г. Самара |
|
05 декабря 2011 г. |
Дело N А55-14992/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Холодной С.Т., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
с участием:
от заявителя - Пегов С.Н., доверенность от 01.12.2010 г.,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 сентября 2011 года по делу N А55-14992/2011 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению Комитета по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань, г. Сызрань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по строительству и архитектуре городского округа Сызрань (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным отказа N 08/028/2011-319 от 18.07.2011 г.. в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 21203 кв.м., кадастровый номер 63:08:0101010:45, с местоположением, Самарская область, г. Сызрань, ул. Победы, д.66, под объектом физической культуры и спорта (стадион "Центральный") для целей, связанных со строительством - для реконструкции стадиона "Центральный", за Комитетом по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань. А также заявитель просил обязать регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2011 года заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела имеется Постановление Администрации городского округа Сызрань от 13.09.2010 года N 2591 "О предоставлении заявителю земельного участка в безвозмездное пользование" для реконструкции стадиона "Центральный" площадью 21203 кв.м.
На основании постановления Администрации г. Сызрань N 1369 от 01.06.2011 года Комитету по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань был предоставлен данный участок (л.д.49).
Наличие названных документов свидетельствует о соблюдении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием.
Земельный участок сформирован, поставлен на кадастровой учет (л.д.51-54), истребование у заявителя Акта о выборе не предусмотрено нормами ФЗ N 122-ФЗ.
Установленные судом обстоятельства по рассматриваемому спору позволяют суду сделать вывод о том, что представленные заявителем на государственную регистрацию документы являются достаточными для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок по указанному адресу.
Оспариваемый отказ противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что документов, содержащих и подтверждающих сведения о предварительном согласовании места размещения объекта, на регистрацию представлено не было. Ни на государственную регистрацию, ни в суд заявителем не представлен акт органа местного самоуправления, которым утверждается акт о выборе спорного земельного участка.
По мнению подателя жалобы, наличие решения органа местного самоуправления о представлении земельного участка для строительства, которое является основанием для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования (ч. 7 ст. 30 ЗК РФ) само по себе не свидетельствует о соблюдении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием, поскольку такое решение принимается на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта (п. 8 ст. 31 ЗК РФ), которое у заявителя отсутствует.
Отсутствие акта органа местного самоуправления, которым утверждается акт о выборе спорного земельного участка, свидетельствует о несоблюдении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием (п. 5 ст. 30 ЗК РФ).
В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителя.
Представитель Комитета по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Комитета по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
16 июня 2011 г.. заявитель обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования на объект недвижимого имущества - земельный участок, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Победы, д.66.
18 июля 2011 г.. Заинтересованное лицо выдало заявителю уведомление об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый объект исх. N 08/028/2011-319.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Основанием для отказа послужило несоответствие представленных на регистрацию документов требованиям, установленным законодательством РФ, и неотражение информации, необходимой для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. В частности, Управление Росреестра по Самарской области в отказе государственной регистрации указало, что отсутствует акт местного самоуправления, которым утвержден акт о выборе земельного участка, документы, содержащие и подтверждающие сведения о предварительном согласовании места размещения объекта, соблюдение процедуры предоставления земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации N 122-ФЗ от 21.07.1998 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон о регистрации) основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно ч. 7 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (ст. 32 ЗК РФ).
В силу п. 2 ст. 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным ст. 18 названного Закона, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок заявителем было представлено: заявление на государственную регистрацию N 08/028/2011-319 от 16.06.2011 года; доверенность; постановление администрации г. Сызрань N 1193 от 11.05.2010 года; постановление администрации городского округа Сызрань Самарской области N 1369 от 01.06.2011 года о предоставлении заявителю постоянное (бессрочное) пользование; кадастровый паспорт земельного участка от 15.06.2011 года (выписка); сообщение в газете "Волжские вести" от 13.05.2011 года N 34(22137) (л.д.43-45,69).
Судом верно отмечено в решении, что по смыслу пунктов 6 - 8 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
13 мая 2011 года орган местного самоуправления проинформировал население о предстоящем предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 21203 кв.м. с указанным кадастровым номером (л.д.47-48).
В качестве правоустанавливающего документа для регистрации права, заявителем было представлено Постановление Администрации городского округа Сызрань N 1369 от 01.06.2011 года, в соответствии с которым Комитету по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань в постоянное (бессрочное) пользование для целей, связанных со строительством - для реконструкции стадиона "Центральный (ул. Победы, д.66) предоставлялся указанный земельный участок. При этом, пунктом 3 настоящего Постановления Комитет по строительству обязан был осуществить государственную регистрацию права постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Также в материалах дела имеется Постановление Администрации городского округа Сызрань от 13.09.2010 года N 2591 "О предоставлении заявителю земельного участка в безвозмездное пользование" для реконструкции стадиона "Центральный" площадью 21203 кв.м.
На основании постановления Администрации г. Сызрань N 1369 от 01.06.2011 года Комитету по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань был предоставлен данный участок (л.д.49).
Судом сделан правильный вывод о том, что наличие названных документов свидетельствует о соблюдении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием, земельный участок сформирован, поставлен на кадастровой учет (л.д.51-54).
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно указал в решении, что представленный на регистрацию пакет документов является достаточным для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Победы, д. 66. и у регистрирующего органа отсутствуют основания для отказа в государственной регистрации на основании абз.10 п.1 ст.20 Закона о регистрации, и что оспариваемый отказ противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя и в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные требования, оснований для отмены решения не имеется.
Доводы, приведенные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 сентября 2011 года по делу N А55-14992/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14992/2011
Истец: Комитет по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области