г. Вологда |
|
29 ноября 2011 г. |
Дело N А05-8529/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Кицкое" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 октября 2011 года по делу N А05-8529/2011 (судья Звездина Л.В.),
установил
администрация муниципального образования "Кицкое" (ОГРН 1052903022589; далее - администрация, администрация МО "Кицкое", орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Отделению надзорной деятельности Виноградовского района Архангельской области Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (ОГРН 1042900042822; далее - отделение надзорной деятельности, отделение) о признании незаконным и отмене постановления от 29.07.2011 N 44 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03 октября 2011 года по делу N А05-8529/2011 в удовлетворении требований администрации отказано.
Администрация МО "Кицкое" с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отделение в отзыве с доводами жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 08.07.2011 N 35 должностными лицами отделения надзорной деятельности в период с 12.07.2011 по 19.07.2011 проведена внеплановая выездная проверка исполнения администрацией МО "Кицкое" ранее выданного предписания от 20.05.2011 N 27/1/1-18 по устранению нарушений требований пожарной безопасности; оформлен акт от 19.07.2011 N 35.
По результатам проверки составлен протокол от 19.07.2011 N 44 об административном правонарушении, в котором зафиксировано, что в поселках Важский, Нижняя Кица, в деревнях Березничек, Верхняя Кица Виноградовского района Архангельской области отсутствуют противопожарные разрывы установленной ширины на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесными участками; не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения. Кроме того указанные населенные пункты, за исключением деревни Березничек, не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. Также к естественным и искусственным водоисточникам на территории данных поселений (исключение - поселок Нижняя Кица) не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Тем самым органом местного самоуправления нарушены требования статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), части 15 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пунктов 3, 94, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС РФ) от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03), пунктов 9.29, 9.30 Строительных норм и правил "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84*", введенных в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 27.07.1984 N 123 (далее - СНиП 2.04.02-84*, Строительные нормы).
Рассмотрев материалы дела, главный государственный инспектор Виноградовского района Архангельской области по пожарному надзору вынес постановление от 29.07.2011 N 44, которым администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Администрация МО "Кицкое" с названным постановлением не согласилась и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения в области пожарной безопасности Законом N 69-ФЗ и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно статье 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно имеющейся в материалах дела копии Устава МО "Кицкое", утвержденной решением Муниципального Совета МО "Кицкое" 15.11.2005 N 3, проверяемые населенные пункты входят в состав названного муниципального образования, следовательно, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несет администрация МО "Кицкое" как его исполнительно-распорядительный орган.
На основании части 15 статьи 69 Закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.
Пунктом 112 ППБ 01-03 установлено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
При проектировании централизованных постоянных наружных систем водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства должны соблюдаться нормы СНиП 2.04.02-84*.
Пунктом 9.29 СНиП 2.04.02-84* предусмотрено, что количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.
Расстояние между пожарными резервуарами или водоемами регламентировано пунктом 9.30 Строительных норм.
На основании пункта 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения администрацией правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела: актом проверки от 19.07.2011 N 35, протоколом от 19.07.2011 N 44 об административном правонарушении, решением Виноградовского районного суда Архангельской области от 25 июля 2011 года по делу N 2-198/2011, паспортами пожарной безопасности населенного пункта подверженного угрозе лесных пожаров, утвержденными главой МО "Кицкое" 30.05.2011 (далее - паспорт пожарной безопасности).
Таким образом, в действиях администрация МО "Кицкое" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Податель жалобы ссылается на то, что мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения для населенных пунктов - поселка Верхняя Кица, деревни Березничек не требуются, в отношении деревни Верхняя Кица противопожарный разрыв должен быть обустроен Березниковским лесничеством, а в поселке Важский такой разрыв делать нецелесообразно, поскольку участок границы между поселком и лесом проходит по сырому болотистому месту рядом с песчаной дорогой.
Вступившим в законную силу решением Виноградовского районного суда Архангельской области от 25 июля 2011 года по делу N 2-198/2011 признано незаконным бездействие администрации МО "Кицкое" по необеспечению соблюдения правил пожарной безопасности, выразившееся в неразработке и невыполнении мероприятий, исключающих возможность переброса огня (при лесных и торфяных пожарах) с лесных участков на здания и сооружения в населенные пункты (поселках Важский и Нижняя Кица, деревнях Верхняя Кица и Березничек), и в отсутствии противопожарных разрывов установленной ширины на всей протяженности участков границ указанных поселений.
Названным решением суд обязал администрацию обеспечить устройство противопожарных разрывов и минерализованных полос установленной ширины на всей протяженности участков границ данных населенных пунктов.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Данный судебный акт имеет преюдициальное значения для настоящего дела.
Кроме того, администрация указывает, что по состоянию на 01.07.2011 численность населения, постоянно проживающего в деревне Березничек и поселке Нижняя Кица, составляет менее 50 человек, а все здания этих населенных пунктов состоят из одного этажа, поэтому в силу положений пункта 2 примечаний к пункту 4.1 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009", утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178, наружное противопожарное водоснабжение в этих населенных пунктах не требуется.
Источником такого водоснабжения, по мнению органа местного самоуправления, является река Вага, которая протекает через названные поселения.
Помимо этого, администрация ссылается на то, что в поселке Важский и деревне Березничек площадки (пирсы) для установки пожарных автомобилей и забора воды покрыты щебнем, следовательно, являются оборудованными.
Согласно представленным в материалы дела паспортам пожарной безопасности источники наружного противопожарного водоснабжения имеются во всех вышеуказанных населенных пунктах, также имеются подъезды по дорогам с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, жилым домам и прочим строениям (исключение - поселок Нижняя Кица).
Вместе с тем названными паспортами подтверждается отсутствие в спорных поселениях площадок (пирсов) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, а также противопожарных разрывов установленной ширины на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесными участками.
Иные доказательства, подтверждающие доводы администрации о соблюдении требований пожарной безопасности, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал администрации в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 октября 2011 года по делу N А05-8529/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Кицкое" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8529/2011
Истец: Администрация МО "Кицкое"
Ответчик: Отделение надзорной деятельности по Виноградовскому району ГУ МЧС РФ по Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7408/11