г. Владивосток |
|
05 декабря 2011 г. |
Дело N А59-2454/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Шевченко
судей Л.Ю. Ротко, И.С. Чижикова
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.В. Лукониной
при участии:
лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска
апелляционное производство N 05АП-8152/2011
на решение от 13.10.2011
судьи В.В. Иванова
по делу N А59-2454/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску (заявлению) ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания"
к Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, Администрация города Южно-Сахалинска, ООО "Синегорск"
третьи лица: Финансовое управление администрации г.Южно-Сахалинска
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сахалинская коммунальная компания" (далее - Истец, ОАО "СКК") обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска задолженности за потребленную тепловую энергию в размере 37 990 рублей 96 копеек.
В ходе судебного разбирательства истцом было заявлено ходатайство о привлечении по делу в качестве соответчиков ООО "Синегорск" и Администрации города Южно-Сахалинска, которое судом удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 13.10.2011 заявленное требование удовлетворено в части взыскания с Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска за счет средств казны муниципального образования "город Южно-Сахалинск" 37 990 рублей 96 копеек задолженности. В удовлетворении исковых требований к ООО "Синегорск" и Администрации г. Южно-Сахалинска отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска (далее - Департамент) обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе Департамент указывает на неправомерность вывода суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент. Указывает, что согласно Решению Городского собрания г. Южно-Сахалинска от 14.09.2011 N 415/28-11-4 "О внесении изменений в решение городского Собрания от 26.04.2006 N 274/15-06-3 "О Порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск", уполномоченным органом города, осуществляющим управление, владение, пользование и распоряжение муниципальным жилищным фондом, является администрация г. Южно - Сахалинска в лице Управления жилищной политики администрации г. Южно-Сахалинска".
На этом основании полагает, что взыскание с Департамента задолженности за потребленную тепловую энергию является неправомерным.
В апелляционной жалобе заявитель также указывает, что согласно договору управления многоквартирными домами от 01.07.2010 обязанность по уплате коммунальных услуг возложена на управляющую компанию ООО "Синегорск".
В канцелярию суда от Департамента поступило ходатайство о приобщении к материалам дела выкопировки газеты "Южно-Сахалинск сегодня" N 79 от 06.10.2011, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, документ приобщен к материалам дела.
В канцелярию суда от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела в порядке ст. 262 АПК РФ. В отзыве истец указывает на законность и обоснованность принятого по делу решения, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, что согласно ст. 156 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела апелляционная коллегия установила, что в рамках реализации муниципальной целевой программы "Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения на территории городского округа "город Южно -Сахалинск" на 2009 - 2013 годы и на период до 2017 года", утвержденной постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 07.05.2009 года N 759, проводилось поэтапное переселение жителей многоквартирных домов N 10, N 12 по ул. Коммунистической с. Синегорск в сейсмоустойчивое жилье.
В связи с тем, что по 31.12.2010 в отдельно взятых квартирах домов N 10, N 12 по ул. Коммунистической с. Синегорск продолжали проживать и не были сняты с регистрационного учета граждане (как собственники, так и наниматели), ОАО "СКК" осуществляло отпуск тепловой энергии в вышеуказанные дома. В частности, отпуск тепловой энергии был осуществлен в квартиры N 4, N 6, N 8, N 10 в доме N 10 и в квартиры N 1, N 2, N 8 в доме N 12 по ул. Коммунистической с. Синегорск, из которых с определенной периодичностью были выписаны граждане наниматели в связи с их переселением в другие жилые помещения.
Так, из квартиры N 4 дома N 10 по ул. Коммунистической с. Синегорск
были выписаны наниматели 08.12.2010 года, из квартиры N 6 дома N 10 - 01.12.2010 года, из квартиры N 8 дома N 10 - 30.06.2010 года, из квартиры N 10 дома N 10 - 05.11.2010 года, из квартиры N 8 дома N 12 - 28.07.2010 года.
