г. Самара |
|
05 декабря 2011 г. |
Дело N А55-13327/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:
от администрации муниципального района Борский Самарской области - представителя Немцовой С.Е. (доверенность от 09 марта 2011 года N 08-396),
от Главного управления МЧС России по Самарской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от третьего лица: МДОУ детский сад комбинированного вида "Колокольчик" - представителя Крымовой Т.Б. (распоряжение от 09 августа 2010 года N 15-к),
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 ноября 2011 года апелляционную жалобу администрации муниципального района Борский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2011 года по делу N А55-13327/2011, судья Асадуллина С.П., принятое по заявлению администрации муниципального района Борский Самарской области, Самарская область, Борский район, с.Борское, к Главному управлению МЧС России по Самарской области, г.Самара, третье лицо: МДОУ детский сад комбинированного вида "Колокольчик", Самарская область, с.Борское,
о признании незаконным и отмене постановления от 27 июня 2011 года N 146 о назначении административного наказания по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района Борский Самарской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности (ОНД) муниципальных районов Богатовский и Борский Главного управления МЧС России по Самарской области (далее - административный орган) от 27 июня 2011 года N 146 о назначении административного наказания по ч.4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида "Колокольчик".
Решением суда от 13 октября 2011 года в удовлетворении заявления администрации муниципального района Борский Самарской области отказано на том основании, что факт административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина администрации в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Борский Самарской области просит решение суда отменить, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на нарушение процедуры проведения проверки, отсутствие в ее действиях вменяемого состава административного правонарушения, поскольку имущество (здание детского сада) закреплено на праве оперативного управления за третьим лицом.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо поддержало её доводы.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя административного органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель третьего лица поддержала апелляционную жалобу администрации, представив суду отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя и третьего лица, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 03 июня 2011 года на основании утвержденного прокуратурой Самарской области плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2011 год заместителем начальника ОНД муниципальных районов Богатовский и Борский было издано распоряжение N 74 на проведение плановой проверки в отношении юридического лица МДОУ детский сад комбинированного вида "Колокольчик", зарегистрированного по адресу: 446660, Россия, Самарская область, Борский район, с.Борское, ул.Ленина д.59, в порядке контроля за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений (л.д.10).
Законный представитель МДОУ детский сад комбинированного вида "Колокольчик", заведующая детским садом Крымова Татьяна Борисовна 06 июня 2011 года была уведомлена о проведении плановой проверки, которая была назначена на 14 июня 2011 года. Данная плановая проверка была проведена с 10 часов 00 минут 14 июня 2011 года по 14 часов 10 минут 15 июня 2011 года. По её результатам был составлен акт N 74 проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 15 июня 2011 года. В ходе проверки выявлены следующие нарушения: планы эвакуации людей из помещений детского сада и яслей выполнены не в соответствии с нормативными документами. При этом нарушены требования п. 3 ППБ 01-03, п. 6.2.4, п. 6.2.10 ГОСТ Р 12.2.143-2009. Так, полы путей эвакуации в зданиях детского сада и яслей отделаны горючим материалом (линолеум). Нарушены также требования п. 6.25* СНиП 21-01-93), поскольку стены путей эвакуации в зданиях детского сада и яслей отделаны горючим материалом (обои, пластик).
Проверкой установлено, что собственником здания является администрация муниципального района Борский Самарской области. Данное обстоятельство подтверждает устав МДОУ детский сад комбинированного вида "Колокольчик" (п.1.5, п.7.2), принятый 31 июня 2010 года. Комитет по управлению муниципальным имуществом Борского района Самарской области является одним из учредителей данного учреждения.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Борского района Самарской области на основании положения о комитете по управлению муниципального имущества Борского района в новой редакции", утверждённого 01 марта 2005 года, является исполнительным органом местного самоуправления Борского района Самарской области, образованным в целях обеспечения управления распоряжения собственностью Борского района. Здание передано МДОУ детский сад комбинированного вида "Колокольчик" в оперативное управление.
В соответствии с п.8.3.5 устава МДОУ детский сад комбинированного вида "Колокольчик" к компетенции администрации Борского района Самарской области относится осуществление финансирования расходов детского сада на оплату коммунальных услуг, содержание зданий и сооружений образовательного учреждения, приобретение оборудования длительного пользования, капитальный ремонт здания и сооружений.
На основании рапорта инспектору ОНД муниципальных районов Богатовский и Борский Мельникову А.А. подготовлено распоряжение о проведении внеплановой проверки в отношении юридического лица администрации муниципального района Борский Самарской области и согласовано проведение внеплановой проверки с прокуратурой Борского района 17 июня 2011 года (л.д.11).
