почвенно-климатических условиях области, а также ускорение размножения семян сортов, включенных в государственный реестр сортов, допущенных к использованию в производстве.
В соответствии с приказом председателя Всероссийской государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.09.1993 на основании приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.09.1993 N 251 подлежит организации Ростовская областная государственная сортоиспытательная станция с общей земельной площадью 1269 гектаров (пашни 911 гектаров) с местонахождением: Ростовская область, Матвеево-Курганский район, с. Ново-Андриановка (л.д. 162-163, т.д. 1).
Начальником инспектуры Всероссийской государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур по Ростовской области 21.09.1993 утверждено Положение о Ростовской областной государственной сортоиспытательной станции.
В соответствии с указанным Положением Ростовская государственная сортоиспытательная станция является государственно-кооперативным сельскохозяйственным предприятием, созданным на базе бывшего ТОО "Матвеево-Курганское" по решению общего собрания коллектива и в соответствии с приказом Министра сельского хозяйства Российской Федерации, путем передачи земли, арендованной ТОО "Матвеево-Курганское", из фонда перераспределения земель Матвеево-Курганского района в бессрочное пользование станции, земельных паев бывших членов ТОО "Матвеево-Курганское", а также неделимого фонда ТОО "Матвеево-Курганское", переданного в федеральную собственность, и имущественных паев бывших членов ТОО "Матвеево-Курганское" (л.д. 150-157, т.д. 1).
Пунктом 1.2 Положения о Ростовской государственной сортоиспытательной станции было установлено, что госсортстанция организуется, реорганизуется и ликвидируется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по представлению Всероссийской государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур.
В соответствии с пунктами 4.1, 7.2 Положения о госсортстанции имущество госсортстанции состоит из земель, арендованных бывшим ТОО "Матвеево-Курганское" из фонда перераспределения земель Матвеево-Курганского района и переданных госсортстанции в бессрочное пользование, неделимого фонда ТОО "Матвеево-Курганское", являющихся федеральной собственностью, а также земельных и имущественных паев бывших членов ТОО "Матвеево-Курганское", являющихся частной собственностью бывших работников ТОО "Матвеево-Курганское" и переданных госсортстанции в пользование по договору (л.д. 153, т.д. 1). Выделение части имущества и земли (обеспечивающих деятельность госсортстанции и являющихся федеральной собственностью) в натуре при выходе работников из госсортстанции не допускается (л.д. 156, т.д. 1).
Постановлением главы администрации Матвеево-Курганского района от 22.09.1993 N 701 в связи с реорганизацией товарищества "Матвеево-Курганское" в государственную сортоиспытательную станцию Ростовской госсортстанции передан в бессрочное постоянное пользование земельный участок площадью 1269га из земель фонда перераспределения, используемый ранее товариществом "Матвеево-Курганское", в том числе 911га пашни, 12га многолетних насаждений, 59га пастбищ, 42га древесно-кустарниковых насаждений, 1га под водой, 82га прочих земель (л.д. 161, т.д. 1).
Как видно из свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования землей, выданного Ростовской областной государственной сортоиспытательной станции с. Ново-Александровка Матвеево-Курганского района, указанному землепользователю на основании постановления администрации Матвеево-Курганского района N 700 (сентябрь 1993 года) для сельскохозяйственного использования предоставлено 1269га земли, из которых 1143га - сельскохозяйственные угодья, в составе которых 972га заняты пашнями, 12га - многолетними насаждениями, 159га - пастбищами; 126га - прочих угодий. Данное свидетельство является временным документом и действует до выдачи государственного акта на право собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей (л.д. 100, т.д. 1).
Из письма Инспектуры по Ростовской области - Ростовского филиала ФГУ "Госсорткомиссия" 2006 года в адрес Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации следует, что на землях сельскохозяйственного назначения, полученных в постоянное (бессрочное) пользование на основании свидетельства от 24.09.1993 N 239, проводит государственное сортоиспытание сельскохозяйственных культур Матвеево-Курганский госсортучасток - структурное подразделение Инспектуры по Ростовской области - филиала ФГУ "Госсорткомиссия", осуществляющий деятельность в составе РОГСИС (л.д. 102, т.д. 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 390 было утверждено Положение о Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений, согласно которому Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Госкомиссия), образованная в соответствии с Законом Российской Федерации "О селекционных достижениях", являлась государственным учреждением.
Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации образована постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 390 на базе Всероссийской государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, ее организаций, учреждений и предприятий.
Госкомиссия, инспектуры по государственному испытанию и охране селекционных достижений, государственные сортоиспытательные станции, государственные сортоиспытательные участки, Всероссийский центр по оценке качества сортов сельскохозяйственных культур образуют единую государственную службу по испытанию и охране селекционных достижений (госсортслужбу).
В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 09.04.2002 N 368 Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений реорганизована путем присоединения к ней государственных учреждений в качестве филиалов.
Реорганизованная Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений преобразована данным приказом в федеральное государственное учреждение "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений" (ФГУ "Госсорткомиссия") (л.д. 96-97, т.д. 1).
Председателем федерального государственного учреждения "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений" 25.12.2002 утверждено Положение об Инспектуре по Ростовской области - филиале федерального государственного учреждения "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений".
Как следует из данного Положения, в составе федерального государственного учреждения "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений" на основании приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 09.04.2002 N 368 создан филиал - Инспектура по Ростовской области (ростовский филиал ФГУ "Госсорткомиссия").
В соответствии с пунктом 1.8 Положения об Инспектуре по Ростовской области - филиале ФГУ "Госсорткомиссия" (с учетом изменений от 28.01.2004) филиал осуществляет свою деятельность на территории Ростовской области. В состав филиала входит, в том числе, Матвеево-Курганский госсортучасток (в составе РОГСИС) (л.д. 205, т.д. 1).
Инспектура по Ростовской области - филиал федерального государственного учреждения "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений" указана в составе филиалов ФГУ "Госсорткомиссия" в Уставе ФГУ "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений", утвержденном Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.09.2006 N 445-у (л.д. 214, т.д. 1).
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2006 по делу N А53-14159/2001 в отношении Ростовской государственной сортоиспытательной станции было завершено конкурсное производство. (л.д. 110-111, т.д. 1).
24.07.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации Ростовской областной государственной сортоиспытательной станции по решению суда (выписка из ЕГРЮЛ от 05.05.2009 - л.д. 19-24, т.д. 1, л.д. 107, т.д. 1).
Как видно из материалов дела, администрацией Матвеево-Курганского района в отношении земель РОГСИС после их закрепления за указанной организацией на праве постоянного бессрочного пользования принимались отдельные распорядительные акты.
Так, 20.04.1995 было издано постановление главы администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области N 218 об изъятии из земель РОГСИС земельных участков общей площадью 1322га, ранее закрепленных в собственность на основании неточных списков, и об их передаче в фонд перераспределения района. Свидетельство N 239 на право собственности на землю, выданное ранее РОГСИС, признано указанным постановлением утратившим силу (пункт 3), РОГСИС предписано получить в комитете по земельным ресурсам и землеустройству свидетельство о праве собственности на землю (пункт 4) (л.д. 168, т.д. 1).
Постановлением от 27.04.1995 N 247 Ростовской государственной сортоиспытательной станции передан в аренду из фонда перераспределения района сроком на 7 лет земельный участок площадью 1269га. Указанным постановлением РОГСИС предписано в месячный срок заключить договор аренды на земли сельхозназначения (л.д. 169, т.д. 1).
28.02.2006 было принято постановление главы администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области N 159, согласно которому в связи с введением в отношении Ростовской государственной сортоиспытательной станции конкурсного производства земли сельскохозяйственного назначения площадью 1831га, переданные РОГСИС в бессрочное (постоянное) пользование, подлежат изъятию с передачей в фонд перераспределения, в том числе 944га пашни, 131га пастбищ, 40га многолетних насаждений, 383га растительности, 21га под водой, 53га площадей, улиц, дорог, 86га застроенных территорий, 173га прочих земель.
