г. Владимир |
|
"05" декабря 2011 г. |
Дело N А11-5322/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 05.12.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н.,
судей Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самарканд" (ИНН 3334015724, ОГРН 1103334001660, Владимирская область, г. Муром, ул. Воровского, д.82) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.09.2011 по делу N А11-5322/2011, принятое судьей Фиохиной Е.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарканд" о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Владимирской области от 29.06.2011 о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Самарканд" - Тохиров М.У.; Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Владимирской - Егорова Л.Н. по доверенности от 28.01.2011 N 25, Костенкова Е.В. по доверенности от 13.09.2011 N 64.
Рассмотрев материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Самарканд" (далее - общество, ООО "Самарканд") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Владимирской области (далее - инспекция) от 29.06.2011 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 21.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда ввиду недоказанности обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильного применения норм материального права.
Несвоевременное ведение кассовой книги, по мнению общества, не повлекло осуществления расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности, несоблюдения порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопления в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, за что статьей 15.1 Кодекса установлена административная ответственность. Считает, что налоговый орган не доказал факт неоприходования выручки, поскольку показания ККТ не сравнивались с показаниями кассовой книги.
Податель апелляционной жалобы в судебном заседании просил принять во внимание то, что нарушение порядка ведения кассовых операций не причинило существенный вред интересам граждан и государства, и признать рассматриваемое нарушение малозначительным. Выручка с учетом остатка ежедневно после окончания рабочей смены вносилась в кассу предприятия, что подтверждается книгой кассира-операциониста и кассовой книгой.
Представители инспекции в судебном заседании поддержали правовую позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, указывая на необоснованность доводов общества.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией 21.06.2011 проведена проверка полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью общества за период с 05.05.2011 по 20.06.2011.
В ходе проверки налоговым органом установлены следующие нарушения: общество денежную наличность в кассу неоприходовало, кассовая книга на предприятии в проверяемый период не велась, приходные кассовые ордера оформлялись не ежедневно, расходные кассовые ордера не оформлялись.
За период с 05.05.2011 по 20.06.2011 общество получило наличные денежные средства в сумме 216 054 рублей 24 копеек, что подтверждается данными фискального отчета и журналом кассира - операциониста. Поступление денежных средств в кассу оформлялось приходными кассовыми ордерами, 15.05.2011 приходные кассовые ордера на сумму 1300 рублей и 16.05.2011 на сумму 656 рублей 50 копеек выписаны не были. За проверяемый период расходные кассовые ордера не выписывались. Поступление и выдача наличных денежных средств не учитывались в кассовой книге предприятия.
Кроме того, на момент проведения проверки 21.06.2011 в нарушение Порядка и Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации N 14-П от 05.01.1998, утвержденного Советом директоров Банка России от 19.12.97 N 47 (далее - Положение), установлено превышение лимита остатка денежных средств в кассе предприятия (накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов). Лимит остатка денежных средств в кассе предприятия не установлен банком, т.е. составляет 0 рублей. Ежедневно в кассе оставались наличные денежные средства сверх установленного лимита.
По результатам проверки налоговый орган составил протокол об административном правонарушении от 22.06.2011 и вынес постановление от 29.06.2011 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с принятыми постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции на основании статьи 15.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка России 22.09.1993 N 40, Порядка и Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации N14-П от 05.01.1998, утвержденного Советом директоров Банка России от 19.12.1997 N 47, не усмотрев оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
В статье 15.1 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка N 40 установлено, что для осуществления расчетов наличными денежными средствами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 13 Порядка N 40 прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Согласно пунктам 22 и 24 Порядка N 40 все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Факт неоформления расходно-кассовых ордеров за проверяемый период с 05.05.2011 по 20.06.2011, а также отсутствия кассовой книги на предприятии установлен материалами проверки и подтверждается объяснениями генерального директора общества Тохирова М.У. (л.д. 46 т.1 ).
Также в ходе проверки при поступлении денежных средств 15.05.2011 в сумме 1300 рублей и 16.05.2011 в сумме 656 рублей 50 копеек приходные кассовые ордера не оформлены.
Довод общества об обратном опровергается материалами дела.
Ссылка общества на представленную в суде первой инстанции заполненную кассовую книгу, которая ведется в электронном виде, не может быть принята в качестве надлежащего доказательства ежедневного оприходования денежных средств. Кроме того, ее отсутствие на предприятии, как в электронном виде, так и в рукописном виде на момент проверки полностью подтвердил директор общества в своих объяснениях.
Согласно пункту 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу".
В соответствии с пунктом 5 Порядка ведения кассовых операций предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.
Суд первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил, что обществом расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе на 2011 год ни в одно из обслуживающих учреждений банка не представлялся, лимит остатка кассы считается нулевым, то есть в период с 05.05.2011 по 20.06.2011 общество осуществляло хранение денежных средств, в том числе сверх установленного лимита. Данные обстоятельства материалам дела не противоречат.
При таких обстоятельствах, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав материалы дела, не установив обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд правомерно не усмотрел в действиях общества малозначительности совершенного правонарушения. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Первым арбитражным апелляционным судом не установлено процессуальных правонарушений при производстве по делу об административном правонарушении: права общества, установленные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены. Протокол составлен в присутствии директора общества при наличии доказательств его надлежащего извещения (л.д. 42, 44). Постановление вынесено полномочным лицом (пункт 1 статьи 28.3, пункт 1 статьи 23.5 Кодекса) с соблюдением сроков, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с надлежащим извещением общества.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба общества по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.09.2011 по делу N А11-5322/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самарканд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Н. Кириллова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-5322/2011
Истец: ООО "Самарканд"
Ответчик: МИФНС N4 по Владимирской области
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6268/11