г. Санкт-Петербург |
|
05 декабря 2011 г. |
Дело N А56-14426/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б. Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А. Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): предст. Бергман А.Г. - доверенность N 29 от 25.04.2011; предст. Прокофьев А.А. - доверенность N 69 от 31.12.2010; предст. Ермолаева-Маковская А.Н. - доверенность N 30 от 25.04.2011
от ответчика (должника): предст. Артеменко Д.В. - доверенность N 1 от 10.05.2011; директор Кузаков А.И. - решение N 3 от 26.11.2009
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16066/2011) ООО "АИК" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2011 по делу N А56-14426/2011 (судья Королева Т.В.), принятое
по иску (заявлению) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
к ООО "АИК"
о запрете деятельности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (место нахождения: 191025, Санкт-Петербург, улица Стремянная, дом 19) (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о запрещении обществу с ограниченной ответственностью "АИК" (ОГРН 1027801527192, ИНН 7802136200) (далее - ответчик, Общество) осуществлять деятельность по организации общественного питания населения в кафе, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Вавиловых, дом 10, корп. 4, в связи с грубым нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, создающим реальную угрозу жизни и здоровью людей.
Решением суда первой инстанции от 21.07.2011 иск Управления удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 21.07.2011 отменить. По мнению подателя жалобы, судом не оценены надлежащим образом все существенные для дела обстоятельства, не дана оценка представленным Обществом доказательствам устранения выявленных Управлением нарушений: ответчиком были предприняты меры по устранению шума от оборудования в кафе ООО "АИК", проверены и прочищены вентиляционные каналы, приточно-вытяжная вентиляция функционирует нормально, что подтверждается экспертным заключением от 14.04.2011. Как указывает податель жалобы, при рассмотрении данного дела истец не представил суду необходимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, документально также не подтверждено нарушение поточности технологических процессов (встречные потоки сырья и готовой продукции).
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы. Представители Управления доводы жалобы отклонили по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагая, что выявленные систематические грубые нарушения Обществом действующего санитарно-эпидемиологического законодательства создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, что является основанием для запрета Обществу осуществлять деятельность по организации общественного питания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Общество осуществляет деятельность по извлечению прибыли путем организации общественного питания населения в принадлежащем ему кафе, расположенном в жилом доме по адресу: Санкт-Петербург, ул. Вавиловых, д. 10, корп. 4. Кафе "У Иваныча", принадлежащее Обществу, представляет собой помещение площадью 104 кв.м и расположено на цокольном этаже жилого дома (ранее Общежитие), имеет обеденный зал 56 кв.м (посадочных мест 36 + 7 в отдельной комнате), кухню 18 кв.м.
Принадлежащее Обществу кафе осуществляет свою деятельность с 2000 года. Обществом не оспаривается, что при открытии кафе меню было ограниченным, позднее кафе специализировалось на реализации алкогольных и безалкогольных напитков и функционировало как бар. В настоящее время меню кафе стало разнообразным (более 30 блюд), кафе функционирует до 23 часов.