Между тем, арбитражный суд критически оценивает данные постановления как не повлекшие прекращения права постоянного бессрочного пользования землей, указанной в свидетельстве от 24.09.1993 N 239, ввиду следующего.
Согласно статье 69 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 N 1103-1 (утратила силу 24.12.1993) совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации получают землю в бессрочное (постоянное) пользование для ведения общественного сельскохозяйственного производства.
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Свидетельство о праве пользования землей от 24.09.1993 N 239 соответствует форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 бланки свидетельства о праве собственности на землю могут временно (до момента выдачи государственного акта установленного образца) использоваться для оформления права бессрочного (постоянного) пользования землей.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" такие свидетельства признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2007 N 6501/07).
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие прекращение права постоянного (бессрочного) пользования Ростовской государственной сортоиспытательной станции на спорный участок площадью 1269га, в порядке, определенном главой VII Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, согласно пункту 3 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату издания постановления от 28.02.2006 N 159) решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, принимается судом в соответствии со статьей 54 настоящего Кодекса.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в силу пункта 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Между тем, в материалах дела не имеется решения суда о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком РОГСИС либо отказа РОГСИС от указанного права.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком отнесено статьей 216 Гражданского кодекса Российской Федерации к вещным правам, подлежащим защите от их нарушения любым лицом в порядке, определенном статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, администрация Матвеево-Курганского района после предоставления в 1993 году в постоянное пользование земель сельскохозяйственного назначения РОГСИС не вправе была принимать в отношении данных земель какие-либо распорядительные акты, влекущие изъятие отдельных участков, их перераспределение, прекращение прав на них, без предварительного прекращения в установленном порядке права бессрочного постоянного пользования РОГСИС.
Доказательств, подтверждающих выбытие из владения Ростовской государственной сортоиспытательной станции до ее ликвидации как юридического лица отдельных участков из земель, предоставленных ей в постоянное пользование и указанных в соответствующем свидетельстве (л.д. 100, т.д. 1), в материалах дела не имеется.
В силу указанных обстоятельств право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком РОГСИС не могло прекратиться и в результате издания постановления администрации Матвеево-Курганского района N 247 от 27.04.1995 о передаче из фонда перераспределения района в аренду РОГСИС сроком на 7 лет земельного участка площадью 1269га. Доказательств заключения соответствующего договора аренды в материалах дела не содержится.
Доказательств прекращения на дату издания постановления N 247 от 27.04.1995 права бессрочного постоянного пользования РОГСИС земельным участком площадью 1269га, предоставленным госсортстанции постановлением N 701 от 22.09.1993, в материалах дела не усматривается.
Постановление главы администрации Матвеево-Курганского района N 218 от 20.04.1995 об изъятии из земель РОГСИС земельных участков площадью 1322га, ранее закрепленных в собственность, и признании утратившим силу выданного РОГСИС свидетельства N 239 на право собственности на землю (л.д. 168, т.д. 1) не принимается во внимание как не имеющее отношения к настоящему делу, поскольку указанный в этом постановлении земельный участок не индивидуализирован, не определено его положение на местности; кроме того, право собственности на землю не может быть прекращено административным актом - распоряжением районной администрации. Из содержания данного постановления также следует, что изъятию из земель РОГСИС подлежат земельные участки, закрепленные за членами коллектива РОГСИС, в связи с обнаружившейся неточностью в списках членов коллектива. Между тем, доказательств реального выделения и изъятия данных земельных участков из пользования РОГСИС с их последующей передачей в фонд перераспределения земель района в материалах дела не имеется.
Разделом IV приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" сортоиспытательные станции и участки включены в перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к указанному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Указом Президента Российской Федерации от 29.12.1991 N 341 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" сортоиспытательные станции и участки отнесены к объектам, приватизация которых осуществлялась только по решению Правительства Российской Федерации.
Сортоиспытательные станции и участки были включены в утвержденный 23.01.1992 Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации перечень сельскохозяйственных предприятий, не подпадающих под действие постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов".
