г. Чита |
|
"07" декабря 2010 г. |
Дело N А19-12284/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Иркутской области, на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 сентября 2010 года по делу N А19-12284/2010, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Лесная компания" к Правительству Иркутской области о признании незаконным бездействия, принятое судьей Чемезовой Т.Ю.,
при участии:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
третьего лица, Министерства имущественных отношений Иркутской области: не было;
от Службы судебных приставов: не было;
и установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Лесная компания", обратился с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Иркутской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Лесная компания" из земель населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:1032, площадью 1113 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Омулевского, в аренду сроком на 5 лет для строительства спортивно-оздоровительного центра и обязании Правительства Иркутской области принять решение по заявлению о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Лесная компания" из земель населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:1032, площадью 1113 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Омулевского, в аренду сроком на 5 лет для строительства спортивно-оздоровительного центра, в порядке, установленном действующим законодательством.
ООО "Востсиблес" также заявлено о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решением суда первой инстанции от 20 сентября 2010 года требования заявителя удовлетворены. 04.10.2010 Арбитражным судом по заявлению общества выдан исполнительный лист.
Суд первой инстанции признал незаконным бездействие Правительства Иркутской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Лесная компания" из земель населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:1032, площадью 1113 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Омулевского, в аренду сроком на 5 лет для строительства спортивно-оздоровительного центра, как не соответствующее Земельному кодексу РФ, Положению "О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства", утвержденному Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 г. N 364/143-пп.
Суд первой инстанции обязал Правительство Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Лесная компания" путем принятия решения по заявлению о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Лесная компания" из земель населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:1032, площадью 1113 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Омулевского, в аренду сроком на 5 лет для строительства спортивно-оздоровительного центра, в порядке, установленном действующим законодательством.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Ссылка ответчика и третьего лица на то, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку Земельной комиссией при Губернаторе Иркутской области Комитету по градостроительной политике администрации г. Иркутска рекомендовано отменить Постановление Администрации г. Иркутска о предварительном согласовании ООО "Востсиблес" места размещения объекта, судом не принимается, так как замечания Земельной комиссией при Губернаторе Иркутской области носят рекомендательный характер.
Оценив в совокупности представленные заявителем и третьим лицом доказательства, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств законности оспариваемого бездействия, суд приходит к выводу о том, что ответчик уклоняется (бездействует) от принятия соответствующего решения о предоставлении земельного участка для строительства, при этом указанное бездействие является незаконным, поскольку доказательств наличия правовых оснований для непринятия решения ответчиком суду не представлено. Данное бездействие нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Правительство, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Заявлением от 29.11.2010 года (т.2, л/д.16, 19) Правительство Иркутской области просило приостановить исполнительное производство N 25/21/1905/2/2010, до принятия судом апелляционной жалобы судебного акта.
Представитель Правительства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 32259963, телеграмма вручена 02.12.2010.
Из апелляционной жалобы Правительства Иркутской области следует, что до рассмотрения вопроса о предоставлении испрашиваемого ООО "Восточно-Сибирская Лесная компания" земельного участка на заседаниях Правительства Иркутской области, принятие соответствующего решения Правительством Иркутской области неправомерно и может быть оспорено в суде по заявлению заинтересованных лиц.
Судом первой инстанции неправильно применены нормы процессуального права. Не применен закон, подлежащий применению.
По мнению Правительства Иркутской области, срок подачи заявления о признании бездействия Правительства Иркутской области незаконным, пропущен, отсутствуют основания для его восстановления, поскольку доказательства наличия уважительных причин пропуска заявителем срока подачи заявления, в материалах дела отсутствуют.
Не получив по истечении двадцати трех дней, с момента обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, решения о предоставлении земельного участка, ООО "Восточно-Сибирская Лесная компания" узнало о нарушении своих прав и законных интересов и имело возможность в течение трех месяцев обжаловать бездействие Правительства Иркутской области.
Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока на оспаривание бездействия Правительства Иркутской области заявителем не представлено.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 32259970, телеграмма вручена 02.12.2010.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 32259994, 32259987, телеграмма вручена 02.12.2010.
