г. Вологда |
|
28 ноября 2011 г. |
Дело N А66-4619/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Виноградовой Т.В.,
судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковой Н.В.,
при участии от индивидуального предпринимателя Емельяновой Людмилы Михайловны ее представителя Смирновой А.В. по доверенности от 13.01.2011 N 69 НП 0725553,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Емельяновой Людмилы Михайловны
на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 сентября 2011 года
по делу N А66-4619/2011 (судья Басова О.А.),
УСТАНОВИЛ
индивидуальный предприниматель Емельянова Людмила Михайловна (ОГРНИП 304690608600073; далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации Весьегонского района Тверской области (ОГРН 1046902009021; далее - Администрация) о признании незаконным отказа от 16.02.2011 в выдаче и утверждении схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка, занятого зданием, расположенным по адресу: Тверская область, г. Весьегонск, ул. К. Маркса, д. 145, и необходимого для его использования и возложении обязанности на Администрацию утвердить и выдать указанную схему.
К участию в деле привлечены заинтересованные лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее - Территориальное управление), муниципальное унитарное предприятие "Весьегонский рынок" (далее - МУП "Весьегонский рынок").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 15 сентября 2011 года в удовлетворении требований отказано.
Предприниматель в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Территориальное управление, МУП "Весьегонский рынок", Администрация, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.11.2009 серии 69-АБ N 583158 Предпринимателю принадлежит на праве собственности одноэтажный торговый павильон площадью 116,4 кв. м, инв. N 1-2405, лит. ВВ1, находящийся по адресу: Тверская область, Весьегонский район, г. Весьегонск, ул. К. Маркса, д. 145 с кадастровым номером 69:05:0070112:19:8. Названный павильон расположен на земельном участке с кадастровым номером 69:05:0070112:19 общей площадью 7613 кв. м.
Предприниматель обратилась в Администрацию с заявлением от 07.02.2011 об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории земельного участка, занятого принадлежащим ей зданием, а также определении местоположения границ земельного участка и его площади с учетом фактического землепользования.
В адрес предпринимателя Емельяновой Л.М. направлена выписка из протокола N 3 заседания районной комиссии по отводу земельных участков для строительства от 16.02.2011, в соответствии с которой ей отказано в формировании земельного участка.
Письмом Администрации от 30.03.2011 N 379 отказ в формировании земельного участка подтвержден, в нем указано, что заявителю для строительства торгового павильона как отдельно строящегося объекта земельный участок не предоставлялся, а было выдано разрешение на строительство объекта на территории рынка, то есть предполагалось строительство торгового павильона в составе зданий и строений городского рынка. Земельный участок под рынком, на котором размещен торговый павильон Предпринимателя, зарезервирован под общественно значимые объекты, а впоследствии предоставлен для размещения городского рынка. Данный участок передан в аренду МУП "Весьегонский рынок" на основании постановления администрации Весьегонского района от 01.10.2002 N 483 сроком на 49 лет без права выкупа и из резервных территорий не выведен. Кроме того, земельный участок под городским рынком относится к землям общего пользования, является единым, неделимым и предоставлен для размещения городского рынка, а не для строительства отдельных торговых павильонов.
Предприниматель Емельянова Л.М., полагая, что отказ Администрация не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы по оформлению прав на земельный участок, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 того же Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 названного Кодекса Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
По смыслу названной нормы схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдается в том случае, когда на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости заявителя, этот участок не прошел кадастровый учет или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка.
Павильон с кадастровым номером 69:05:0070112:19:8, принадлежащий предпринимателю Емельяновой Л.М. на праве собственности, располагается на земельном участке 69:05:0070112:19, сформированном и учтенном в государственном кадастре недвижимости в установленном порядке. Имеется кадастровый план земельного участка, выданный 12.03.2007.
Из имеющегося в материалах дела плана следует, что на указанном земельном участке с кадастровым номером 69:05:0070112:19 расположен не только объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности предпринимателю Емельяновой Л.М., но и иные объекты недвижимости. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.01.2011 N 01/038/2011-233 на земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:19 помимо права аренды самого Предпринимателя зарегистрированы следующие действующие ограничения и обременения: права аренды (МУП "Весьегонский рынок") - до 2052 года, Савкиной Т.И. - до 2052 года), ипотека (залогодержатель - открытое акционерное общество Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации, до 2012 года). В материалы дела также представлены договоры субаренды на различные площади в составе земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:19, предоставленные в целях размещения магазинов и торговых павильонов.