По жалобам граждан указанного жилого дома на деятельность кафе Управлением совместно с Прокуратурой Калининского района Санкт-Петербурга проведены контрольно-надзорные мероприятия на предмет соблюдения Обществом санитарно-эпидемиологических требований, в ходе которых выявлены следующие нарушения Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" (далее - Закон N 52-ФЗ) и Санитарных правил СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (далее - СП 2.3.6.1079-01):
- уровни шума от работы размещенной в кафе музыкальной аппаратуры, эксплуатации кондиционера, приточного и вытяжного вентиляторов превышают допустимые требования для дневного и ночного времени суток, что является нарушением пункта 2.2 СП 2.3.6.1079-01 и пункта 6.1.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", согласно которому уровни шума в жилых помещениях должны соответствовать гигиеническим требованиям к уровням шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки;
- приточно-вытяжная вентиляция в кафе не оборудована в соответствии с требованиями санитарного законодательства (имеющаяся в кухонном помещении приточно-вытяжная вентиляция размонтирована, в складских помещениях отсутствует). В связи с этим в расположенные выше жилые помещения проникают запахи от приготавливаемых блюд, что ухудшает условия проживания граждан, что является нарушением пункта 4.4. СП 2.3.6.1079-01;
- система вытяжной вентиляции не выведена выше конька крыши на один метр, а в соответствии с пунктом 4.6 Санитарных правил устройство и оборудование выбросов систем местной вытяжной вентиляции не должны влиять на ухудшение условий проживания и пребывания людей в жилых домах, помещениях и зданиях иного назначения. Шахты вытяжной вентиляции выступают над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м;
- нарушается поточность технологических процессов (имеют место встречные потоки сырья и готовой продукции), что является нарушением пункта 8.1 СП 2.3.6.1079-01, согласно которому при приготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий необходимо строго соблюдать поточность технологических процессов;
- отсутствуют условия для обработки плодо-овощной продукции, мяса, рыбы, что может привести к микробному и паразитологическому загрязнению готовых блюд в кафе и является нарушением пункта 8.4 СП 2.3.6.1079-01;
- в нарушение пункта 7.12 СП 2.3.6.1079-01 при хранении скоропортящихся продуктов не ведется контроль за условиями хранения (отсутствуют термометры).
Указанные нарушения были зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27.12.2010, протоколе осмотра от 31.01.2011, постановлении заместителя прокурора Калининского района Санкт-Петербурга о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.02.2011; протоколе осмотра от 03.05.2011 N 78-02-08-190, протоколе об административном правонарушении от 13.05.2011, постановлениях о привлечении к административной ответственности от 31.05.2011 N Ю 78-02-08-957 (по статье 6.4 КоАП РФ) и N 78-02-08-5-958 (по статье 6.6 КоАП РФ), от 10.03.2011 N Ф78-02-08-264 (по статье 6.6 КоАП РФ), от 31.05.2011 N Ю78-02-08-957 (по статье 6.4 КоАП РФ) и N Ю78-02-08-958 (по статье 6.6 КоАП РФ).
Считая, что систематические грубые нарушения Обществом действующего санитарно-эпидемиологического законодательства создают реальную угрозу жизни и здоровью людей и могут привести к возникновению инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а продолжение ответчиком деятельности по организации общественного питания в таких условиях может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства, Управление, ссылаясь на статьи 12 и 1065 ГК РФ, статью 51 Закона N 52-ФЗ, обратилось в суд с иском о запрещении ответчику осуществлять деятельность в принадлежащем ему кафе.
Суд первой инстанции удовлетворил иск Управления.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей административного органа и Общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Как указано в пункте 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ).
Пунктом 2 части 1 статьи 51 Закона N 52-ФЗ установлено, что главные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 Закона N 52-ФЗ, наделяются полномочиями, в том числе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 1), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества (статья 15 данного Закона).
В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
В соответствии со статьей 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания установлены Санитарными правилами СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
Согласно пункту 2.2 указанных правил организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей. При размещении организаций общественного питания в пристроенных, встроенно-пристроенных к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях должны соблюдаться гигиенические нормативы уровней шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки, а также предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
Как видно из материалов дела, многочисленные жалобы жителей дома, в котором расположено принадлежащее Обществу кафе, связаны с повышенным уровнем шума от работы музыкальной аппаратуры, кондиционеров и системы вентиляции, передвижения мебели, разговоров посетителей бара. Превышение уровней шума подтверждается экспертным заключением от 09.08.2010 N 78.01.02.ф-08-37/2342 (том 1, л.д. 16).
