г. Самара |
|
05 декабря 2011 г. |
Дело N А55-7772/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Кальченко Сергея Анатольевича - извещен, не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Флегонтова Г.А., доверенность от 24.12.2010 года, N 12-7271;
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области - извещен, не явился;
от третьего лица - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 ноября 2011 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Кальченко Сергея Анатольевича, г. Тольятти, Самарская область,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 августа 2011 года по делу N А55-7772/2011, судья Стенина А.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Кальченко Сергея Анатольевича, г. Тольятти, Самарская область, ОГРНИП 30463200770368, ИНН 632300019650),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Самарской области, г. Самара,
третье лицо: мэрия городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область,
о признании недействительным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кальченко С.А. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области, с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 АПК РФ, согласно которым просит признать недействительным решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 02.04.2011 г. N 63-00-119/11-44850 и обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" (далее - ответчик) осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости и внести изменения в характеристики земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, д. 151 с кадастровым номером 63:09:0302051:733, указав кадастровую стоимость 3 549 000 руб. (том 1 л.д.80-82).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 августа 2011 года в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Кальченко Сергея Анатольевича отказано.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции пришёл к выводу, что положения части 3 статьи 66 ЗК РФ подлежат применению и толкованию в совокупности с нормами ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также с положениями части 1 статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в части обязания органа кадастрового учета - Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, д. 151 с кадастровым номером 63:09:0302051:733, в размере 3 549 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
В апелляционной жалобе заявитель считает решение суда первой инстанции необоснованным и противоречащим законодательству РФ по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сделал вывод о том, что правила проведения государственной кадастровой оценки регламентируются постановлением Правительства РФ N 316 от 08.04.2000 г., из норм действующего законодательства не усматривается возможность утверждения органом исполнительной власти отчётов о рыночной стоимости и право землепользователя на оспаривание кадастровой оценки их земельного участка может быть реализовано лишь в отношении акта, которым утверждена такая оценка, но предпринимателем не оспаривается кадастровая оценка земельного участка.
Кроме того, по мнению суда, действующим законодательством не предусмотрен такой способ внесения сведений о кадастровой оценке объектов недвижимости как заявление заявителя и отчёт о рыночной стоимости, а сведения о кадастровой оценке вносятся на основании информационного воздействия при ведении государственного кадастра недвижимости. Заявитель, предъявив требование по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 НК РФ, является нарушение прав предпринимателя как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
Представитель ответчика возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Третье лицо отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители заявителя и третьего лица не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, объяснений лица, участвующего в деле, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела заявитель на основании договора купли-продажи от 03.09.2009 г. владеет на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу: Самарская обл. г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, дом 151, строение 17, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права серии 63-АД N 193391 от 16 сентября 2009 года.
Кадастровая стоимость данного земельного участка исходя из кадастровой выписки о земельном участке N 63-00-102/11-62181 от 06.04.2011 года составляет 14 293 537,20 руб.
Заявитель на основании договора N 505-10И от 21.10.2010 г. провел оценку принадлежащего ему земельного участка.
В соответствии с заключением N 505-4-10И о стоимости объекта оценки от 22.10.2010 г., данного ГК "Институт оценки", рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 21.10.2010 г. составляет 3 549 000 руб. (том 1 л.д.30).
Заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением об учете изменений земельного участка в части кадастровой стоимости (том 1 л.д.54).
Регистрирующий орган решением об отказе в осуществлении кадастрового учета N 63-00-119/11-44850 от 02 апреля 2011 года отказал заявителю в осуществлении государственного кадастрового учета.
Отказ мотивирован теми обстоятельствами, что исходя из статей 7, 15 ФЗ РФ "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании информационного взаимодействия (том 1 л.д. 53).
Заявитель, не согласившись с вынесенным отказом, обратился в арбитражный суд Самарской области, судебным актом которого в удовлетворении требований заявителю отказано.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Рыночная цена земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости проводится государственная кадастровая оценка земель. Методики определения кадастровой оценки и рыночной стоимости земель различны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
Согласно пункту 5 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 9 и 10 Правил результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании нормативного правового акта, утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", регламентирует информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Статья 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" выделяет два вида стоимости объекта: рыночную стоимость и иную его стоимость.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", исходя из наиболее эффективного использования земельного участка, то есть наиболее вероятного его использования, являющегося физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (когда кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с его определенной на момент внесения в кадастр рыночной стоимостью).
При рыночной оценке действуют Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденные распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 г. N 568-р.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, в котором определен порядок и лица, ответственные за проведение кадастровой оценки земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке. При этом право землепользователей на оспаривание кадастровой оценки их земельного участка может быть реализовано лишь в отношении акта, которым утверждена такая оценка.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-Фз "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
При этом основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости может быть недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка, его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым и была дополнена статья 66 Земельного кодекса пунктом 3, положения указанного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы, по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.
Содержащаяся в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 06.04.2011 г. N 63-00-102/11-62181 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302051:733 указана в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
Приложения 2 и 3 к постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 разработаны в целях реализации приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка".
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302051:733 внесены в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости от 28.04.2009 года.
Кадастровая стоимость земельного участка рассчитана исходя из 9 вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок и составила 14 293 537,20 руб., удельный показатель кадастровой стоимости, используемый при расчете, составил 1 488,60 руб./кв.м.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302051:733 не утверждалась Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2010 года N 473 (приложение 1), соответственно, определить кадастровую стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302051:733 равной его рыночной стоимости согласно отчета об оценке N505-4-10и от 22.10.2010 г., представленного заявителем, не представляется возможным.
Таким образом, в соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", сведения о кадастровой оценке объектов недвижимости вносятся на основании информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.
Иной способ внесения сведений о кадастровой оценке объектов недвижимости, действующим законодательством не предусмотрен.
Суд апелляционной инстанции считает, что арбитражный суд сделал правильные и обоснованные выводы относительно отказа в удовлетворении требований заявителя.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 августа 2011 года по делу N А55-7772/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7772/2011
Истец: ИП Кальченко Сергей Анатольевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата"
Третье лицо: Мэрия городского округа Тольятти
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-347/12
13.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16553/12
06.11.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-7772/11
27.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-347/12
05.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11905/11