г. Санкт-Петербург |
|
21 августа 2006 г. |
Дело N А26-1588/2006-21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Т.И. Петренко
судей Г.В. Борисовой, М.Л. Згурской
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Н.И. Аль Марашдех
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6726/2006) Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску на Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 27 апреля 2006 года по делу N А26-1588/2006-21 (судья А.Б. Петров),
по заявлению Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску
к муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N 95 "Родничок",
Администрации г. Петрозаводска
Централизованной бухгалтерии N 2
о взыскании налога и пени в сумме 26 673 рубля 94 копейки
при участии:
от истца (заявителя, взыскателя): не явились (извещены, уведомление N 35050)
от ответчика (должника, заинтересованного лица): не явились (извещены, конверт с уведомлением N 35051, уведомления N 35052, N 35053)
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - Инспекция, налоговый орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N 95 "Родничок" (далее - Детский сад, Учреждение) и соответчикам - Администрации г. Петрозаводска, Централизованной бухгалтерии N 2 о взыскании пени по единому социальному налога в сумме 26 673 рубля 94 копейки.
Определением от 27 апреля 2006 года суд производство по делу N А26-1588/2006 - 21 прекратил в связи с неподведомственностью настоящего заявления арбитражному суду в силу иного установленного законом порядка взыскания задолженности. При этом суд исходил из того, что иной порядок взыскания применен налоговым органом, выдавшим исполнительный документ (постановление) в соответствии со статьями 45 -47 НК РФ, что исключает применение судебного порядка взыскания.
На указанное определение Инспекцией подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд не учел, что согласно статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Апелляционный суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с наличием недоимки по единому социальному налогу (далее - ЕСН) Инспекцией вынесено и направлено в адрес Детского сада требование от 28.10.2005 N 37119 об уплате в добровольном порядке в срок до 07.11.2005 задолженности по ЕСН в размере 13 216 руб. 63 коп., а также 26 673,94 рублей пеней, начисленных в связи с несвоевременной уплатой налога (л.д.6).
В связи с неисполнением названного требования и на основании статьи 46 НК РФ Инспекция вынесла решение от 24.11.2005 N 10562 о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 95 "Родничок" 1 417,12 рублей ЕСН и 26 673,94 рублей пеней за счет денежных средств Детского сада на счетах в банках.
В связи с отсутствием информации о счетах Детского сада в банках Инспекция приняла решение о взыскании данной задолженности за счет имущества Детского сада и вынесла постановление от 09.12.2005 N 1816 о взыскании налогов (сборов), а также пени за счет имущества Учреждения (л.д.11).
Возбужденное на основании указанного постановления 14.12.2005 судебным приставом-исполнителем отдела по особым производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия исполнительное производство N 37-537 окончено постановлением от 23.12.2005 об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания (л.д.23).
Постановлением судебного пристава от 23.12.2005 Инспекции возвращено постановление от 09.12.2005 N 1816 о взыскании налогов (сборов) и пени за счет имущества Учреждения (л.д.23).
В связи с названными обстоятельствами налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании сумм задолженности в судебном порядке.
Суд прекратил производство по делу по основанию пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данный вывод суда основан на неправильном применении норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать- недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленные сроки обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банке.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пени с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено, и, соответственно, право такого взыскания налоговым органам настоящим Кодексом не предоставлено, данное право может быть реализовано только в судебном порядке.
В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период рассмотрения спора) обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика, нормой пункта 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговому органу предоставлено право взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым органом не произведено взыскание задолженности по налогам и пени в бесспорном порядке, поскольку у Детского сада отсутствует собственное имущество, расчетные счета в банках и финансирование осуществляется через бюджетный счет Администрации и Централизованной бухгалтерии N 2, взыскание с которого предусмотрено только в судебном порядке.
Следовательно, у суда отсутствовали правовые основания для прекращения производства по делу.
При таких обстоятельствах определение суда первой инстанции о прекращении производства по делу подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.04.2006 года по делу N А26-1588/2006-21 отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.И. Петренко |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1588/2006
Истец: Инспекция ФНС по г. Петрозаводску
Ответчик: Администрация г. Петрозаводска, МДОУ "Детский сад комбинированного вида N95 "Родничок"
Третье лицо: Централизованная бухгалтерия N2
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6726/06