город Ростов-на-Дону |
|
05 декабря 2011 г. |
дело N А53-5834/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Ломидзе О.Г., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой А.В.,
при участии:
от ТУ ФАУГИ в РО: представителя Угольникова Л.В. по доверенности от 11.01.2011 N 06-04/01,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Матвеево-Курганского района
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 30 сентября 2011 года по делу N А53-5834/2011
по иску заместителя прокурора Ростовской области в интересах Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом по Ростовской области
к ответчикам: администрации Матвеево-Курганского района, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Малаю Николаю Федоровичу
при участии третьих лиц: федерального государственного учреждения "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений", филиала федерального государственного учреждения "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений" (ФГУ "Госсорткомиссия") - инспектуры по Ростовской области, федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Ростовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области
о признании недействительным договора аренды земельного участка и о применении последствий недействительности ничтожной сделки,
принятое в составе судьи Смольковой А.В.,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Ростовской области (далее - прокурор) в интересах Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - ТУ ФАУГИ в РО) обратился в суд с иском к администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области (далее - администрация) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства Малаю Николаю Федоровичу (далее - Малай Н.Ф.) о признании недействительным заключенного между ответчиками договора аренды земельного участка N 212 от 16.09.2009; применении последствий недействительности ничтожной сделки от 16.09.2009 N 212 путем возврата земельного участка общей площадью 72000 кв.м. с кадастровым номером 61:21:0600022:743, расположенного на расстоянии 2740 м. по направлению на северо-запад от ориентира с. Новоандриановка Матвеево-Курганского района ул. Степная, 2.
Иск мотивирован тем, что договор аренды заключен в отношении земельного участка, входящего в состав земельного участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией. Администрация Матвеево-Курганского района не обладает полномочиями на распоряжение земельными участками, находящимся в федеральной собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное учреждение "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений", федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Ростовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30 сентября 2011 года исковые требования прокурора удовлетворены в части признания недействительным заключенного между ответчиками договора аренды земельного участка N 212 от 16.09.2009.
Судебный акт мотивирован тем, что договор аренды N 121 от 16.09.2009 является ничтожной сделкой, поскольку администрация распорядилась земельным участком, находящимся в федеральной собственности, в отсутствие соответствующих полномочий.
Администрация обжаловала решение в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение в части удовлетворения иска отменить и принять по делу новое решение.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- вывод суда о нахождении у РОГСИС на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 1831 га доказательствами не подтвержден;
- вывод суда о том, что земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0540 является земельным участком с ранее присвоенным номером 61:21:600022:0038 не соответствует фактическим обстоятельствам, так как участки имеют различную площадь;
- судом при вынесении решения не учтено, что свидетельство N 239 от 24.09.1993 признано утратившим силу постановлением главы администрации Матвеево-Курганского района от 20.04.1995 N 218 "Об изъятии земельного участка из земель РОГСИС и передаче его в фонд перераспределения". Вывод суда о принадлежности земельного участка к федеральной собственности без наличия достоверных данных о месте расположения земельного участка, является преждевременным.
В отзыве на апелляционную жалобу прокуратура Ростовской области указала на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании прокурор доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, указанным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
От заявителя жалобы поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя администрации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по итогам аукциона от 11.09.2009 на право заключения договора аренды 16.09.2009 между администрацией Матвеево-Курганского района и индивидуальным предпринимателем Малаем Н.Ф. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 61:21:0600022:743 общей площадью 72000 кв.м., расположенного по адресу: Ростовская область, Матвеево-Курганский район, в 2740 м. по направлению на северо-запад от ориентира с. Новоандриановка, ул. Степная, 2 (л.д. 20-24, 28-30 том 1).
Прокурор обратился в суд с иском о признании данного договора недействительным, указывая, что 01.03.2007 получено свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0038, а спорный земельный участок, предоставленный предпринимателю в аренду, является его составной частью.
Суд первой инстанции признал доказанным факт формирования земельного участка площадью 72 га из состава земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0038 общей площадью 1270 га, находящегося в собственности Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что товарищество с ограниченной ответственностью "Матвеево-Курганское" (далее - товарищество) образовано в порядке реорганизации откормсовхоза "Матвеево-Курганский" (созданного в 1952 году) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов".
