24 ноября 2011 г. |
Дело N 07АП-8171/11 (А45-6333/2011) |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Е. Лобановой
судей В.В. Кресса
Е.Г. Шатохиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем Судаковой М.Л.
при участии сторон:
от истца: Башмакова А.А. по дов. N ТЦФТОЮ-11/17 от 04.02.2010 г.
от ответчика: Смирновой О.И. по дов. от 27.10.2010 г.
от третьего лица: Стеценко А.В. по дов. N 720 от 06.08.2011 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ОАО "Сибпромжелдортранс", ОАО "Сибирская энергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 4 августа 2011 года
по делу N А45-6333/2011 (судья Амелешина Г.Л.)
по иску ОАО "Российские железные дороги", г. Москва, (ОГРН 1025402457123)
к ОАО "Сибпромжелдортранс", г. Новосибирск, (ОГРН 1037739877295)
третье лицо: ОАО "Сибирская энергетическая компания", г. Новосибирск, (ОГРН 1045401912401)
о взыскании 392092 руб. 64 коп.,
установил:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском о взыскании с ОАО "Сибпромжелдортранс" 392092 руб. 64 коп. платы за пользование вагонами.
К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Сибирская энергетическая компания".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 4 августа 2011 года по делу N А45-6333/2011 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением от 4 августа 2011 года, ОАО "Сибпромжелдортранс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в иске отказать. Ответчик ссылается на правомочность осуществлять операции только в том объеме, в котором, согласно пункту 4 статьи 62 УЖТ РФ, доверил грузополучатель. В доверенностях, выданных ответчику, отсутствует право на подписание акта общей формы. Акты общей формы составлены с нарушением требований действующего законодательства, без указания причин установленного простоя, подписаны в одностороннем порядке, не были предъявлены на подпись грузополучателю. Считает, что истец не доказал своего права собственности на вагоны в октябре 2010 года.
ОАО "Сибирская энергетическая компания" в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на то, что материалы дела не содержат доказательств принадлежности вагонов истцу на праве собственности. Акты общей формы составлены в одностороннем порядке, без привлечения уполномоченных лиц ответчика и третьего лица, что лишило их возможности предоставить свои возражения относительно задержки вагонов и повлиять на размер взыскиваемой платы. В актах не содержатся обоснование причин задержки вагонов.
ОАО "РЖД" в отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Судом первой инстанции правомерно применены пункты 1.1, 1.2, 4.6, 7.10 Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов, пункты 1.2, 5.6, 6.4, 8.9 Правил курсирования и учета собственных грузовых вагонов, принадлежащих предприятиям, организациям и физическим лицам, имеющих восьмизначную нумерацию на цифру "5", пункта 2.4 Методических положений по ведению и корректировке автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов. В качестве правоподтверждающих документов были представлены акты о приеме-передаче групп объектов основных средств. Считает, что ответчик не обеспечил присутствия на станции Жеребцово своих надлежаще уполномоченных на участие в составлении актов общей формы представителей, злоупотребляя своим правом, ограничил круг лиц, уполномоченных подписывать акты общей формы, одним только единоличным исполнительным органом -генеральным директором. Письмом от 17.03.2010 г. N 312 ответчик был уведомлен о необходимости подписания актов общей формы. Именно ответчик должен вносить истцу плату за пользование вагонами, но не грузополучатель. Все иные правоотношения, в том числе по составлению актов общей формы в случае неприема вагонов ветвевладельцем, складываются исключительно между владельцем пути необщего пользования и перевозчиком, что следует из анализа того, какие инструменты используются для их урегулирования. Действующее законодательство не содержит требования о том, что акт общей формы должен быть подписан и владельцем пути необщего пользования, и грузополучателем одновременно, именно ответчик принимает или не принимает вагоны у истца, а не грузополучатель, поэтому последний не должен привлекаться к составлению актов общей формы в случае неприёма вагонов ветвевладельцем.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 4 августа 2011 года по делу N А45-6333/2011, суд апелляционной инстанции считает судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 17 апреля 2003 года между ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога" (в настоящее время - ОАО "РЖД") и ОАО "Сибпромжелдортранс" (владелец) заключен договор N 11/Н, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути октябрьского производственного участка ОАО "Сибпромжелдортранс" при станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги.
Согласно пункту 6 Дополнительного соглашения N 1 от 18 марта 2004 года к договору ответчик, как владелец подъездных путей, обязался уплачивать истцу платежи за пользование вагонами, прибывающими как в адрес ОАО "Сибпромжелдортранс", так и в адрес его контрагентов по ставкам Тарифного руководства N 2.
В октябре 2010 года на подъездных путях ответчика при станции Жеребцово были произведены операции по подаче и уборке вагонов, приходящих в адрес контрагентов ОАО "Сибпромжелдортранс".
По причине занятости путей выгрузки ранее прибывшими в адрес контрагентов вагонами, произошло скопление вагонов, так же пришедших в адрес контрагентов, которые простаивали на путях общего пользования станции Жеребцово по неприему на подъездные пути под выгрузку.
В соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом Российской Федерации перевозчиком (истцом) перевозчиком был оформлен отказ от подписания ответчиком железнодорожной документации. По указанному факту перевозчиком составлены акты общей формы, фиксирующие отказ представителей владельца путей необщего пользования (ответчика) от подписания ведомости подачи и уборки вагонов.
Полагая, что задолженность ответчика по внесению платы за пользование вагонами в общей сумме составила 392092,64 руб., ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями
В соответствии со статьей 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 58 УЖТ РФ договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и на подачу и уборку вагонов устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 г.. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 г.. N 14391/08, от 27.07.2010 г.. N 4387/10, Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Договором N 11/Н также не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования и не определен размер такой платы. В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец, обращаясь с настоящим иском, не представил доказательств того, что вагоны, за пользование которыми начислена плата за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования, принадлежат ОАО "РЖД", а не другой организации.
Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО "РЖД" от 30.09.2003 г.. определяют состав имущества только на дату подписания акта. Учитывая, что вагоны являются подвижным средством перевозки, их эксплуатация предполагает возможность продажи, сдачу в аренду, иное отчуждение в период с 2003 года по настоящее время. Правоподтверждающие документы на спорные вагоны по состоянию на дату рассматриваемых правоотношений истец не представил. Документы первичного бухгалтерского учёта, отражающие оборот вагонов, нахождение на балансе перевозчика отсутствуют.
Кроме того, апелляционным судом не принимается как достаточное и безусловное доказательство для определения принадлежности подвижного состава ссылку на нумерацию, производимую по пункту 1.12 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств от 24 мая 1996 года.
Данные Правила были приняты во исполнение Соглашения о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении, подписанного Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества 20 октября 1992 года. В пункте 1.3 Соглашения установлено, что положения Соглашения распространяются на вагоны, принадлежащие промышленным предприятиям, другим организациям и ведомствам государств - участников настоящего Соглашения при их использовании в межгосударственном сообщении.
По настоящему делу перевозка грузов осуществлялась не в межгосударственном сообщении.
УЖТ РФ и ГК РФ возможность определения права собственности на подвижной состав путем указания на нумерацию вагонов не предусмотрена.
В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности подачи порожних вагонов на пути необщего пользования по причинам, зависящим от ветвевладельца - ответчика, которые бы соответствовали критериям допустимости доказательств.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта РФ обстоятельства, являющиеся основанием для установления ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя удостоверяются актами общей формы, которые, в силу пункта 3.2 "Правил составления актов при перевозке железнодорожным транспортом", утвержденных приказом МПС РФ N 45 от 18.06.2003 года, составляются перевозчиком.
Доказательствами задержки вагонов являются акты общей формы, которые должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства в сфере железнодорожного транспорта.
Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В обоснование списания указанных сумм ОАО "РЖД" представило акты общей формы с указанием того, что вагоны оставлены ветвевладельцем на выставочном пути на станции Жеребцово. В актах сделана отметка, что ОАО "Сибпромжелдортранс" от подписи указанных актов отказалось.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
В соответствии с требованиями пункта 3.2 Правил N 45 акты общей формы предъявляются для подписи уполномоченным представителям грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.
В представленных в материалы дела актах общей формы причина задержки не указана. Акты общей формы ОАО "РЖД" подписаны в одностороннем порядке, для их составления не привлечено конкретное лицо из числа лиц, поименованных в пункте 4.6. Правил эксплуатации, они не направлялись незамедлительно на подпись ОАО "Сибпромжелдортранс", иные письменные доказательства, подтверждающие доводы истца об указываемых им обстоятельствах, в материалы дела не представлены.
Как пояснил ответчик, ОАО "Сибпромжелдортранс" осуществляет приемосдаточные операции на станции Жеребцово на основании доверенности, выданной ему третьим лицом, в которой не указано на наделение ответчика полномочиями на подписание актов общей формы, составляемых о простое вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, что истцом не оспаривается. Доказательств направления ответчику актов общей формы, на основании которых предъявлен иск не представлены.
При этом наличие описываемой истцом ситуации о его предвидении неявки представителя ответчика на составление акта ни действующим законодательством, ни условиями заключенного договора не предусмотрено, в связи с чем, утверждение истца об уклонении ответчика в лице его генерального директора Ивашина А.С. от подписания актов общей формы признается апелляционным судом не доказанным.
Иных доказательств вины ответчика в простое спорных вагонов (кроме актов общей формы) истец суду не представил.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска. Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 4 августа 2011 года по делу N А45-6333/2011 подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Апелляционные жалобы подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 110, 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04 августа 2011 года по делу N А45-6333/2011 отменить;
в удовлетворении иска отказать;
взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО "Сибпромжелдортранс" 2000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе;
- в пользу ОАО "Сибирская энергетическая компания" 2000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.Е. Лобанова |
Судьи |
В.В. Кресс |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-6333/2011
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО "Сибпромжелдортранс"
Третье лицо: ОАО "Сибирская энергетическая компания"