Указанное постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 предусматривало проведение разграничения находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, с выделением земли, остающихся в государственной собственности, и земель, передаваемых гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность. Следовательно, земли, переданные в бессрочное постоянное пользование Ростовской госсортстанции, не могли быть разделены между членами ее коллектива и переданы им в частную собственность.
Сортоиспытательные станции и участки были включены постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1 в перечень объектов и предприятий, приватизация которых осуществлялась только по решению Госкомимущества России с учетом мнения отраслевых министерств.
В соответствии с пунктом 20 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" передача в собственность трудовым коллективам имущества сортоиспытательных станций и участков осуществляется по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом с согласия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Российской академии сельскохозяйственных наук. При выходе из состава соответствующего хозяйства не допускалось выделение в натуре части имущества и земли, обеспечивающих выполнение функций сортоиспытательной станции (участка).
Постановлением главы администрации Ростовской области от 24.12.1992 N 478 Матвеево-Курганская сортоиспытательная станция включена в перечень госсортучастков, передача имущества которых в собственность трудовым коллективам осуществляется по решению Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом с согласия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Российской академии сельскохозяйственных наук, без выделения части имущества и земли в натуре при выходе из состава хозяйства. Ростовская областная государственная сортоиспытательная станция включена постановлением главы администрации Ростовской области от 09.02.2000 N 44 в список специализированных сельскохозяйственных предприятий Ростовской области, из земель которых не допускается выделение земельных долей (паев) в натуре.
Согласно Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, сортоиспытательные станции и участки включены в перечень объектов и предприятий, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена (пункт 2.1.22).
В силу пункта 1 Положения о Госкомиссии по испытанию и охране селекционных достижений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 390, предприятия, учреждения и организации госсортслужбы, их средства производства и иное имущество являются федеральной собственностью, находятся в оперативном управлении Госкомиссии и приватизации не подлежат (данное положение утратило силу с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 942).
Как следует из статьи 1 Соглашения от 29.05.1996 N 5 между Правительством Российской Федерации и администрацией Ростовской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей на территории Ростовской области, земли в пределах границ Ростовской области могут находиться в федеральной, областной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области.
Статьей 2 указанного Соглашения установлено, что в федеральной собственности могут находиться земельные участки, необходимые, в том числе, для федеральных семенных инспекций и лабораторий по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательных станций, других федеральных сельскохозяйственных предприятий.
Данное Соглашение вступило в силу со дня его подписания, было заключено сроком на пять лет и продлевалось на каждое последующее пятилетие, если ни одна из сторон не заявит другой стороне путем письменного уведомления за шесть месяцев до истечения соответствующего срока о своем желании прекратить его действие (в соответствии с Договором от 15.03.2002 договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ростовской области от 11 июня 1996 г.. прекратил свое действие с 21.03.2002).
На основании анализа указанных правовых актов арбитражный суд приходит к выводу о том, что на момент введения в действие статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (01.07.2006) земля, предоставленная Ростовской госсортстанции в бессрочное постоянное пользование из земель фонда перераспределения на основании постановления главы администрации Матвеево-Курганского района от 22.09.1993 N 701 площадью 1269га (свидетельство о праве пользования землей от 24.09.1993 N 239) не была изъята из пользования указанной организации, правовой титул владения которой (постоянное бессрочное пользование) не изменялся.
Внесение записи о ликвидации Ростовской госсортстанции в ЕГРЮЛ состоялось 24.07.2006, то есть после введения в действие статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Ликвидация Ростовской госсортстанции не препятствует регистрации права федеральной собственности на принадлежавший ей земельный участок, поскольку законом не предусмотрено такого основания прекращения возникшего в силу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ права федеральной собственности на землю как последующая ликвидация соответствующей государственной организации.