Даты снятия нанимателей с регистрационного учета и освобождения ими вышеуказанных квартир в связи с переездом в другое место жительства подтверждаются данными, отраженными в поквартирных карточках и справках управляющей компании ООО "Синегорск".
С момента высвобождения вышеуказанных квартир нанимателями, они по договору социального найма либо на иных предусмотренных законом условиях третьим лицам не передавались. При этом указанные квартиры N 4, 6, 8, 10 в доме N 10 и квартиры N 1, 2, 8 в доме N 12 являются собственностью муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск".
В период с октября 2010 года по 31 декабря 2010 года ОАО "СКК" подавало тепловую энергию в указанные жилые помещения пустующего муниципального жилого фонда многоквартирных домов N 10, 12 по ул. Коммунистической с. Синегорск.
Согласно прилагаемому расчету стоимость оказанных услуг по теплоснабжению муниципальных квартир N 8 дома N 10; N 8 дома N 12 за октябрь 2010 года составила 7 298 рублей 03 копейки.
Согласно прилагаемому расчету стоимость оказанных услуг по теплоснабжению муниципальных квартир N 8, 10 дома N 10; N 1, 8 дома N 12 за ноябрь 2010 года составила 11 367 рублей 94 копейки.
Согласно прилагаемому расчету стоимость оказанных услуг по теплоснабжению муниципальных квартир N 4, 6, 8, 10 дома N 10; N 1, 2, 8 дома N 12 за декабрь 2010 года составила 19 324 рубля 99 копеек.
Итого стоимость оказанных услуг по теплоснабжению пустующих муниципальных квартир в домах N 10, 12 за период октябрь - декабрь 2010 года составила 37 990 рублей 96 копеек.
На основании чего, в адрес ДАГУН и администрации г. Южно-Сахалинска были направлены счет-фактура и документы по расчету стоимости услуг по отоплению пустующих муниципальных квартир, но данные документы были возвращены без рассмотрения, оплата не произведена.
Изложенное послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов.
Пунктом 1 ст. 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как предусмотрено п.1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно Постановлению мэра г. Южно-Сахалинска от 08.09.2006 года N 1687 "О внесении дополнения в постановление мэра города от 05.03.2005 года N 434 "О предоставлении жилищно-коммунальных услуг населению, проживающему в муниципальном жилищном фонде" исполнителем коммунальных услуг, в частности, услуги по теплоснабжению, для населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде муниципального образования "город Южно - Сахалинск" является ОАО "СКК".
Администрация города Южно-Сахалинска в Постановлении от 22.09.2010 N 1720 "О начале отопительного сезона 2010 - 2011 годов в городском округе "Город Южно-Сахалинск" постановила установить начало отопительного сезона 2010 - 2011 годов 1 октября 2010 года; ОАО "СКК" выставить абонентам счета для оплаты теплоснабжения с фактической даты подключения объектов к системе централизованного теплоснабжения (получения услуги непосредственно потребителями).
Согласно письму ООО "Синегорск" подача тепловой энергии в жилые дома села Синегорск, расположенные по ул. Коммунистической 10 и 12 была произведена с 05 октября 2010 года. Данный факт подтверждает также и подачу тепловой энергии с указанной даты в спорные пустующие квартиры, из которых с определенной периодичностью были выписаны граждане наниматели, в связи с их переселением в другие жилые помещения.
Снятие нанимателей с регистрационного учета из спорных пустующих муниципальных квартир было осуществлено: из квартиры 4 дома 10 по ул. Коммунистической с. Синегорск - 08 декабря 2010 года (справка N 753 от 03.05.2011 года); из квартиры 6 дома 10 по ул. Коммунистической с. Синегорск - 01 декабря 2010 года (справка N 747 от 03.05.2011 года); из квартиры 8 дома 10 по ул. Коммунистической с. Синегорск - 30 июня 2010 года (справка N 761 от 29.04.2011 года); из квартиры 10 дома 10 по ул. Коммунистической с. Синегорск - 05 ноября 2010 года (справка N 749 от 03.05.2011 года); из квартиры 1 дома 12 по ул. Коммунистической с. Синегорск - 18 августа 2010 года (справка N 748 от 28.04.2011 года); из квартиры 2 дома 12 по ул. Коммунистической с. Синегорск - 01 декабря 2010 года (справка N 754 от 03.05.2011 года); из квартиры 8 дома 12 по ул. Коммунистической с. Синегорск - 28 июля 2010 года (справка N 759 от 03.05.2011 года).