Общество указывает, что им были приняты меры по уменьшению шума от системы вентиляции, сокращены часы работы кафе до 23 часов. При повторном осмотре помещения кафе 03.05.2011 сотрудниками Управления были произведены замеры шума в кафе в присутствии понятых и жильцов дома, что отражено в протоколе осмотра от 03.03.2011. Согласно заключению эксперта от 05.05.2011 (том 1, л.д. 67-68) уровни шума от работы оборудования (всех вентиляторов и кондиционеров кафе) в квартире N 1 (ул. Вавиловых, дом 10, корп. 4) превышают значения, допустимые санитарными правилами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 в ночное время суток; уровни шума при ударе входной двери и решетки кафе ООО "АИК" превышают значения, допустимые вышеуказанными санитарными нормами в дневное и ночное время суток.
В соответствии с пунктом 5.1 Санитарных правил 2.3.6.1079-01 объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. При приготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий необходимо строго соблюдать поточность технологических процессов.
Как следует из материалов дела, в том числе, протокола осмотра от 03.05.2011, плана кафе, в принадлежащем обществу кафе между обеденным залом и производственным помещением имеется одна дверь, через которую производится подача грязной посуды, и окно для чистой посуды и готовой продукции. Как видно из представленных документов, общество имеет одно производственное помещение (помещение кухни), указанное на плане под N 3. Зоны для мытья кухонной посуды и производственного инвентаря, приготовления отдельно полуфабрикатов и готовой продукции в данном кафе отсутствуют, что является нарушением пункта 5.2 Санитарных правил 2.3.6.1079-01, согласно которому набор и площади помещений должны соответствовать мощности организаций и обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм.
Для временного хранения готовых блюд до их реализации в организации общественного питания должны быть предусмотрены помещения, оборудованные холодильниками и стеллажами.
Согласно пункту 5.4 Санитарных правил 2.3.6.1079-01 при работе организаций быстрого обслуживания на полуфабрикатах высокой степени готовности, в которых используются малогабаритное специализированное технологическое оборудование, посуда и приборы одноразового использования, допускается однозальная планировка с выделением отдельных рабочих зон, оснащенных оборудованием. При этом под полуфабрикатами высокой степени готовности понимаются готовые к употреблению замороженные пищевые продукты и кулинарные изделия промышленного изготовления после предварительной термической обработки, изделия из готового теста промышленного производства (блины, пончики).
Поскольку в данном случае в принадлежащем Обществу кафе не используются полуфабрикаты высокой степени готовности, а используется кусковой полуфабрикат, бескостный полуфабрикат и т.п. (ГОСТ Р 52427-2005 "Промышленность мясная. Продукты пищевые. Термины и определения", утв.Приказом Ростехрегулирования от 28.12.2005 N 380-ст), однозальная планировка помещения кафе, принадлежащего Обществу, в котором осуществляется приготовление первых и вторых блюд, холодных и горячих закусок, их хранение, а также мытье использованной посуды и производственного инвентаря, хранение чистой посуды, недопустимо.
Несоблюдение заявителем поточности технологических процессов в кафе и нарушение положений пункта 8.1 СП 2.3.6.1079-01 является серьезным и, по мнению апелляционной коллегии, неустранимым нарушением. Ссылка общества на санитарно-эпидемиологическое заключение от 21.07.2003 несостоятельна, так как данный документ оформлен в 2003 году, до внесения изменений в пункт 5.4 СП 2.3.6.1079-01, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.05.2007 N 25. Кроме того, как уже отмечалось выше, Общество в рассматриваемом периоде (2010 - 2011 годы) увеличило более чем в два раза количество посадочных мест в кафе, значительно расширило ассортимент и количество приготовляемых блюд. При получении в 2003 году санитарно-эпидемиологического заключения Общество осуществляло приготовление и реализацию исключительно полуфабрикатов. В рассматриваемом периоде, как поясняли в судебном заседании представители Управления и не опровергнуто Обществом, в кафе "У Иваныча" осуществляется приготовление около 30 блюд, что по объему сопоставимо с ресторанным меню. Приготовление такого количества и ассортимента блюд в одном помещении площадью 18 кв.м с соблюдением установленной санитарными правилами поточности технологических процессов невозможно.