Поскольку Матвеево-Курганский госсортучасток входил в состав филиала федерального государственного учреждения "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений" - Инспектуры по Ростовской области, следует признать, что находящийся в пользовании Матвеево-Курганского госсортучастка РОГСИС земельный участок площадью 1269га из земель фонда перераспределения, используемый ранее ТОО "Матвеево-Курганское", относится к земельным участкам, предоставленным некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти (учредителем ФГУ "Госсорткомиссия" является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
То обстоятельство, что земельный участок площадью 1269га предоставлен Ростовской госсортстанции в бессрочное постоянное пользование из земель фонда перераспределения, не изменяет его принадлежности к собственности Российской Федерации ввиду следующего.
В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 N 1103-1 в РСФСР устанавливалась государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) их коллективов (совместная или долевая).
Собственниками земли выступали: государство в лице РСФСР и республик, входящих в ее состав, граждане, колхозы, коллективы других кооперативных сельскохозяйственных предприятий и акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса РСФСР государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности РСФСР и собственности республик, входящих в состав РСФСР, за исключением земель, переданных в собственность граждан, колхозов, коллективов других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ.
Земли, находящиеся в государственной собственности, могли передаваться Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность за исключением случаев, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР (абзац 2 статьи 6 Земельного кодекса РСФСР).
Данные положения Земельного кодекса РСФСР действовали на момент принятия постановления главы администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области от 28.04.1993 N 410, которым в аренду ТОО "Матвеево-Курганское" был предоставлен земельный участок площадью 1269га (л.д. 145-146, т.д. 1), а также постановления главы администрации Матвеево-Курганского района от 22.09.1993 N 701 о передаче Ростовской госсортстанции в связи с реорганизацией ТОО "Матвеево-Курганское" земельного участка площадью 1269га в бессрочное постоянное пользование (л.д. 161, т.д. 1).
Приведенные статьи Земельного кодекса РСФСР были признаны утратившими силу Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации".
Между тем, истцом не доказано, что с принятием Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 и в последующем земельный участок площадью 1269га был изъят из федеральной собственности Российской Федерации и передан субъекту права государственной собственности иного уровня (Ростовской области, соответствующему муниципальному образованию).
Принадлежность спорного земельного участка к государственной собственности сторонами настоящего дела не оспаривается.
Согласно статье 14 Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе" в процессе осуществления земельной реформы решениями Советов народных депутатов может быть изъята и передана в специальный земельный фонд для последующего перераспределения и наделения земельными участками часть земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.
В соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" в фонды перераспределения земель подлежали включению участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий. Местной администрации предписывалось организовать продажу земель фонда по конкурсу, передачу в аренду с правом последующего выкупа.
Из данных правовых актов не следует, что земли, включенные в фонд перераспределения земель, становились собственностью муниципального образования или соответствующего субъекта Российской Федерации.
Включение земельных участков в состав фонда перераспределения земель признавалось статьей 4 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности.
Однако доказательств, подтверждающих внесение спорного земельного участка в перечень земельных участков, на которые возникает право собственности Ростовской области, в материалах дела не содержится.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ перечни земельных участков, на которые возникало право собственности субъектов Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю, подлежали утверждению Правительством Российской Федерации, на основании актов которого об утверждении соответствующих перечней осуществлялась государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации на земельные участки. Пунктом 1 статьи 2 того же Федерального закона было установлено, что право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доказательств регистрации права государственной собственности Ростовской области или Матвеево-Курганского района в материалах дела не усматривается.
Кроме того, с иском обратилась не Ростовская область, а администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области, которая не доказала наделения ее правом выступать с иском в защиту прав и законных интересов Ростовской области.
Интерес администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области, защищаемый посредством настоящего иска, состоит в том, чтобы не допустить разграничения государственной собственности на спорный земельный участок в результате его отнесения к федеральному уровню собственности. Как видно из искового заявления, администрация Матвеево-Курганского района заинтересована в распоряжении данным земельным участком как находящимся в неразграниченной государственной собственности на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Однако право распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляемое органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, не является самостоятельным вещным правом, предусмотренным Разделом II Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащим вещно-правовой защите против другого субъекта права государственной собственности - Российской Федерации. Данное правомочие носит, по сути, временный, переходный характер и направлено на обеспечение организации земельных отношений в период до разграничения государственной собственности на землю между различными уровнями государственной собственности.
