г. Пермь |
|
16 июня 2010 г. |
Дело N А71-1210/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Соларевой О. Ф.
судей Шварц Н. Г., Назаровой В. Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Овчинниковой О. В.
при участии:
от истца, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" - не явились;
от ответчиков, Муниципального учреждения здравоохранения Медико-Санитарная часть N 8 - не явились: Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска - не явились;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 24 марта 2010 года
по делу N А71-1210/2010,
принятое судьёй О. А. Сидоренко
по иску открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания"
к Муниципальному учреждению здравоохранения Медико-Санитарная часть N 8, Муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска
о взыскании задолженности по договору энергоснабжения, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Открытое акционерное общество "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному учреждению здравоохранения Медико-санитарная часть N 8 (далее - МУЗ МСЧ N 8, ответчик) о взыскании 193 850 руб. 50 коп. задолженности за поставленную в период с августа по ноябрь 2009 г.. электрическую энергию, 4 351 руб. 54 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статей 309, 310, 395, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (л.д.5-6).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.03.2010 г.. к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска (л.д.57-58).
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истцом заявлено ходатайство об отказе от иска в части взыскания суммы основного долга, просит увеличить исковые требования в части взыскания процентов за период с 20.08.2009 г.. по 31.01.2010 г.. до 6 259 руб. 95 коп. (л.д.66). Ходатайство истца рассмотрено судом первой инстанции по правилам ст. 159 АПК РФ и удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2010 г.. (резолютивная часть от 17.03.2010 г.., судья О. А. Сидоренко) производство по делу в части взыскания суммы основного долга прекращено, с МУЗ МСЧ N 8 в пользу ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" взыскано 2 149 руб. 12 коп. процентов, 686 руб. 63 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску, с МО "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска в пользу ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" взыскано 4 110 руб. 83 коп. процентов, 1 313 руб. 37 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску (л.д.103-107).
Ответчик, Управление финансов Администрации города Ижевска, с решением суда первой инстанции не согласился в части взыскания процентов с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение суда в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда принято с существенным нарушением норм материального права. Полагает, что Управление финансов Администрации города Ижевска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу в соответствии со ст. ст. 120 ГК РФ, 161, 241.1 Бюджетного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.06.2005 г.. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ). Указывает на то, что МУЗ МСЧ N 8, являясь юридическим лицом и стороной контракта в силу ст. 48 ГК РФ самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, являясь надлежащим ответчиком. Кроме того, по мнению ответчика, с него неправомерно взысканы судебные расходы в размере 1 313 руб. 37 коп., поскольку Управление финансов в силу ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты госпошлины.
В судебное заседание ответчик явку представителя не обеспечил.
МУЗ МСЧ N 8 представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 4110руб.83коп. взысканы с МО "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска обоснованно с учетом его вины.
В судебное заседание ответчик явку представителя не обеспечил, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство рассмотрено по правилам ст. 159 АПК РФ и удовлетворено.
Истец, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компании", отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание явку представителя не обеспечил.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствия сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (Гарантирующий поставщик) и МУЗ МСЧ N 8 (Потребитель) заключен договор энергоснабжения N Р 1358 от 01.07.2009 г.. (в редакции протокола разногласий, протокола урегулирования разногласий и дополнительных соглашений), в соответствии с условиями которого Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии Потребителю в объемах утвержденных лимитов бюджетного финансирования, а также обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии путем заключения договоров с территориальной (ыми) сетевой (ыми) организацией, а Потребитель обязуется принимать и своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказываемые услуги (л.д.14-33).
Во исполнение условий договора энергоснабжения истец в период с августа по ноябрь 2009 г.. поставил ответчику электроэнергию, предъявил к оплате счета-фактуры (л.д.38, 40).
В нарушение ст.ст. 309, 310 ГК РФ, условий договора обязательство по оплате тепловой энергии исполнено ответчиком ненадлежащим образом. Задолженность ответчика по расчету истца составила 193 850 руб. 50 коп.
Письмом от 24.09.2009 г.. N 38/4366 ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" направило претензию МУЗ МС N 8 с требованием о погашении долга (л.д.35), которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для начисления процентов за пользование чужими денежными средствами согласно ст. 395 ГК РФ и обращения в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Прекращая производство по делу в части взыскания основного долга на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, суд первой инстанции исходил из заявленного истцом отказа от исковых требований в связи с уплатой суммы долга.