10.02.1993 между гражданами - работниками реорганизуемого откормсовхоза "Матвеево-Курганский" был заключен учредительный договор о создании товарищества, в соответствии с которым его участники имеют в общей долевой собственности имущество товарищества и землю в коллективно-долевой собственности.
28.04.1993 главой администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области принято постановление N 410 о реорганизации откормсовхоза "Матвеево-Курганский" в товарищество с коллективно-совместной собственностью на землю и имущество. Указанным постановлением товариществу передавались в коллективно-совместную собственность сельхозугодья площадью 4348 га, в том числе пашни площадью 3989 га, пастбища площадью 359 га (приложение N 1 к постановлению от 28.04.1993 N 410). Оставшиеся от бесплатной передачи в собственность граждан земли совхоза общей площадью 1269 га, в том числе 1143 га сельхозугодий, из них 972 га пашни, включены в районный фонд перераспределения земель и переданы товариществу в аренду с правом последующего выкупа (л.д. 12 том 1).
На основании приказа Министра сельского хозяйства Российской Федерации от 24.09.1993 N 251 решением общего собрания коллектива товарищества на его базе создано государственно-кооперативное сельскохозяйственное предприятие "Ростовская государственная сортоиспытательная стация" (л.д. 47 том 1).
Постановлением главы администрации Матвеево-Курганского района от 22.09.1993 N 700 товарищество перерегистрировано в Ростовскую государственную сортоиспытательную станцию (далее - РОГСИС) (л.д. 35 том 1).
Постановлением главы администрации Матвеево-Курганского района от 20.12.1995 N 741 постановление от 22.09.1993 N 700 дополнено пунктом 4, согласно которому ТОО "Матвеево-Курганское" исключается из государственного реестра, в связи с прекращением деятельности (л.д. 38 том 1).
Согласно пункту 1.1 положения о РОГСИС, утвержденного Всероссийской государственной комиссией по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, РОГСИС является государственно-кооперативным сельскохозяйственным предприятием, созданным на базе бывшего ТОО "Матвеево-Курганское", путем передачи земли, арендованной товариществом, из фонда перераспределения земель Матвеево-Курганского района в бессрочное пользование станции, земельных паев бывших членов ТОО "Матвеево-Курганское", а также неделимого фонда товарищества, переданного в федеральную собственность, и имущественных паев бывших членов ТОО "Матвеево-Курганское".
Создание юридических лиц с указанной организационно-правовой формой допускалось Законом РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Пунктом 1.2 положения установлено, что госсортстанция организуется, реорганизуется и ликвидируется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по представлению Всероссийской государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур.
Постановлением главы администрации Матвеево-Курганского района N 701 от 22.09.1993 РОГСИС передано 6101 га земель, в том числе: из земель фонда перераспределения в бессрочное постоянное пользование был передан земельный участок площадью 1269 га, используемый ранее товариществом на правах аренды, в том числе: 911 га пашни, 12 га многолетних насаждений, 59 га пастбищ, 42 га древесно-кустарниковых насаждений, 1 га под водой и 82 га прочих земель (л.д. 34 том 1).
На основании указанных постановлений комитет по земельным ресурсам Матвеево-Курганского района выдал РОГСИС свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей N 239 от 24.09.1993, согласно которому правообладателю предоставлено всего 6101 га земель, из них: в собственность (общую долевую) 4832 га сельхозугодий, в том числе пашни 3989 га; в бессрочное (постоянное) пользование 1269 га, в том числе пашни 972 га.
24.07.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации РОГСИС по решению суда.
01.03.2007 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество внесена запись N 61-61-26/007/2007-234 о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0038 площадью 1270 га (л.д. 86 том 1).
Вступившим в законную силу постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2010 по делу N А53-12124/2009 администрации отказано в иске о признании недействительным зарегистрированного права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 61:21:600022:0038 площадью 1270 га.
