г. Владимир |
|
"30" ноября 2011 г. |
Дело N А38-1913/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.11.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Звениговскому муниципальному району (ОГРН 1021200557718), г.Звенигово,
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.09.2011 по делу N А38-1913/2011, принятое судьей Толмачевым А.А.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Марий Эл к Отделу вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Звениговскому муниципальному району о взыскании недоимки, пеней, штрафов в размере 4 815 728 рублей.
В судебном заседании участвуют представители:
от Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Звениговскому муниципальному району - Саратов Д.О. по доверенности от 01.06.2011N 119/69 сроком действия до 21.12.2011;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Марий Эл - Зайнуллина Л.А. по доверенности от 22.11.0211 N 02-45/12, Зенова О.Ю. по доверенности от 22.11.2011 N 02-45/11.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Марий Эл (далее по тексту - Инспекция) проведена выездная налоговая проверка соблюдения Отделом вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Звениговскому муниципальному району (далее по тексту - Отдел) законодательства о налогах и сборах за 2007-2009 годы.
По результатам проверки составлен акт от 13.01.2011 N 1 и принято решение от 17.02.2011 N 2 о привлечении Отдела к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль в виде взыскания штрафа в размере 367 428 рублей. Указанным решением Отделу предложено уплатить в бюджет налог на прибыль за 2007-2009 годы в сумме 3 676 454 рублей, пени за неуплату налога на прибыль в сумме 771 846 рублей и пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 119 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл от 11.03.2011 N 13 апелляционная жалоба Отдела оставлена без удовлетворения.
Согласно статьям 69, 70, 104 Налогового кодекса Российской Федерации Отделу было направлено требование N 3260 об уплате недоимки, пеней и налоговых санкций в срок до 31.03.2011.
В установленный требованием срок доначисленные суммы налога, пеней и штрафов Отделом не уплачены, в связи с чем Инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о взыскании с Отдела налога на прибыль в сумме 3 676 454 рублей, пеней за неуплату налога на прибыль в сумме 771 846 рублей и штрафа в размере 367 428 рублей.
Решением от 22.09.2011 с Отдела взыскана в бюджет недоимка по налогу на прибыль за 2007 год в размере 1 110 222 рублей, за 2008 год в размере 1 314 210 рублей, за 2009 год в размере 1 252 022 рублей, пени за несвоевременное перечисление налога на прибыль в размере 771 846 рублей, штрафы по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль за 2007 год в размере 2500 рублей, за неуплату налога на прибыль за 2008 год в размере 2500 рублей, за неуплату налога на прибыль за 2009 год в размере 2500 рублей, за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет в размере 119 рублей, всего в сумме 4 455 919 рублей. В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Отдел ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Отдела указал на взыскание судом пени в сумме 119 рублей по налогу на доходы физических лиц в отсутствие заявленного Инспекцией требования о взыскании указанной суммы.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отношении пени в сумме 119 рублей по налогу на доходы физических лиц представители Инспекции подтвердили, что с требованием о взыскании указанной суммы в суд не обращались, поскольку данная сумма Отделом была уплачена самостоятельно.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что решение подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и подтверждено представителями лиц, участвующих в деле, Инспекцией не предъявлялось требование о взыскании пени в сумме 119 рублей по налогу на доходы физических лиц. Взыскивая данную сумму, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене.
Оснований для отмены решения суда в остальной части не имеется.
Как усматривается из решения Инспекции, основанием доначисления налога на прибыль послужил вывод налогового органа о необоснованном невключении Отделом в состав налоговой базы за 2007, 2008 и 2009 годы доходов, полученных в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц, предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан.
Из материалов дела следует, что в проверяемый период Отдел оказывал услуги юридическим и физическим лицам по охране их имущества и являлся налогоплательщиком налога на прибыль. Полагая, что денежные средства, полученные от оказания услуг по охране имущества, освобождены от налогообложения, в налоговых декларациях за 2007-2009 годы налог на прибыль к уплате в бюджет Отдел не уплачивал.
