г. Ессентуки |
|
23 ноября 2011 г. |
Дело N А63-404/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2011 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Мельникова И.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18 марта 2011 г.. по делу N А63-404/2011.
по заявлению комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя,
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, г. Ставрополь
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора открытого акционерного общества "Эстетик", г. Ставрополь об оспаривании постановления от 23.12.2010 года N 122 о привлечении к административной ответственности, (судья Русанова В.Г.),
в отсутствии лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство природных ресурсов), в котором просит признать незаконным и отменить постановление от 23.12.2010 N 122 о назначении обществу наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 18 марта 2011 года заявление комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление по делу об административном правонарушении N 122 от 23.12.201 0 г., вынесенное Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя и наложении административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решение мотивированно тем, что комитет не является специализированной организацией по обращению с отходами, он не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Не согласившись с принятым решением, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что санкция статьи, в рамках которой общество привлекалось к административной ответственности, распространяется не только на специализированные учреждения.
Министерство заявило ходатайство об отложении дела в связи с нахождением представителя в отпуске. Ходатайство отклоняется судом, так как названная причина не является уважительной и неявка представителя в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела.
Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18 марта 2011 г.. по делу N А63-404/2011 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что 28.10.2010 года специализированной техникой ОАО "Эстетик" строительный мусор и отходы грунта в результате капитального ремонта ливневой канализации по ул. Баумана были вывезены и несанкционированно размещены в районе Елагинского пруда по пер. Володарского вдоль автодороги и далее по склону.
Из письма N 08-03/4013-09 от 14.13.2010 года исполняющего обязанности руководителя комитета П.К. Малярчука следует, что несанкционированное складирование строительного мусора и грунта осуществлены ОАО "Эстетик" на основании решения комитета. Данный факт подтвержден письмом N 01/171 от 14.12.2010 года.
14.12.2010 года министерством природных ресурсов возбуждено дело об административном правонарушении, 16.12.2010 года составлен протокол N 96 об административном правонарушении в отсутствие надлежащим образом извещенного о дате и времени составления протокола законного представителя комитета.
Протокол N 96 от 16.12.2010 года и определение о дате и времени рассмотрения в отношении комитета дела об административном правонарушении направлен заказной корреспонденцией по почте.
23.12.2010 года министерством природных ресурсов в отношении комитета вынесено постановление N 122 о признании комитета виновным совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, комитет обратился в арбитражный суд с требованием о его отмене.
В соответствии со статьей 8.2 Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной состава правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ). Аналогичное положение закреплено пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из толкования данных правовых норм администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
В соответствии с пунктом 3.1.50, 3.1.51. в функции Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, утвержденным постановлением N 1911 от 15.07.2010 года администрации, входит осуществление мероприятий по вопросам обеспечения санитарного состояния на территории города Ставрополя, осуществление контроля за сбором, вывозом, утилизацией, переработкой бытовых и промышленных отходов в границах города Ставрополя, в соответствии с пунктом 4.2. комитет вправе для реализации поставленных задач издавать в пределах своей компетенции распоряжения по вопросам деятельности комитета.
В данном случае комитет является административным органом, давшим распоряжение об обращении с отходами.
Ненадлежащая организация комитетом деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования не является событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Данный подход отражен в судебной практике ФАС СКО от 17.02.2010 по делу А63-16647/2009,от 26 марта 2010 по делу А63-18388/2009, ФАС СЗО от 11 декабря 2008 по делу N А56-17205/2008).
Фактически лицом, в процессе деятельности которого образовывались отходы, являлась подрядная организация.
В соответствии с постановлением ВАС РФ от 12.07.2011 субъектом ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 8.2. могут являться и организации, не занимающиеся специализированной деятельностью.
Выявленные в результате спорной проверки отходы (строительный мусор и грунт), образовались в результате деятельности по ремонту ливневой канализации по ул. Баумана.
Положением о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя, утвержденным постановлением N 1911 от 15.07.2010 года администрации города Ставрополя не предусмотрена деятельность, в процессе которой накапливаются отходы в смысле, придаваемом Законом N 89-ФЗ, а также тот факт, что вывоз и несанкционированное складирование строительного мусора и грунта осуществлено ОАО "Эстетик", комитет не может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности, и для прекращения производства по делу об административном правонарушении является отсутствие состава административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения означает, что факт деяния имел место, однако при этом отсутствует хотя бы один из необходимых признаков, в совокупности образующих состав административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Кроме того, к материалам дела министерством природных ресурсов приобщено постановление N 120 от 17.12.2010 года, которым оно привлекло по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несанкционированное складирование грунта и строительного мусора вдоль автодороги по пер. Володарского и далее вниз по склону (выкорчеванные корни деревьев, остатки железобетонных конструкций, отходы бетона, упаковочная тара от стройматериалов и др.) ОАО "Эстетик", руководитель которого подтвердил факт вывоза и несанкционированного складирования отходов и вину общества в совершенном административном правонарушении.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 18 марта 2011 г.. по делу N А63-404/2011.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18 марта 2011 г.. по делу N А63-404/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-404/2011
Истец: Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды СК
Третье лицо: ОАО "Эстетик", Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1151/11