Взыскивая с МУЗ МСЧ N 8 проценты в сумме 2 149 руб. 12 коп., с МО "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска - в сумме 4 110 руб. 83 коп., суд первой инстанции исходил из того, что между сторонами заключен муниципальный контракт; ответчики несвоевременно оплатили поставленную электроэнергию; установлена вина ответчиков в ненадлежащем исполнении обязательства по оплате; с момента предъявления МУЗ МСЧ N 8 платежных поручений в Управление финансов Администрации города Ижевска ответственность за несвоевременную их оплату должно нести МО "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска.
Выводы суда о прекращении производства по делу в части взыскания основного долга, а также в части взыскания процентов с МУЗ МСЧ N 8, сторонами не оспариваются, в связи с чем апелляционная жалоба Управления финансов рассмотрена в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции в обжалованной части подлежит изменению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии п. 5.4 договора в редакции протокола регулирования разногласий расчетный период - месяц с 1 по 30 (31) число. Оплата за потребляемую электрическую энергию производится в объеме выделенных лимитов, путем списания денежных средств с лицевого сета Потребителя, открытого в Управлении финансов Администрации города Ижевска. Плата за электрическую энергию производится потребителем платежными поручениями в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным. Гарантирующий поставщик направляет потребителю 5-10 числа месяца, следующего за расчетным, счет-фактуру и акт приема-передачи электрической энергии.
Факт получения счетов-фактур сторонами не оспаривается.
Согласно п. 38 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств и ведения Управлением финансов лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета города Ижевска, утвержденного Приказом Управления финансов Администрации города Ижевска от 27.03.2008 г.. N 111-п, расчетные и кассовые документы предоставляются в Управление финансов клиентом и должны быть оформлены в соответствии с нормативными документами банка России, Министерства финансов РФ и Федерального казначейства Российской Федерации.
После проверки документы, служащие основанием платежа, визируются специалистом отдела платежей и предварительного контроля штампом "Принято" и возвращаются получателю средств (п. 40 Указанного порядка).
Исполнение платежных поручений производится с учетом наличия средств на текущем счете бюджета путем формирования из представленных платежных поручений распоряжения на финансирование. Распоряжение на финансирование формируется уполномоченным работником отдела платежей и с приложением платежных поручений передается в отдел бухгалтерского учета и отчетности для осуществления платежа. Распоряжение на финансирование заверяется подписям начальника Управления финансов, главного бухгалтера и начальника отдела платежей и предварительного контроля (п. 43 указанного Порядка).
В силу ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Материалами дела подтверждается, что платежные поручения на оплату поставленной электроэнергии направлены МУЗ МСЧ N 8 в Управление финансов по истечении срока, предусмотренного сторонами в п. 5.4. договора. О факте принятия указанных платежных поручений к исполнению Управлением финансов свидетельствует штамп Управления финансов на экземпляре платежного поручения (л.д.62). Вместе с тем Управление финансов оплатило платежные поручения не сразу, а по истечении некоторого времени, в связи с чем увеличился период просрочки в их оплате.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о просрочке в оплате долга как со стороны МУЗ МСЧ N 8 в связи с несвоевременным направлением платежных документов Управлению финансов, так и самого Управления финансов в части своевременной оплаты указанных платежных поручений (ст.401 ГК РФ).
С учетом степени вины ответчиков, суд первой инстанции, руководствуясь расчетом ответчика, обоснованно взыскал 2 149 руб. 12 коп. процентов с МУЗ МСЧ N 8, 4 110 руб. 83 коп. - с МО "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за период с 20.08.2009 г.. по 31.01.2010 г.. Расчет процентов сторонами не оспорен.
Обжалуя решение суда первой инстанции в части взыскания с него процентов, ответчик - Управление финансов Администрации города Ижевска указывает на то, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, ссылаясь при этом на ст. ст. 48, 120 ГК РФ, ст. ст. 158, 161 Бюджетного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ. Данные доводы подлежат отклонению на основании следующего.
Договор энергоснабжения N Р 1358 от 01.07.2009 г.. заключен в целях удовлетворения муниципальных нужд по организации теплоснабжения.
Согласно п. 5.3. договора в редакции дополнительного соглашения N 2 от 15.09.2009 г.. ориентировочная цена договора на 2009 год оставляет 535 124 руб. 00 коп., из них 522 700 руб. 00 коп. - средства бюджета, 12 424 руб. 00 коп. - средства внебюджета (л.д.29).