На основании пунктов 1, 2, 12 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589, вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа. Подразделения вневедомственной охраны участвуют в гражданско-правовых отношениях, заключая договоры охраны имущества собственников, в установленном порядке и в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы финансово-хозяйственной, договорной и внешнеэкономической деятельности.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон "О милиции" были внесены изменения, согласно которым из статьи 35 были исключены положения о финансировании подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 N489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия Постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 N 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации Постановления Совета Министров СССР от 22.02.1988 N 263 в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" в Положение от 14.08.1992 N 589 были внесены изменения, согласно которым из пункта 10 исключены положения об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Кроме этого, утратил силу пункт 11 данного Положения, согласно которому фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формируется в пределах 80 процентов от средств, поступающих по договорам от собственников. Средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ. За счет остатка неиспользованных средств производятся также отчисления в централизованный резервный фонд, из которого возмещаются убытки от крупных краж и пожаров. Положение о централизованном резервном фонде утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с действующей в проверяемый период редакцией Положения от 14.08.1992 N 589 оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами (пункт 10).
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.
При этом, как следует из положений статьи 6 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", полученные Отделом денежные средства по договорам оказания услуг по охране имущества юридических и физических лиц к доходам бюджета не относятся.
Кроме того, статьей 6 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Таким образом, в связи с внесением изменений в действующее законодательство, денежные средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны по заключенным гражданско-правовым сделкам, перестали носить характер целевого финансирования.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что до перечисления полученных от осуществления услуг по охране имущества средств в бюджет подразделениями вневедомственной охраны необходимо уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Отдел, являясь бюджетным учреждением, оказывает услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату, то есть на возмездной основе.
По смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 13 марта 2008 года N 5-П, налоговые обязательства организаций являются прямым следствием их деятельности в экономической сфере и потому неразрывно с ней связаны; возникновению налоговых обязательств, как правило, предшествует вступление организации в гражданские правоотношения, т.е. налоговые обязательства базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны.
Таким образом, бюджетные учреждения признаются плательщиками налога на прибыль организаций, поскольку они допущены государством к участию в гражданском обороте в качестве самостоятельных субъектов, обладающих правом оперативного управления государственным имуществом, и уполномочены на осуществление деятельности, связанной с получением экономической выгоды.
Закрепляя правила определения налогоплательщиками - бюджетными учреждениями налоговой базы по налогу на прибыль организаций, федеральный законодатель установил, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств (абзац первый пункта 2 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций, согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации, являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном Налогового кодекса Российской Федерации.
Доходами от коммерческой деятельности бюджетных учреждений, которые - в отличие от доходов, получаемых ими в рамках целевого финансирования, -для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены к доходам от иных источников, признаются доходы, получаемые бюджетными учреждениями от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также внереализационные доходы (пункт 4 части второй статьи 250, абзац второй пункта 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ один лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, установлен в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом доходы от оказания услуг юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату к таким доходам не отнесены.
Поскольку судом не установлены обстоятельства, исключающие налогообложение налогом на прибыль доходов Отдела от оказания услуг по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, указанные доходы признаются выручкой от реализации услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно данным налогового органа, Отделом получены денежные средства от оказания услуг по охране имущества физических и юридических лиц в следующих размерах: в 2007 году - 4 625 924 рубля, в 2008 году - 5 475 874 рубля, в 2009 году - 6 267 068 рублей. Также установлены внереализационные расходы Отдела за 2009 год в размере 6955 рублей, тем самым налогооблагаемый доход ответчика составил 6 260 113 рублей. Денежные средства учитывались Отделом как доходы от оказания услуг федеральными учреждениями. Размер выручки от реализации услуг по охране имущества Отделом не оспаривается.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств (пункт 2 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации (действовавшей в проверяемый период), если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
Между тем налоговым органом установлено, что все заявленные налогоплательщиком расходы за 2007 - 2009 г.г. произведены Отделом за счет средств целевого финансирования. Указанное обстоятельство подтверждается данными бюджетной сметы. Внереализационные расходы Отдела установлены и учтены налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки.
Доказательств того, что финансирование налогоплательщика в части понесенных расходов в установленном порядке предусмотрено и осуществлялось за счет двух источников, в материалы дела не представлено.
Положения действующего законодательства устанавливают определенный порядок исполнения государственными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль с доходов, что не препятствует налогоплательщику самостоятельно уплатить налог на прибыль в бюджет с учетом фактического получения денежных средств от оказания услуг на свой счет.
Расчет налога и пеней судом проверен и признан правильным.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.09.2011 по делу N А38-1913/2011 отменить в части взыскания с Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Звениговскому муниципальному району, г.Звенигово, Звениговский район, пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 119 рублей.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.09.2011 по делу N А38-1913/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Звениговскому муниципальному району, г.Звенигово, Звениговский район, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-1913/2011
Истец: МИФНС N 2 по Республике Марий Эл
Ответчик: Отдел вневедомственной охраны при ОВД по Звениговскому муниципальному району