г. Пермь |
|
27 апреля 2010 г. |
Дело N А71-18017/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лихачевой А.Н.,
судей Масальской Н.Г., Шварц Н.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Минкович И.А.
при участии:
от истца, от ответчиков - не явились;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы истца - Открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания", ответчика - Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 17 февраля 2010 года по делу N А71-18017/2009,
принятое судьей Сидоренко О.А.,
по иску Открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания"
к Муниципальному учреждению "Центр дошкольного образования и воспитания" Первомайского района города Ижевска, Муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска, Управлению дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска
о взыскании задолженности по договору энергоснабжения, процентов
Установил: Открытое акционерное общество "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Муниципальному учреждению "Центр дошкольного образования и воспитания" Первомайского района города Ижевска о взыскании 1 537 330 руб. 49 коп. долга за потребленную электрическую энергию в период ноябрь 2009 г. - декабрь 2009 г., 34 888 руб. 28 коп. процентов (с учетом уточнения размера исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением суда от 21.01.2010 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска, Управление дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.02.2010 г. исковые требования удовлетворены частично, с Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска за счет казны муниципального образования "Город Ижевск" в пользу ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" взыскано 1 537 330 руб. 49 коп. долга, 18 606 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов, в удовлетворении остальной части иска к Муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска отказано, в удовлетворении иска к Муниципальному учреждению "Центр дошкольного образования и воспитания" Первомайского района города Ижевска, Управлению дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска отказано. С ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" в доход федерального бюджета взыскано 429 руб. 63 коп. госпошлины (с учетом определения об исправлении опечатки от 23.03.2010 г.).
Истец, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", с решением суда в части отказа во взыскании процентов в сумме 34 888 руб. 28 коп. не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение суда в указанной части изменить, взыскать с Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска проценты в размере 34 888 руб. 28 коп. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно, не применен закон, подлежащий применению. Ссылаясь на ст. 395 ГК РФ, п. 50 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ N 6/8 от 01.07.1996 г., указывает, что факт получения и использования денежных средств истцом доказываться не должен, полагает, что ему необходимо доказать только факт просрочки в оплате продукции.
Ответчик, Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска, с решением суда от 17.02.2010 г. не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить. Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда принято с существенным нарушением норм материального права. Указал, что суд не учел разъяснения, данные в постановлениях Пленума ВАС от 22.06.2006 г. N 21, N 23. Ссылаясь на ст. ст. 48, 120, 526 ГК РФ, ст. ст. 158, 161 Бюджетного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.06.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), заявитель жалобы указал, что муниципальным заказчиком может выступать бюджетное учреждение, которое самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, что Управление финансов Администрации города Ижевска не является главным распорядителем бюджетных средств Муниципального образования "Город Ижевск" для бюджетного учреждения - получателя средств местного бюджета, которым в данном случае является Управление дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска. Ссылаясь на ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, заявитель жалобы указал, что Управление финансов Администрации города Ижевска является финансовым органом муниципального образования, осуществляющим составление и организацию исполнения местного бюджета.
Истец, ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, письменные отзывы на апелляционные жалобы не представили, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и Муниципальным учреждением "Центр дошкольного образования и воспитания" Первомайского района города Ижевска (потребитель) заключен договор энергоснабжения (для потребителей, финансируемых за счет средств местного бюджета) N РО669 от 01.07.2009 г., по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии потребителю в объемах утвержденных лимитов бюджетного финансирования, а также обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии путем заключения договоров с территориальной сетевой организацией, а ответчик - принимать и своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказываемые услуги в порядке, предусмотренном разделом 5 договора.
Во исполнение условий договора истец в период ноябрь 2009 г. - декабрь 2009 г. поставил потребителю электрическую энергию и предъявил к оплате счета-фактуры.
В связи с несвоевременной оплатой полученной электрической энергии задолженность потребителя составила 1 537 330 руб. 49 коп., что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании 1 537 330 руб. 49 коп. долга за потребленную электрическую энергию в период ноябрь 2009 г. - декабрь 2009 г. и 34 888 руб. 28 коп. процентов, начисленных на основании ст. 395 ГК РФ, п. 7.4 договора (с учетом уточнения размера исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца в части взыскания суммы основного долга за счет Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска за счет казны муниципального образования "Город Ижевск", руководствуясь ст. ст. 3, 9 Федерального закона N 94-ФЗ, ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, пришел к выводу, что должником по обязательствам, вытекающим из договора N Р0669 от 01.07.2009 г., является муниципальное образование, в данном случае - Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска, у которого находятся выделенные для оплаты бюджетные средства. Отказывая в удовлетворении требований в части взыскания 34 888 руб. 28 коп. процентов, суд исходил из недоказанности указанных требований.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционные жалобы подлежат отклонению.
