город Ростов-на-Дону |
15АП-11445/2011 |
02 декабря 2011 г. |
дело N А32-16824/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Л. А.
судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от закрытого акционерного общества "Тандер" - представитель - Махненко Роман Николаевич, доверенность от 15.09.2011 г. N 2-4/407;
от Управления Росфиннадзора по Краснодарскому краю - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания управление уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
закрытого акционерного общества "Тандер"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2011
по делу N А32-16824/2011, принятое в составе судьи Ивановой Н.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер"
к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае (далее - Управление Росфиннадзора в Краснодарском крае) о признании незаконным и отмене постановления N 04-05/11/529 от 09.06.2011 г.
Решением суда от 07.09.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Не согласившись с данным судебным актом, ЗАО "Тандер" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 07.09.2011 г. отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что к спорным отношениям подлежит применению абзац 4 пункта 2.4 Положения о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, поскольку товар ввезен обществом из Республики Беларусь, а таможенный контроль на границе РФ и Республики Беларусь отменен. Срок представления подтверждающих документов обществом не пропущен.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управлением Росфиннадзора в Краснодарском крае в отношении ЗАО "Тандер" проведена проверка соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что обществом "Тандер" (покупатель) с фирмой-нерезидентом "БЕЛИТА", Республика Беларусь (поставщик) заключен договор от 09.04.2010 г. N GK/4/1576/10 на поставку товара. Общая сумма договора составляет 1 000 000 000 руб. (пункт 1 договора).
Паспорт сделки N 10050001/2295/0008/2/0 оформлен в ЗАО "БСЖВ" 04.05.2010 г.
Во исполнение вышеназванного контракта заявителю поставлен товар на сумму 237 130, 20 руб., что подтверждается товарно-транспортной накладной N 0748003 от 25.05.2010 г.
Справку о подтверждающих документах общество представило в уполномоченный банк 14.07.2010 г.
По факту несвоевременного представления соответствующих документов в банк, Управлением Росфиннадзора в Краснодарском крае 25.05.2011 г. в отношении общества составлен протокол N 04-05/11-529 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст.15.25 КоАП ПФ.
Управлением Росфиннадзора Краснодарском крае 09.06.2011 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 04-05/11/529 о привлечении ЗАО "Тандер" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
В силу части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение на юридических лиц административного штрафа.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г.. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Согласно части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный Банк Российской Федерации.
Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) устанавливается Центральным Банком Российской Федерации.
Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен утвержденным Центральным банком РФ Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций от 01.06.2004 г. N 258-П и Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 15.06.2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
Пунктом 2.1 Положения Центрального банка РФ от 01.06.2004 г. N 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешне торговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее Положение N 258-П) определено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, предоставляет в Банк России, регулирующий порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее - банк ПС), документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
В пункте 2.2 Положения N 258-П указано, что резидент представляет подтверждающие документы в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, установленном приложением 1 к Положению N 258-П.
Основанием для вывода суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ послужило нарушение обществом срока предоставления подтверждающих документов по контракту, предусмотренного абз. 2 пункта 2.4 Положением, согласно которому справка и подтверждающие документы представляются резидентом в установленном банком порядке и в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.
Между тем, в соответствии с Указом Президента РФ N 525 от 25.05.1995 г. "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", п. 1 Приказа ГТК РФ от 07.07.1995 г. N 443 "Об отмене таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь" (действовавшими в период ввоза товара) перемещение товаров через границу Российской Федерации и Белоруссии осуществляется без подачи таможенной декларации, следовательно, в качестве документа, содержащего необходимые сведения о факте ввоза товара по внешнеторговому контракту, является любой товаросопроводительный (товарораспорядительный) и иной документ, подтверждающий ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
Таким образом, к спорным отношениям надлежит применить абзац 4 пункта 2.4 Положения N 258-П, согласно которому подтверждающие документы и два экземпляра справки о подтверждающих документах должны представляться резидентом в установленном порядке и в согласованный банком паспорта сделки срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации. Датой оформления указанных в этом абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
При этом Положение N 258-П не определяет, какой конкретно документ в качестве подтверждающего ввоз товара должен представить резидент в уполномоченный банк паспорта сделки. Поэтому документом, подтверждающим факт ввоза товаров, может быть любой товаросопроводительный, транспортный документ и (или) иной документ, на основании которого товар перемещался через таможенную границу Российской Федерации (по выбору резидента).
Ввоз товара на территорию Российской Федерации подтверждается документами, которыми оформлялся факт доставки (ввоза) на территорию Российской Федерации товара и его прием покупателем - ЗАО "Тандер" от поставщика - "БЕЛИТА".
В товарно-транспортной накладной N 0748003 от 25.05.2010 г., представленной заявителем со справкой о подтверждающих документах, содержится отметка о получении груза обществом "Тандер" 01.06.2010 г., следовательно, подтверждающие документы подлежали представлению в банк в срок до 15.07.2010 г.
Из материалов дела усматривается, что подтверждающий документ по указанной ТТН представлен обществом в банк 14.07.2010 г., то есть с соблюдением срока, установленного абз. 4 пункта 2.4 Положения
Таким образом, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2011 по делу N А32-16824/2011 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Росфиннадзора в Краснодарском крае от 09.06.2011 г. N 04-05/11-529.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Л.А. Захарова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16824/2011
Истец: ЗАО "Тандер"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в КК