г. Пермь |
|
07 июля 2010 г. |
Дело N А71-20658/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рубцовой Л.В.,
судей Соларевой О.Ф., Шварц Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Овчинниковой О.В.,
при участии:
от истца, Открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" - Кодесников К.В., паспорт, доверенность от 14.01.2009 г.. N 572
от ответчика, Муниципального учреждения "Управление внешнего благоустройства Администрации города Ижевска" - представители не явились;
от ответчика, Муниципального образования "город Ижевск" - представители не явились;
от ответчика, Управления финансов Администрации города Ижевска - представители не явились;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - Муниципального образования "город Ижевск"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 23 апреля 2010 года
по делу N А71-20658/2009,
принятое судьей Погадаевым Н.Н.,
по иску Открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания"
к 1. Муниципальному учреждению "Управление внешнего благоустройства Администрации города Ижевска", 2. Муниципальному образованию "город Ижевск", 3. Управлению финансов Администрации города Ижевска
о взыскании неустойки по муниципальному контракту на поставку электрической энергии,
установил:
Открытое акционерное общество "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Муниципальному учреждению "Управление внешнего благоустройства Администрации города Ижевска" (далее - ответчик) о взыскании 7 351 818 руб. 26 коп. долга и 95 987 руб. 38 коп. неустойки по муниципальному контракту на поставку электрической энергии от 20.07.2009 года N О0004.
До принятия решения истец неоднократно уточнял исковые требования, в итоге отказался от взыскания основного долга, просил взыскать с ответчика неустойку в размере 139 842 руб. 90 коп.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики 02 февраля 2010 года на основании ходатайства представителя ответчика, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Муниципальное образование "Город Ижевск", Управление финансов Администрации города Ижевска (л.д. 69 - 70).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 апреля 2010 года производство по делу в части взыскания основного долга прекращено. С ответчика - Муниципального учреждения "Управление внешнего благоустройства Администрации города Ижевска" в пользу истца взыскана неустойка в размере 139 842 руб. 90 коп., в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 4 695 руб. 29 коп. Из федерального бюджета возвращено истцу 44 043 руб. 73 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 21.12.2009 года N 7228.
Муниципальное образование "город Ижевск" с решением не согласно по основаниям, указанным в апелляционной жалобе, просит решение отменить в части взыскания неустойки с Муниципального учреждения "Управление внешнего благоустройства Администрации города Ижевска", и принять новый судебный акт. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является Муниципальное образование "город Ижевск" в лице управления финансов администрации г.Ижевска.
Ответчик в отзыве доводы апелляционной жалобы поддерживает, просит решение отменить и принять новый судебный акт.
Управление финансов Администрации города Ижевска в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 20.07.2009 года между истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (потребитель) заключен муниципальный контракт на поставку электрической энергии N О 0004, с протоколом согласования разногласий от 04.09.2009 г.. (л.д. 10 - 21, далее - Контракт).
В соответствии с условиями Контракта, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии потребителю в объемах, утвержденных лимитов бюджетного финансирования, а также обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии путем заключения договора с территориальной (ыми) сетевой (ыми) организацией, а потребитель обязуется принимать и своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказываемые услуги.
В соответствии с п. 3.7 Контракта, потребитель обязуется производить оплату потребленной электрической энергии ежемесячно в полном объеме в пределах доведенных ему главным распорядителем средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств в порядке, предусмотренном разделом 5 настоящего контракта.
В спорный период (июль - ноябрь 2009 г..) истец осуществил поставку электрической энергии.
Факт поставки электроэнергии ответчику подтверждается актами приема-передачи электрической энергии за период с июля 2009 года по ноябрь 2009 года.
Ответчик в соответствии с п. 5.4 Контракта обязан оплачивать потребленную электрическую энергию в течение 7 дней с момента направления счета-фактуры и акта приема-передачи.
Поскольку ответчик обязательство по оплате электрической энергии исполнил несвоевременно, истец обратился в суд о взыскании долга и неустойки на основании п. 9 ст. 9 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Исследовав материалы дела в обжалуемой части в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы обоснованными.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Количество поставленной электрической энергии сторонами не оспаривается.
В силу положений ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 310 ГК РФ).
Ответчик обязательство по оплате электрической энергии исполнил ненадлежащим образом.
Согласно ст. 9 п. 9 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Сумма начисленной неустойки сторонами не оспаривается.
Заключенный Контракт является муниципальным контрактом, ответчик при заключении Контракта действовал от имени и за счет муниципального образования "город Ижевск".
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом N 94-ФЗ, частями 1, 2 ст. 9 которого установлено, что государственный или муниципальный контракт заключается заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Согласно ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающего порядок исполнения бюджетов, исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
В соответствии с п. 1 раздела 1 Положения об Управлении финансов Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 03.10.2006 г. N 137, Управление финансов является функциональным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, организующим исполнение бюджета города Ижевска.
Таким образом, поскольку при заключении муниципального контракта на оказание услуг по электроснабжению для муниципальных нужд муниципальные заказчики действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само муниципальное образование, в данном случае - муниципальное образование "Город Ижевск" в лице уполномоченного органа (Управления финансов Администрации города Ижевска), у которого находятся выделенные для оплаты указанных услуг бюджетные средства.
Кроме того, условиями самого Контракта предусмотрена оплата услуг электроснабжения из средств бюджета. Учитывая, что оплата из бюджетных средств производилась несвоевременно, истцом обоснованно начислена неустойка в сумме 139842 руб.90 коп.
Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 апреля 2010 года подлежит отмене в обжалуемой части на основании п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права. Кроме того, следует отметить, что суд привлек к участию в деле в качестве ответчиков - Муниципальное образование "Город Ижевск", Управления финансов Администрации города Ижевска, однако в их отношении решения не принял, что является нарушением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления относятся на Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 апреля 2010 года по делу N А71-20658/2009 в обжалуемой части отменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
Принять отказ от иска в части взыскания 3 627 649 руб. 88 коп. долга.
Производство по делу в части взыскания 3 627 649 руб. 88 коп. прекратить.
Взыскать с Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска в пользу Открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" за счет казны неустойку в размере 139 842 (сто тридцать девять тысяч восемьсот сорок два) руб. 90 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 4 296 (четыре тысячи двести девяносто шесть) руб. 86 коп.
В иске к Муниципальному учреждению "Управление внешнего благоустройства Администрации города Ижевска" отказать.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Удмуртская энергосбытовая компания" из федерального бюджета 44 442 (сорок четыре тысячи четыреста сорок два) руб. 16 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 21.12.2009 г.. N 7228.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.В. Рубцова |
Судьи |
О.Ф. Соларева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-20658/2009
Истец: ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания"
Ответчик: "Управление внешнего благоустройства Администрации г. Ижевска", МО "Город Ижевск", Управление финансов Администрации г. Ижевска
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5925/10