г. Санкт-Петербург |
|
08 июня 2006 г. |
Дело N А42-13131/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Згурской М.Л., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4798/2006) ГУ - УПФ РФ по г. Кировску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.03.2006 года по делу N А42-13131/2005 (судья Востряков К.А.),
по заявлению ОАО "Апатит"
к ГУ - УПФ РФ по г. Кировску Мурманской области
3-е лицо: Межрайонная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области
об обязании произвести зачет
при участии:
от заявителя: Явтуховская Г.Н. - доверенность от 09.02.2006 года;
от ответчика: Титков А.В. - доверенность от 19.12.2005 года N 40;
от 3-го лица: не явился, извещен;
установил:
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 17.03.2006 года удовлетворены требования ОАО "Апатит" об обязании ГУ - УПФ РФ по г. Кировску Мурманской области произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в сумме 22924736 руб. в счет уплаты авансового платежа по взносам на финансирование страховой части пенсии, подлежащей уплате за июль 2005 г.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ по г. Кировску Мурманской области просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, представитель не явился. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании представитель ГУ - УПФ РФ по г. Кировску Мурманской области поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил:
15.08.2005 г. платежным поручением N 8993 Общество уплатило 22924736 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на код бюджетной классификации 18210202020061000160 - на накопительную часть трудовой пенсии, указав при этом в назначении платежа "страховые взносы в ПФР - страховая часть, взносы по зарплате июля 2005 г".
После обнаружения допущенной описки в коде бюджетной классификации, ОАО "Апатит" обратилось в Инспекцию по КНП с заявлением о зачете образовавшейся переплаты в размере 22924736 руб. в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии.
07.09.2005 налоговый орган направил заявителю ответ, в котором сообщил, что у Инспекции отсутствуют правовые основания по проведению зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
С аналогичным заявлением о проведении зачета Общество 13.10.2005 г. обратилось в Фонд.
Письмом от 19.10.2005 ответчик отказал ОАО "Апатит" в проведении зачета, указав, что у Фонда отсутствуют правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что лицом, обязанным осуществить зачет спорной суммы взносов, является ГУ - УПФ РФ по г. Кировску Мурманской области.
Данный вывод суда является ошибочным.
В соответствии п. 1 ст. 25 Закона N 167- ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.
Закон N 167-ФЗ не регулирует непосредственно порядок зачета излишне уплаченных взносов, следовательно, к этим правоотношениям подлежат применению нормы налогового законодательства (ст.2 ФЗ N 167-ФЗ).
В рамках контрольных мероприятий налоговыми органами осуществляется постановка на учет плательщиков страховых взносов, учет начисленных и уплаченных сумм страховых взносов и выявление недоимки или излишне уплаченной суммы страховых взносов, которая подлежит возврату (зачету) по заявлению плательщика.
При этом органами Фонда осуществляется вторичный учет информации о платежах по страховым взносам на основании данных федерального казначейства и налоговых органов с целью использования ее при приеме и обработке документов индивидуального (персонифицированного) учета.
Министерство финансов РФ письмом от 21 июля 2005 года N 02-05-03/2221 разъяснило процедуру возврата (зачета) излишне уплаченных неналоговых платежей, администрируемых органами государственной власти и местного самоуправления. Возврат излишне уплаченных сумм неналоговых платежей осуществляется территориальными органами Федерального казначейства в соответствии с "Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ", утвержденным Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н, на основании распоряжения о возврате и платежного поручения администратора поступлений в бюджет.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации"от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ и Приложением 11.1 данного закона, администраторы поступлений в бюджет - это федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учет, принятие решений о возврате излишне уплаченных страховых взносов в бюджет, за которым закреплены основные источники доходов федерального бюджета.
Органы Пенсионного фонда РФ являются администраторами поступлений в бюджет по коду главы 392... - страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, денежные поступления (штрафы) и другие доходы - всего 11 наименований кодов, по которым Пенсионный фонд РФ осуществляет все мероприятия, предусмотренные ст. 2 ФЗ от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ как администратор поступлений в бюджет.
Такой вид дохода, как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ закреплен за Федеральной налоговой службой согласно приложения N 11 к приказу Минфина РФ от 21.12.2005 г. N152н.
Взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей. Документы о поступлениях предоставляются администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий (п. 30 Приказа Министерства финансов РФ от 16.12.2004 N 16н).
Кроме того, ответчиком до рассмотрения спора уже было вынесено Решение от 18.10.2005 года о зачете указанных сумм.
Данное решение было направлено администратору кода (ИФНС) для направления распоряжения в Федеральное казначейство. Налоговый орган письмом от 21.11.2005 г. N 01-19-25/1/11820 (том 2, л.д. 57) указал, что решение ответчика о зачете страховых взносов вынесено необоснованно.
На основании Соглашения по информационному взаимодействию между МНС России и ПФР налоговые органы представляют органам ПФР исполненные органами федерального казначейства заключения налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к ПФР.
Возврат излишне уплаченных сумм неналоговых платежей осуществляется территориальным органом Федерального казначейства на основании распоряжения о возврате и платежного поручения администратора поступлений в бюджет. Поскольку администратором поступлений в бюджет по кодам бюджетной классификации, на которые перечисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в силу закона, являются налоговые органы, то у органов ПФР отсутствует право на оформление распоряжения и на правления его в Федеральное казначейство для возврата (зачета) излишне уплаченных сумм страховых взносов.
При таком положении апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 269, пп. 4 п. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.03.2006 года по делу N А42-13131/2005 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с ОАО "Апатит" в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-13131/2005
Истец: ОАО "Апатит"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Кировску Мурманской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4798/06