Из пояснений ОАО "СКК" следует, что технические свойства не позволяют осуществлять частичное отключение жилых помещений в многоквартирных жилых домах от подачи тепловой энергии.
С учетом сведений, отраженных в представленных в материалы дела справках, поквартирных карточках, предоставленных ООО "Синегорск", истцом был произведен расчет задолженности за тепловую энергию.
Согласно представленному истцом расчету, стоимость оказанных услуг по теплоснабжению пустующих муниципальных квартир в домах N 10, 12 по ул. Коммунистической села Синегорск за период октябрь - декабрь 2010 года, составила 37 990 рублей 96 копеек.
В соответствии со статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с пунктом 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Как установлено частью 11 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации, не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше норм гражданского и жилищного законодательства, бремя содержания жилого помещения в виде внесения платы за оказанные услуги энергоснабжения, в отсутствие нанимателей, должен нести его собственник.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование за счет Департамента, руководствовался пунктом 1.1 Положения о Департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, утвержденного Постановлением мэра города Южно-Сахалинска N 22 от 12 января 2006 года, согласно которому Департамент является органом администрации города Южно-Сахалинска, уполномоченным осуществлять на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными участками, в пределах своей компетенции.
Вместе с тем, согласно Решению Городского собрания г. Южно-Сахалинска от 14.09.2011 N 415/28-11-4 "О внесении изменений в решение городского Собрания от 26.04.2006 N 274/15-06-3 "О Порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск" уполномоченным органом города, осуществляющим управление, владение, пользование и распоряжение муниципальным жилищным фондом, является администрация г. Южно - Сахалинска в лице Управления жилищной политики администрации г. Южно-Сахалинска".
Указанное решение опубликовано в газете "Южно-Сахалинск сегодня" 06.10.2011 и с этого момента считается вступившим в законную силу (п.2 решения).
Таким образом, на дату оглашения резолютивной части решения (07.10.2011), в Порядок управления, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденный решением городского Собрания от 26.04.2006, на которое ссылается суд первой инстанции, внесены изменения, в соответствии с которыми надлежащим ответчиком по настоящему делу является Администрация г. Южно-Сахалинска.
Доводы о том, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору заявлялись указанной стороной в отзыве на исковое заявление (л.д. 63) и в ходе судебного разбирательства, вместе с тем оставлены судом первой инстанции без рассмотрения.
Как разъяснено в п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" в том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
На основании изложенного, образовавшаяся задолженность по оплате поставленной тепловой энергии подлежит взысканию с Администрации г. Южно-Сахалинска за счет средств казны муниципального образования "Город Южно-Сахалинск".
Изложенное является основанием для изменения решения Арбитражного суда Сахалинской области от 13.10.2011 в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, взыскиваются согласно ст. 110 АПК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.10.2011 по делу N А59-2454/2011 изменить.
Взыскать с Администрации г. Южно-Сахалинска за счет средств казны муниципального образования "Город Южно-Сахалинск" в пользу ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания" 37 990 (тридцать семь тысяч девятьсот девяносто) рублей 96 копеек задолженности и 2 000 (две тысячи) рублей расходов по уплате государственной пошлины, всего: 39 990 (тридцать девять тысяч девятьсот девяносто) рублей 96 копеек.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист.
В удовлетворении исковых требований к ООО "Синегорск" и Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Шевченко |
Судьи |
Л.Ю. Ротко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2454/2011
Истец: ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания"
Ответчик: Администрация города Южно-Сахалинска, Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, ООО "Синегорск"
Третье лицо: Финансовое управление администрации г. Южно-Сахалинска
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8152/11