Из письма МУП "Земля" N 9 от 14.02.2011 следует, что в ходе анализа полученных документальных материалов их Росреестра, путем внесения координат участков на кадастровую карту, предприятием установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 61:21:0600022:743 ранее входил в состав единого землепользования с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0038 (л.д. 190-192 том 1).
Факт формирования спорного земельного участка из состава земельного участка с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0038 путем последовательного его деления подтверждается также представленными в материалы дела кадастровыми выписками.
Из кадастровой выписки от 29.11.2010 N 61/001/10-528598 на земельный участок с кадастровым номером 61:21:0600022:743 следует, что указанный земельный участок образован из земельных участков с кадастровыми номерами 61:21:0600022:598 и 61:21:0600022:612 (л.д. 63-69 том 1).
Из кадастровой выписки от 18.05.2011 N 61/001/11-127745 на земельный участок площадью 2839000 с кадастровыми номерами 61:21:0600022:598 следует, что указанный земельный участок ранее имел кадастровый номер 61:21:60 00 22:0542 (л.д. 85 том 1)
Из кадастровой выписки от 18.05.2011 N 61/001/11-127207 на земельный участок площадью 9215000 кв.м. с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0542 следует, что указанный земельный участок ранее имел кадастровый номер 61:21:60 00 22:0540 (л.д. 86 том 1).
Суд установил, что земельный участок с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0540 является земельным участком с ранее присвоенным номером 61:21:60 00 22:0038.
Указанное обстоятельство также установлено вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Ростовской области по делам N А53-8718/2009, N А53-19466/2010.
Раздел земельного участка с кадастровым номером 61:21:600022:0542 был произведен на основании постановления главы администрации Матвеево-Курганского района от 26.06.2007 N 430 в целях проведения аукционов по продаже прав аренды земельных участков.
В соответствии с указанным постановлением земельный участок с кадастровым номером 61:21:60 00 22:0542, находящийся в 3,8 -13 км на запад от с. Марьевка, общей площадью 921,5 га, в том числе: 747,9 га пашни, 131,7 га пастбищ, 41,9 га много летних насаждений, разделен на три земельных участка:
- земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 283,9 га, в том числе: 269,6 га пашни и 14,3 га многолетних насаждений, находящийся в 4,5 -11 км на юго-запад от с. Марьевка;
- земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 439,0 га, в том числе: 307,3 га пашни и 131,7 га пастбищ, находящийся в 5-15,3 км на запад от с. Соколовка;
- земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 198,6 га, в том числе: 171,0 га пашни и 27,6 га многолетних насаждений, находящийся в 4-6,5 км на запад от с. Петровка.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Аналогичные критерии отнесения земельных участков к определенному уровню государственной собственности установлены статьями 18 и 19 Земельного кодекса Российской Федерации применительно к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации") в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Разделом IV приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" сортоиспытательные станции и участки включены в перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 214 и пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, в том числе сравнив планы границ земельных участков, суд установил, что спорный участок является составной частью земельного участка площадью 1269 га с кадастровым номером 61:21:600022:0038.
Установив, что спорный участок является частью земельного участка, принадлежавшего предприятию, созданному федеральным органом государственной власти, и является федеральной собственностью, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация на момент заключения с главой крестьянского (фермерского) хозяйства оспариваемого договора аренды не являлась собственником земельного участка.
Вывод суда о ничтожности договора от 16.09.2009 по передаче в аренду федерального имущества как совершенного лицом, не обладающим полномочиями по распоряжению указанным имуществом (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), является правильным. В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Судом также правильно указано, что ликвидация РОГСИС не влечет прекращения права федеральной собственности на принадлежавший ей земельный участок.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им дана правильная правовая оценка.
Нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены.
Основания для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы, который в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30 сентября 2011 года по делу N А53-5834/2011 в обжалуемой части оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
О.Г. Ломидзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5834/2011
Истец: Заместитель прокурора Ростовской области, Территориальное управление Росимущества по Ростовской области
Ответчик: Администрация Матвеево-Курганского района, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Малай Николай Федорович
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, ФГУ "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений" Инспектура по Ростовской области-филиал ФГУ "Госсорткомиссия", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по РО, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Ростовской области