В администрацию 17 июня 2011 года направлено письмо о назначении времени и даты проведения внеплановой выездной проверки. Внеплановая выездная проверка была назначена на 20 июня 2011 года на 14 часов. Внеплановая выездная проверка проведена 20 июня 2011 года в присутствии законного представителя юридического лица на основании доверенности N 09-989 от 20 июня 2011 года.
Законному представителю администрации 21 июня 2011 года по доверенности N 09-989 от 20 июня 2011 года была вручена копия акта N 78 от 21 июня 2011 года по результатам внеплановой проверки в отношении юридического лица администрации муниципального района Борский Самарской области и "Определение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении".
Совместно с законным представителем администрации 23 июня 2011 года по доверенности N 09-989 от 20 июня 2011 года, на основании акта N 78 от 21 июня 2011 года составлен протокол N 146 об административном правонарушении (л.д.13-14).
В протоколе N 146 от 23 июня 2011 года об административном правонарушении содержится запись о дате, времени и месте рассмотрения данного протокола, разъяснении администрации права и обязанностей, предусмотренных ст. 25.1, 25.4 КоАП РФ. Протокол вручен представителю администрации, действовавшему на основании доверенности N 09-989 от 20 июня 2011 года. Вместе с ним представителю администрации вручено определение о назначении времени и места рассмотрения дела (л.д.16,17,18).
В присутствии представителя администрации 27 июня 2011 года вынесено постановление N 146 о назначении администрации административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, копия которого вручена представителю. Вместе с постановлением о назначении административного наказания представителю администрации вручено предписание N 74/1/2 от 27 июня 2011 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д.19,20).
В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии со ст.31 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 (с доп. от 28 февраля 2008 года) "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов (каковым является заявитель) относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных общеобразовательных учреждения, обустройство прилегающих к ним территорий.
МДОУ детский сад комбинированного вида "Колокольчик" относится к муниципальным общеобразовательным учреждениям, в связи с чем к полномочиям заявителя относится обеспечение содержания зданий этого образовательного учреждения.
Согласно ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Установленные проверкой нарушения правил пожарной безопасности подтверждаются материалами дела и не опровергнуты заявителем.
В соответствии с ч.4 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений и привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Наличие правонарушений свидетельствует о том, что заявителем не предприняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством правил и норм, что свидетельствует о его вине в совершении административного правонарушения.
Администрацией нарушены требования пожарной безопасности, установленных стандартов, норм и правил, выявленные нарушения могут принести вред жизни и здоровью детей, а потому заявитель правомерно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по недопущению выявленных правонарушений, в материалы дела не представлено.
Таким образом, факт совершения администрацией вменяемого административного правонарушения и ее вина в этом материалами дела подтверждаются.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Обстоятельства совершения учреждением правонарушения и его характер (заявителем допущено несколько нарушений, специфика работы заявителя, потребность значительного количества людей, детей посещать детский сад, нарушение правил пожарной безопасности может привести к тяжким последствиям) свидетельствуют о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере обеспечения пожарной безопасности, а также жизни и здоровью детей и взрослых. В этой связи отсутствуют основания для освобождения заявителя от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного административного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры проведения проверки не принимаются, поскольку административным органом приняты предусмотренные законодательством меры по соблюдению требований законодательства, регулирующего порядок проведения проверок в рамках осуществления государственного контроля и надзора. Кроме того, в силу п. 1 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы о передаче имущества (здания детского сада) в оперативное управление третьему лицу подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельства не снимают ответственности с органов местного самоуправления (в том числе администрации в рамках ее компетенции) ответственности за обеспечение пожарной безопасности в муниципальных образовательных учреждениях.
Административным органом на основании материалов проверки (л.д.26, 27) установлено, что собственником здания является администрация муниципального района Борский (п.1.4, 7.2 устава МДОУ детский сад комбинированного вида "Колокольчик"). Исходя из п.8.3 устава учреждения к компетенции администрации Борского района относится осуществление финансирования расходов детского сада на оплату коммунальных услуг, содержание зданий и сооружений образовательного учреждения, приобретение оборудования длительного пользования, капитальный ремонт здания и сооружений. Данные обстоятельства заявителем не опровергнуты. При наличии такой обязанности у администрации, а также, учитывая, что выявленные административным органом нарушения напрямую связаны с ненадлежащим ремонтом детского сада, то есть его содержанием, администрация является органом местного самоуправления, ответственным за нарушение правил пожарной безопасности в данном случае.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 13 октября 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2011 года по делу N А55-13327/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Борский Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13327/2011
Истец: Администрация муниципального района Борский Самарской области
Ответчик: Главное управление МЧС России по Самарсокй области
Третье лицо: МДОУ детский сад комбинированного вида "Колокольчик"