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом N 94-ФЗ, частями 1, 2 ст. 9 которого установлено, что государственный или муниципальный контракт заключается заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков
Согласно ст. 9 названного закона под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Заявитель не оспаривает тот факт, что договор энергоснабжения является муниципальным контрактом. Как указало Управление финансов в отзыве на иск, договор энергоснабжения от 01.07.2009 г.. N Р1358 внесен в реестр муниципальных контрактов за номером 2400409031675, дата включения в реестр 06.10.2009 г.. (л.д.95,96). Оплата за тепловую энергию по данному договору осуществлялась УФК по Удмуртской Республике путем списания денежных средств с лицевого счета МУЗ МСЧ N 8, открытого в Отделении Управления федерального казначейства по Удмуртской Республике в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств и ведения Управлением финансов лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета города Ижевска, утвержденным Приказом Управления финансов Администрации города Ижевска от 27.03.2008 г.. N 111-п, (л.д.62-64).
Следовательно, поскольку при заключении муниципальных контрактов на оказание услуг по теплоснабжению муниципальные заказчики действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само муниципальное образование.
Из положения ч. 2 ст. 120 ГК РФ следует, что несение собственником имущества муниципального учреждения субсидиарной ответственности допускается применительно к обязательствам, стороной которых является бюджетное учреждение.
Между тем при заключении муниципального контракта на оказание услуг по теплоснабжению учреждение, являющееся муниципальным заказчиком, действует от имени и в интересах муниципального образования, поэтому должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является муниципальное образование.
Поскольку при исполнении муниципального контракта на оказание услуг для муниципальных нужд обязательства возникают у муниципального образования, обязательство по оплате поставленной ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" электроэнергии по договору энергоснабжения N Р 1358 от 01.07.2009 г.. не может быть признано обязательством учреждения, в связи с чем к сложившимся правоотношениям не подлежат применению положения ст. 120 ГК РФ.
Согласно ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающего порядок исполнения бюджетов, исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
Таким образом, при наличии задолженности по муниципальному контракту она подлежит взысканию с муниципального образования в лице соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.
В соответствии с п. 1 раздела 1 Положения об Управлении финансов Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 03.10.2006 г. N 137, Управление финансов является функциональным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, организующим исполнение бюджета города Ижевска.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований, является само публично-правовое образование в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты потребленной МУЗ МСЧ N 8 электрической энергии бюджетные средства, то есть МО "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, правомерно указав его в качестве надлежащего ответчика по настоящему делу.
Однако судом первой инстанции не учтено, что поскольку источником оплаты являются средства городского бюджета (казны муниципального образования), то и взыскание процентов должно производится за счет казны МО "город Ижевск" (ст.1069 ГК РФ), в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.
Довод Управления финансов Администрации г. Ижевска о неправомерном взыскании с него 1313 руб. 37 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины также отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Статьей 101 АПК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно пункту 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В данном случае судом на основании части 1 статьи 110 АПК РФ разрешен вопрос не об уплате Управлением финансов Администрации г. Ижевска в бюджет государственной пошлины по делу, а о распределении судебных расходов, понесенных ООО "Удмуртские коммунальные системы" при обращении в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Управление финансов Администрации г. Ижевска не учитывает, что изменение отдельных положений пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, внесенное статьей 14 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не распространяется на порядок распределения судебных расходов.
Арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения другой стороне фактически понесенных судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, положением части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит изменению на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
В соответствии с п.п. 1.1. п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2010 г.. по делу N А71-1210/2010 в обжалованной части изменить.
Изложить резолютивную часть в следующей редакции:
Принять заявленный открытым акционерным обществом "Удмуртская энергосбытовая компания" отказ от иска в части взыскания долга в сумме 193 850руб.50коп., производство по делу в указанной части прекратить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения Медико-Санитарная часть N 8, г. Ижевск, в пользу Открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания", г. Ижевск 2 149 (две тысячи сто сорок девять) руб. 12 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 686 (шестьсот восемьдесят шесть) руб. 63 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску.
Взыскать с Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "город Ижевск" в пользу Открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания", г. Ижевск 4 110 (четыре тысячи сто десять) руб. 83 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 1 313 (одну тысячу триста тринадцать) руб. 37 коп. в возмещение судебных расходов.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Удмуртская энергосбытовая компания", г. Ижевск из федерального бюджета 4 946 (четыре тысячи девятьсот сорок шесть) руб. 06 коп. госпошлины по иску, уплаченной по платежному поручению N 367 от 29.01.2010 г.. (платежное поручение N 367 от 29.01.2010 г.. на сумму 5 464руб.04коп. остается в материалах дела).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Ф.Соларева |
Судьи |
Н.Г.Шварц |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1210/2010
Истец: ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания"
Ответчик: "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, здравоохранения Медико-Санитарная часть N8 Управления здравоохранения Администрации г. Ижевска, МУП "Медико-санитарная часть N8"
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4900/10