г. Москва |
|
"02" декабря 2011 г. |
А40-15891/11-23-134 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2011 г..
Полный текст постановления изготовлен 02.12.2011 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Сумароковой Т.Я.
судей Панкратовой Н.И., Кузнецовой Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петуховой К.А
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального Государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Н.Касаткиной и В.Василева" на определение Арбитражного суда г. Москвы от "19" сентября 2011 г., принятое судьей И.В. Барановой, по делу N А40-15891/11-23-134 по иску Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве к Правительству города Москвы (ОГРН 1027739813507), третьи лица - 1) Федеральное Государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Н.Касаткиной и В. Василева", 2) Департамент культурного наследия г. Москвы, 3) Департамент имущества г. Москвы, 4) Управление Росреестра по г. Москве, 5) Департамент земельных ресурсов г. Москвы, 6) Префектура Северного административного округа г. Москвы,
о признании права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество
при участии в судебном заседании представителей: от истца: не явился, извещен
от ответчика: Мишина Н.В. по доверенности от 30.05.2011
от третьих лиц: от Федерального Государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Н.Касаткиной и В.Васильева " - Костенко О.Н. по доверенности от 27.05.2009, от Департамента имущества г. Москвы- Мишина Н.В. по доверенности от 09.02.2011 от Департамента культурного наследия г. Москвы, Управления Росреестра по г. Москве, Департамента земельных ресурсов г. Москвы, Префектуры Северного административного округа г. Москвы- не явились, извещены
Истец, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству Москвы о признании права собственности Российской Федерации на здание общей площадью 1007,4 кв. м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д.3, стр.1.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2011 года производство по делу прекращено. Определение суда первой инстанции мотивировано тем, что согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав ", если в удовлетворении иска собственнику было отказано, унитарное предприятие, учреждение не вправе обратиться с иском о том же предмете и по тем же основаниям к этому же ответчику. Производство по таким делам подлежит прекращению на основании абз. 3 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ или п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2007 г. по делу N А40-4834/07-50-50, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2007 г.. и Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.10.2007 г. в удовлетворении иска ФГУК "Агентство по управлению и признании права собственности Российской Федерации" к Департаменту имущества города Москвы о признании права собственности Российской Федерации на строение 1, 8 домовладения расположенного по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д.3, отказано.
Учитывая тождественность содержания настоящего искового заявления по предмету, основаниям и лицам, участвующим в деле, и иску по делу N А40-4834/07-50-50 суд первой инстанции пришел к выводу о прекращении производства по делу в порядке пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С определением суда первой инстанции не согласилось третье лицо по данному делу Федеральное Государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Н.Касаткиной и В.Василева", подал апелляционную жалобу, просит определение отменить как принятое с нарушением норм процессуального права, рассмотреть спор по существу.
В судебном заседании заявитель полностью поддержал доводы своей апелляционной жалобы, представитель ответчика и третьего лица с определением суда согласен, просил оставить его без изменения. Представители истца, Москомнаследия, Управления Росреестра по г. Москве, Департамента земельных ресурсов г.Москвы, Префектуры Северного административного округа г. Москвы в судебном заседании не участвовали, уведомлены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие на основании п.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Судебное заседание начато 23.11.2011 года, был объявлен перерыв до 30.11.2011 года. После перерыва судебное заседание продолжено.
Заслушав лиц, участвующих по делу, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу определение арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из указанных норм права следует, что субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, согласно которому полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество).
В силу ст. 78 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. В соответствии с п. 4 вышеуказанного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
В соответствии с п. 1 раздела I Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве, утвержденного Приказом Росимущества от 1 февраля 2005 г. N 37 Территориальное управление является территориальным органом Росимущества. Согласно п. 1 раздела II Положения, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории города Москвы.
Исходя из изложенного ТУ Росимущества в г. Москве является территориальным органом и структурным подразделением Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в своей деятельности руководствуется актами, издаваемыми ФАУГИ, действует и осуществляет свои функции по поручению ФАУГИ (п.4.8. Положения о территориальном управлении государственным имуществом в городе Москве, утвержденного Постановлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 г. N 67.).
Как следует из материалов дела N А40-4834/07-50-50 истцом по данному делу являлось федеральное государственное учреждение культуры (ФГУК) "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", которое обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту имущества города Москвы (далее - ДИгМ) о - признании права собственности Российской Федерации на строения 1, 8 домовладения, расположенного по адресу: Москва, ул. Скаковая, д. 3,
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - Росимущество), Комитет по культурному наследию города Москвы (Москомнаследие), Управление Федеральной регистрационной службы по Москве.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2007 г. по делу N А40-4834/07-50-50, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2007 г.. и Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.10.2007 г. в удовлетворении иска ФГУК "Агентство по управлению и признании права собственности Российской Федерации" к Департаменту имущества города Москвы о признании права собственности Российской Федерации на строение 1, 8 домовладения расположенного по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д.3, отказано.
При этом суды исходили из того, что в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" отнесение имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27 декабря 1991 года не является основанием для оформления права собственности Российской Федерации.
Таким образом, судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о тождественности содержания искового заявления по предмету, основаниям и лицам, участвующим по настоящему делу и по иску по делу N А40-4834/07-50-50.
Поскольку иск по настоящему делу заявлен лицом, осуществляющим полномочия собственника государственного имущества, в защиту интересов государства, а не государственным учреждением, которому такие права не делегированы, у суда не было оснований для применения нормы, предусмотренной п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав ". Указанная норма регламентирует порядок рассмотрения спора о праве в конкретной ситуации, указывая на процессуальные возможности конкретных участников гражданских правоотношений. В связи с чем, у суда первой инстанции не было оснований руководствоваться п. 6 ст.13 Арбитражного процессуального кодекса РФ, которая регулирует вопросы применения арбитражными судами материального права при рассмотрении экономических споров.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств определение суда первой инстанции не соответствует обстоятельствам дела и закону и подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 176, п.2 ч.4 ст.272, 271 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда города Москвы от "19" сентября 2011 г., по делу N А40-15891/11-23-134 отменить.
Вопрос направить в Арбитражный суд г.Москвы для рассмотрения по существу.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-15891/2011
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве
Ответчик: Правительство города Москвы
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Г. МОСКВЫ, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент имущества города Москвы, Департамент культурного наследия г. Москвы, Префектура САО города Москвы, Управление Росрееестра по г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО Г. МОСКВЕ, ФГБУ культуры "Государственный академическй театр классического балета под руководством Н. Касаткиной"
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17792/12
14.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17792/12
17.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17792/12
19.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17792/12
31.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-11462/12
30.07.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18198/12
27.04.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-15891/11
02.12.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30589/11
19.09.2011 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-15891/11