Земельный участок, необходимый для эксплуатации объекта недвижимости заявителя, отдельно не сформирован.
Таким образом, Предприниматель фактически намерен разделить сформированный земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:19, находящийся в пользовании нескольких лиц, и выделить часть, на которой расположен принадлежащий ему павильон. Следовательно, участки должны быть разделены, поставлены на кадастровый учет как вновь сформированные.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 названной статьи образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В рассматриваемом случае с заявлением Предпринимателя от 07.02.2011 об утверждении и выдаче ему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте, документы, подтверждающие согласие иных правообладателей на раздел спорного земельного участка, не представлялись.
Согласно пункту 6 статьи 11.9. ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Спорный земельный участок на основании договора аренды от 19.12.2002 N 47 используется под размещение социально-значимого объекта - городского рынка. На нем находится здание администрации рынка, торговые ряды и торговые павильоны.
В материалы дела Емельяновой Л.М. представлены заявление Яковлевой Е.Ю. и Савкиной Т.И. об их согласии на раздел земельного участка. Однако согласие иных правообладателей на раздел спорного земельного участка отсутствует.
Из отзыва МУП "Весьегонский рынок" усматривается, что указанный арендатор своего согласия на раздел земельного участка не дает, по его мнению, в случае приобретения прав на земельные участки владельцами торговых павильонов и, как следствие, организации подъездов к ним, возникнет необходимость в расторжении договоров субаренды с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории рынка, так как количество мест на рынке ограничено. По сведениям МУП "Весьегонский рынок", на территории рынка расположено 23 торговых павильона. Таким образом, образование земельного участка, на который претендует заявитель, и передача его в собственность Предпринимателю, отрицательно скажется на функционировании рынка и рациональности использования земельного участка.
По мнению Предпринимателя, согласование в той форме, которая предусмотрена пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ производится на этапе проведения кадастровых работ при составлении межевого плана.
Данный вывод является ошибочным.
Пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ не является отсылочной нормой. Частью 6 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) предусмотрено, что в текстовой части межевого плана указываются в установленном частью 1 статьи 39 этого Закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
На основании части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 этой статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, получение согласия землепользователей земельных участков, из которых при выделе образуются земельные участки, и согласование местоположения границ смежных земельных участков производятся на различных этапах приобретения (оформления) прав на земельный участок.
Кроме того, подпунктом 4 пункта 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412, установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
В силу пункта 75 Требований к подготовке межевого плана раздел "Схема расположения земельных участков" оформляется на основе разделов кадастрового плана территории или кадастровой выписки соответствующего земельного участка, содержащих картографические изображения, либо с использованием картографического материала.
Схема предназначена для отображения местоположения земельных участков относительно смежных земельных участков, границ кадастрового деления (для земельных участков, занятых протяженными объектами), природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (если отдельные части границы земельного участка совпадают с местоположением внешних границ таких объектов и сведения о таких объектах содержатся в ГКН), земельных участков или земель общего пользования.
Таким образом, до утверждения Администрацией схемы расположения земельного участка должно быть получено согласие смежных землепользователей на раздел или выдел земельного участка.
Поскольку раздел земельного участка, прошедшего кадастровый учет, в том числе и с целью последующей реализации прав, предусмотренных статьей 36 ЗК РФ, производится по правилам статьи 11.2 названного Кодекса при наличии согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Администрации обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка.
Кроме того, границы земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:19 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070406:7, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 31.01.2011 и также исключает возможность выдачи и утверждения схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка, занятого зданием, расположенным по адресу: Тверская область, г. Весьегонск, ул. К. Маркса, д. 145, и необходимого для его использования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Предпринимателю в удовлетворении требований.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Тверской области от 15 сентября 2011 года по делу N А66-4619/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Емельяновой Людмилы Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4619/2011
Истец: ИП Емельянова Людмила Михайловна
Ответчик: Администрация Весьегонского района Тверской области
Третье лицо: МУП "Весьегонский рынок", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, Представитель Емельяновой Л. М. Смирнова А. В.
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7572/12
30.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7572/12
07.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-408/12
28.11.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7304/11