При этом администрация Матвеево-Курганского района не отрицает того обстоятельства, что регистрация права собственности Российской Федерации была произведена именно на тот земельный участок, который был предоставлен Ростовской госсортстанции постановлением главы администрации Матвеево-Курганского района от 22.09.1993 N 701.
Поскольку администрация Матвеево-Курганского района не доказала, что спорный земельный участок находится на момент обращения с иском в муниципальной собственности Матвеево-Курганского района или должен быть передан в муниципальную собственность в дальнейшем в соответствии с нормами федерального закона, регистрация права собственности Российской Федерации не нарушает права и законные интересы муниципального образования Матвеево-Курганский район, что исключает признание ее заинтересованным лицом в настоящем процессе и является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Учитывая, что вопрос о возврате спорного участка либо о признании права муниципальной собственности на него в рамках настоящего дела не ставится, рассматриваемое требование не направлено на восстановление нарушенного права. Оспаривая зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок, истец избрал ненадлежащий способ защиты своих прав.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.08.2009 по делу N А25-1150/2008.
Представленное арбитражному суду постановление главы администрации Матвеево-Курганского района от 17.06.1997 N 367 "О включении дополнительно в списки учредителей РОГСИС граждан, имеющих право на земельный пай", в соответствии с которым гражданам Клименко А.В., Чайковой Л.В., Дымарь А.В. выделен из районного фонда перераспределения земельный участок общей площадью 21.78га для наделения указанных граждан земельными паями, с выдачей свидетельств на право собственности на землю, не может оказать влияние на спор между администрацией Матвеево-Курганского района и Российской Федерацией в лице ТУ ФАУГИ по Ростовской области. В рамках настоящего дела право федеральной собственности на землю оспаривается другим субъектом права публичной собственности по мотивам неправильного разграничения государственной собственности на спорный земельный участок, что не препятствует заинтересованным лицам обратиться с самостоятельным иском об оспаривании зарегистрированного права.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в иске, ограничился констатацией того обстоятельства, что избранный истцом способ защиты не является надлежащим как не предусмотренный законом, и воздержался от исследования фактических обстоятельств настоящего дела.
По смыслу абзаца 3 пункта 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, допустим в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения. На такой иск в силу абзаца пятого статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется.
Как видно из материалов дела, администрация Матвеево-Курганского района владеет спорным земельным участком, осуществляет в его отношении распорядительные действия, в том числе в форме передачи в аренду.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о ненадлежащем способе защиты является преждевременным. Суду необходимо было, с учетом статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовать, возникло ли у Российской Федерации право федеральной государственной собственности на спорный участок и существовало ли оно на момент регистрации этого права в ЕГРП, а также в какой мере государственная регистрация права собственности Российской Федерации на этот участок нарушает право собственности Матвеево-Курганского района на тот же участок или препятствует возникновению в отношении него права муниципальной собственности этого муниципального образования.
Решение суда первой инстанции как принятое по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела, подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об отказе в иске.
Поскольку доводы апелляционных жалоб администрации Матвеево-Курганского района, ООО "Прогресс" и ООО АПК "Хлебное" основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их удовлетворения не имеется, в связи с чем, государственная пошлина, уплаченная при подаче соответствующих жалоб, подлежит отнесению на их заявителей по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При подаче апелляционных жалоб ООО "Прогресс" и ООО АПК "Хлебное"государственная пошлина оплачена платежным поручением N 266 от 29.09.2009 г,N240 от 30.09.2009 г., администрации Матвеево-Курганского района освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче жалобы в силу закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15 сентября 2009 года по делу N А53-12124/2009 отменить, принять новый судебный акт.
Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области в иске отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12124/2009
Истец: Администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по РО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
Третье лицо: ООО АПК "Хлебное", ФГУ "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений", МИФНС России N1 по РО, Управление Роснедвижимости по РО