Обществу вменяется также систематическое нарушение пункта 8.4 СП 2.3.6.1079-01, выразившееся в приготовлении холодных закусок, первых и вторых блюд их мяса птицы, рыбы и овощей при отсутствии условий для санитарной обработки указанных продуктов.
Пунктом 8.4 СП 2.3.6.1079-01 установлено, что обработка сырых и готовых продуктов должна производиться раздельно в специально оборудованных цехах. В организациях, не имеющих цехового деления, с ограниченным ассортиментом выпускаемых блюд допускается обработка сырья и готовой продукции в одном помещении на разных столах.
Как видно из протокола осмотра помещений от 03.05.2011, в ходе проверки установлено отсутствие в кафе на момент осмотра условий для санитарной обработки мяса птицы, мяса, рыбы, овощей.
В судебном заседании директор Общества подтвердил, что в производственном помещении действительно не имеется отдельных моечных ванн для посуды и для сырой продукции, поэтому сырое мясо кладется в ведро, ставится с мойку (в которой моется посуда) и промывается проточной водой.
Материалами дела также подтверждается, что в нарушение пунктов 7,11. 7.29, 9.1 СП 2.3.6.1079-01 на продукции отсутствуют маркировочные ярлыки, не указан срок изготовления и дата реализации продукции, не ведется ежедневно оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий (бракеражный журнал), совместно в холодильной камере хранятся готовая продукция и полуфабрикаты. Указанные нарушения Обществом не опровергнуты, однако, по мнению представителей ответчика, данные нарушения носят устранимый характер и не могут являться основанием для запрета деятельности кафе.
Все вышеперечисленные нарушение подтверждаются также приобщенным апелляционным судом к материалам дела протоколом осмотра от 26.10.2011, составленным уполномоченным сотрудником следственного отдела по Калининскому району КСУ СК РФ по Санкт-Петербургу с участием представителя Управления, двух понятых и в присутствии представителя Общества. Данное доказательство не устанавливает новые факты и обстоятельства, а лишь подтверждает наличие ранее выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции исключает из числа доказательства Рабочий проект "Вентиляция, кондиционирование. Шифр 03/011-ОВ", представленный Обществом 31.10.2011, а также Экспертное заключение от 17.11.2011 N 78.01.02.ф-08-000.Т/4243, представленное Управлением, так как данные документы представлены в суд апелляционной инстанции с нарушением требований статьи 268 и части 3 статьи 65 АПК РФ. Суд также не может признать допустимым доказательством представленные ответчиком судебные акты суда первой инстанции по делам А56-34400/2011 и А56-33881/2011, не вступившие в законную силу (в настоящее время обжалуются в апелляционном порядке).
Апелляционная коллегия отклоняет ходатайство ответчика о назначении строительно-технической экспертизы с целью установления соответствия требованиям действующих норм и правил вентиляции в кафе "У Иваныча", так как такое ходатайство не заявлялось при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Как следует из материалов дела, выявленные нарушения носили многочисленный и систематический характер, некоторые из нарушений не являются устранимыми (нарушение поточности технологических процессов, отсутствие условий для санитарной обработки продукции).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела и оценив доводы сторон в соответствии со статьей 71 АПК РФ, учитывая характер деятельности Общества, непосредственно связанной со здоровьем и благополучием граждан, систематическое нарушение ООО "АИК" норм санитарного законодательства, пришел к выводу о том, что суд первой инстанции вынес обоснованное решение о запрете ответчику осуществлять деятельность по организации общественного питания в кафе, принадлежащем Обществу, по адресу: ул. Вавиловых, дом 10, корп. 4, в связи с грубым нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, создающим реальную угрозу жизни и здоровью людей.
При вышеизложенных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 июля 2011 года по делу N А56-14426/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АИК" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14426/2011
Истец: Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в городе Санкт-Петербурге
Ответчик: ООО "АиК"