Пунктом 1 ст. 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Факт отпуска электрической энергии истцом Муниципальному учреждению "Центр дошкольного образования и воспитания" Первомайского района города Ижевска в спорный период и наличие задолженности за поставленную электрическую энергию в сумме 1 537 330 руб. 49 коп. подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле. Данному обстоятельству судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований для переоценки не имеется.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ответчик - Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска указывает на то, что Муниципальное учреждение "Центр дошкольного образования и воспитания" Первомайского района города Ижевска, являющееся юридическим лицом и стороной муниципального контракта, должно самостоятельно выступать в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, ссылаясь при этом на ст. ст. 48, 120 ГК РФ, ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ. Данные доводы подлежат отклонению на основании следующего.
Как следует из обстоятельств дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, заключенный между ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" и Муниципальным учреждением "Центр дошкольного образования и воспитания" Первомайского района города Ижевска договор энергоснабжения N РО669 от 01.07.2009 г. является муниципальным контрактом.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом N 94-ФЗ, частями 1, 2 ст. 9 которого установлено, что государственный или муниципальный контракт заключается заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Согласно ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающего порядок исполнения бюджетов, исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
В соответствии с п. 1 раздела 1 Положения об Управлении финансов Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 03.10.2006 г. N 137, Управление финансов является функциональным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, организующим исполнение бюджета города Ижевска.
Таким образом, поскольку при заключении муниципального контракта на оказание услуг по теплоснабжению для муниципальных нужд муниципальные заказчики действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само муниципальное образование, в данном случае - муниципальное образование "Город Ижевск" в лице уполномоченного органа (Управления финансов Администрации города Ижевска), у которого находятся выделенные для оплаты указанных услуг бюджетные средства.
Кроме того, условиями самого договора энергоснабжения N РО669 от 01.07.2009 г. предусмотрена оплата услуг электроснабжения из средств местного бюджета (пункты 3.7, 5.4 договора).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на ст. 120 ГК РФ в обоснование довода о возложении обязательства по оплате оказанных истцом услуг теплоснабжения на Муниципальное учреждение "Центр дошкольного образования и воспитания" Первомайского района города Ижевска, несостоятельны. В данном случае положения ч. 2 ст. 120 ГК РФ, устанавливающей ответственность муниципального учреждения по собственным обязательствам и субсидиарную ответственность собственника имущества применению не подлежат, поскольку Муниципальное учреждение "Центр дошкольного образования и воспитания" Первомайского района города Ижевска в возникших между сторонами правоотношениях является муниципальным заказчиком, действующим от имени и в интересах муниципального образования.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, о необоснованности отказа суда в удовлетворении требования о взыскании процентов за просрочку исполнения обязательства в сумме 34 888 руб. 28 коп. подлежат отклонению на основании следующего.
Обращаясь с требованием о взыскании процентов, истец в качестве правового основания указал ст. 395 ГК РФ и п. 7.4 договора.
Пунктом 7.4 договора предусмотрено, что в случае нарушения потребителем сроков оплаты, установленных пунктом 5.4 договора потребитель уплачивает ГП проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа в соответствии со ст.395 ГК РФ и ст.9 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Условиями п. 9 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ, регулирующего порядок заключения и исполнения муниципального контракта, предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, последний уплачивает неустойку (штраф, пени), подлежащую начислению за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного муниципальным контрактом срока исполнения обязательства в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Заявленные истцом требования о взыскании процентов за просрочку исполнения обязательства по оплате полученной электрической энергии и представленный расчет процентов не соответствуют условиям п. 7.4 договора N РО669 от 01.07.2009 г. об ответственности и п.5.4 договора об условиях и порядке расчетов, документально не подтверждены, в связи с чем обоснованно оставлены без удовлетворения судом первой инстанции (ст. 65 АПК РФ).
С учетом изложенного, оснований для отмены решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.02.2010 г. не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина по апелляционным жалобам относится на заявителей.
Поскольку ответчик - Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска освобожден от уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ, госпошлина взысканию с него не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 февраля 2010 года по делу N А71-18017/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
А.Н.Лихачева |
Судьи |
Н.Г.Масальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-18017/2009
Истец: ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания"
Ответчик: "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, МО "г.Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, МОУ "Центр дошкольного образования и воспитания Первомайского района г. Ижевска", МУ "Центр дошкольного образования и воспитания" Первомайского района г. Ижевска, Управление дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3102/10