Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б., судей Борисовой Е.Е., Медведевой А.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - Территориальное управление Росимущества в городе Москве; Территориальное управление Росимущества) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2012 по делу N А40-15891/11-23-134, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.10.2012 по тому же делу по иску Территориального управления Росимущества в городе Москве к Правительству Москвы о признании права собственности Российской Федерации на здание общей площадью 1007,4 кв. м, расположенное по адресу: Москва, ул. Скаковая, д. 3, стр. 1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФГБУК "Государственный академический театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва" (далее - учреждение культуры (театр), Департамент культурного наследия города Москвы, Департамент имущества города Москвы, Управление Росреестра по городу Москве, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Префектура Северного административного округа города Москвы.
Суд установил: решением Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.10.2012, в иске отказано.
Обжалуя принятые по делу судебные акты, Территориальное управление Росимущества (заявитель) указывает на то, что при разрешении возникшего спора по настоящему делу суды не учли правовую позицию, сформированную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2009 N 8858/09 по делу со схожими фактическим обстоятельствами, а также не учли преюдициальное значение для настоящего дела выводов судов о правах на спорный объект, содержащихся в судебных актах по другому делу N А40-17268/07-121-150. Заявитель не согласен с выводами судов об отказе в иске по основанию истечения срока исковой давности, полагая, что у собственника федерального имущества право на спорное строение возникло в силу закона, и он владеет этим объектом через учреждение культуры (театр), из пользования которого данное имущество не выбывало, и к заявленному иску не подлежала применению исковая давность, исходя из статей 208, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). По мнению заявителя, принятые по настоящему делу судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального и процессуального права.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что дело не подлежит передаче на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При рассмотрении дела судами установлено, что спорное строение, расположенное по названному адресу, находилось до марта 1985 года на балансе Главного управления капитального строительства Мосгорисполкома, а затем было передано на баланс Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Москвы (в настоящее время - Москомнаследие). По актам уполномоченных органов города Москвы указанное строение предоставлялось ФГБУК "Государственный академический театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва" и его правопредшественнику в арендное пользование. Названное учреждение культуры (театр) не являлось обладателем вещного права (оперативного управления) на указанное строение.
В перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения спорное строение было внесено Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176.
Однако доказательств, подтверждающих то, что на основании этого правового акта указанное недвижимое имущество в установленном порядке было передано с баланса Москомнаследия в федеральную собственность, и федеральный собственник распорядился этим имуществом, закрепив его за учреждением культуры (театром) на праве оперативного управления, истцом в процессе рассмотрения дела не представлено.
Судами не признан обоснованным довод Территориального управления Росимущества о возникновении в силу закона - положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 права федеральной собственности на спорное недвижимое имущество и о действительности такого права при отсутствии его государственной регистрации, поскольку на день вступления в действие этого законодательного акта указанное имущество не относилось к объектам историко-культурного наследия общероссийского значения и не находилось на вещном праве у правопредшественника учреждения культуры (театра), так как ему это имущество передавалось актами органов города Москвы в арендное пользование.
Поскольку учреждение культуры (театр) являлось арендатором спорного строения по договору, заключённому с уполномоченным органом города Москвы, судами не признана обоснованной ссылка Территориального управления Росимущества на то, что Российская Федерация фактически осуществляла владение спорным имуществом через учреждение культуры (театр).
В 2000 году распоряжением N 429/1367-р, изданным Министерством культуры Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации, спорный объект закреплялся на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры".
Однако на этот же объект, расположенный по названному адресу, в 2001 году в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) были зарегистрированы право собственности города Москвы и право оперативного управления ГУ "Главное управление охраны памятников г. Москвы" (Москомнаследия).
Вступившим в законную силу судебным актом от 08.10.2007 по другому делу N А40-4834/07-50-50 отказано в удовлетворении требований ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" о признании права собственности Российской Федерации на спорные строения 1, 8 домовладения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д. 3; о признании незаконными зарегистрированных права собственности г. Москвы и права оперативного управления Москомнаследия на эти же строения и об исключении из ЕГРП регистрационных записей об этих правах.
По делу N А40-17268/07-121-150, на которое сослался заявитель, вступившим в законную силу судебным актом было отказано в удовлетворении требования учреждения культуры (театра) о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта Правительства Москвы, связанного с распоряжением упомянутым имуществом. Обстоятельства, установленные по этому делу по вопросу о правах на спорное недвижимое имущество, не имели преюдициального значения для рассмотрения спора о правах на это имущество, возникшего по настоящему делу (N А40-15891/11-23-134), исходя из разъяснения, содержащегося в пункте 56 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22), согласно которому в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Судами признана необоснованной ссылка Территориального управления Росимущества на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2009 N 8858/09 по другому делу, так как по этому делу установлены обстоятельства, не схожие с обстоятельствами, установленными по настоящему делу.
Поскольку распоряжение спорным имуществом производилось на основании актов, изданных органами города Москвы, и владение ими этим имуществом осуществлялось путём передачи его в арендное пользование учреждению культуры (театру), выводы судов о том, что к заявленному по данному делу иску применима исковая давность, основаны на установленных по делу обстоятельствах, нормах законодательства и соответствуют разъяснениям, указанным в пунктах 57, 58 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22.
При исчислении срока исковой давности суды исходили из того, что о нарушении права федеральной собственности в отношении спорного имущества истец должен был узнать не позднее 08.10.2007 - даты вступления в законную силу судебного акта по делу N А40-4834/07-50-50, к участию в котором привлекалось в качестве третьего лица Росимущество.
Однако иск по настоящему делу был предъявлен в арбитражный суд только 17.02.2011, то есть по истечении срока исковой давности, установленного статьёй 196 ГК РФ. О применении срока исковой давности было заявлено ответчиком до принятия судом решения по данному делу.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ и разъяснению, данному в пункте 26 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12, 15.11.2001 N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Анализ доводов, содержащихся в заявлении о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов, показал, что в данном случае не имеется оснований, предусмотренных статьёй 304 АПК РФ, для передачи дела на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче дела N А40-15891/11-23-134 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда от 27.04.2012, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.10.2012, принятых по указанному делу, отказать.
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судьи
|
Е.Е. Борисова, |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 марта 2013 г. N ВАС-17792/12 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-15891/2011
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве
Ответчик: Правительство города Москвы
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Г. МОСКВЫ, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент имущества города Москвы, Департамент культурного наследия г. Москвы, Префектура САО города Москвы, Управление Росрееестра по г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО Г. МОСКВЕ, ФГБУ культуры "Государственный академическй театр классического балета под руководством Н. Касаткиной"
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17792/12
14.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17792/12
17.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17792/12
19.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17792/12
31.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-11462/12
30.07.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18198/12
27.04.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-15891/11
02.12.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30589/11
19.09.2011 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-15891/11