Представитель Службы судебных приставов в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, телеграмма вручена 02.12.2010.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Как правильно установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:1032, площадью 1113 кв. м.. расположенного по адресу Октябрьский Район г. Иркутск, по ул. Омулевского, ООО "Востсиблес" в установленном порядке, обратилось 27.07.2009 г.. через Министерство имущественных отношений Иркутской области, о чем имеется соответствующая отметка на заявлении (т.1, л/д.34), для строительства спортивно-оздоровительного центра в аренду сроком на 5 лет.
К заявлению обществом приложены: публикация в газете; схема расположения земельного участка в м 1:2000, подписанная архитектором; кадастровый план (карта) земельного участка в оригинале; заверенная копия постановления об утверждения проекта границ земельного участка; заверенная копия постановления об утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта; землеустроительное дело (оригинал и копия); согласования (оригинал и копия); технические условия (оригинал и копия); копии учредительных документов; выписка из ЕГРЮЛ; приказ о назначении генерального директора; доверенность; реквизиты счета.
Согласно ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (ч.1).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (ч.2).
В связи с тем, что Правительство Иркутской области в установленный срок не приняло какого-либо решения по указанному заявлению, общество 15.10.2009 года (т.1, л/д.55) просило ускорить оформление земельного участка.
В ответ на запрос, Правительство Иркутской области (т.1, л/д.56) уведомило общество 15.07.2010 года письмом N 24-4409/14 о том, что на заседании Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области, состоявшейся 04.06.2010 года, комитету по градостроительной политике администрации г. Иркутска рекомендовано в срок до 18.06.2010 рассмотреть возможность отмены постановления администрации города Иркутска о предварительном согласовании места размещения объекта.
Из протокола заседания Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области от 09.04.2010 N 3 (т.1, л/д.68) в ч. 2 разделе IV решено отказать в предоставлении земельных участков, в том числе ООО "Восточно-Сибирская Лесная компания" по адресу ул. Омулевского, площадью 1113 м.кв.
Согласно материалам дела общество обратилось в суд с настоящими требованиями 15.06.2010.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.1).
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч.4).
Из указанного следует, что обществом не пропущен срок, установленный ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на оспаривание бездействия ответчика связанного с непринятием решения о предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что общество пропустило срок на оспаривание бездействия в непринятии указанного решения, является не состоятельным, поскольку такое действие, было фактически совершено как 09.04.2010 года, так 04.06.2010, согласно письму от 15.07.2010 года N 24-4409/14.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно обязал Правительство Иркутской области принять решение о предоставлении земельного участка без наличия согласовательных процедур установленных частью 2 статьи 15 Закона Иркутской области от 18 ноября 2009 года N 82/48-оз "О Правительстве Иркутской области", где указано, что решения по вопросам распоряжения земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, принимаются исключительно в порядке голосования на заседаниях Правительства Иркутской области.
Как было указано раннее, согласно ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (ч.2).
Учитывая, что обществом в Правительство Иркутской области были представлены все установленные законом документы, включая заявление и кадастровый паспорт земельного участка, у Правительства Иркутской области не было законных оснований не предоставлять испрашиваемый земельный участок заявителю. При этом все согласовательные процедуры, установленные законодательством Иркутской области, не должна выходить за рамки срока, установленного федеральным законодательством Российской Федерации, установленного для принятия решения о предоставления земельного участка под строительство. Наличие каких-либо объективных причин невозможности предоставления обществу испрашиваемого земельного участка, Правительством Иркутской области в суд не представлено.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 и ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В отношении ходатайства Правительства Иркутской области о приостановлении исполнительного производства N 25/21/1905/2/2010, суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для его удовлетворения, поскольку Правительством Иркутской области не представлено доказательств возбуждения исполнительного производства, а также обоснования невозможности или затруднительности поворота исполнения судебного акта, как того стребует ст. 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (п.18 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 (ред. от 23.07.2009) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271, 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Иркутской области от "20" сентября 2010 года по делу N А19-12284/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В удовлетворении ходатайства Правительства Иркутской области о приостановлении исполнительного производства N 25/21/1905/2/2010 отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12284/2010
Истец: ООО "Восточно-Сибирская лесная компания"
Ответчик: Правительство Иркутской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Иркутской области, УФССП по ИО
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4873/10