г. Самара |
|
06 декабря 2011 г. |
Дело N А55-27827/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 декабря 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н.
судей Липкинд Е.Я., Александрова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания Холмецкой Е.А., с участием:
от МП ГО Самара "Самарский метрополитен" - представитель Дьяченко Е.Б.. доверенность от 15.08.2011 г.,
от Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области - представитель Аксютина Е.М.. доверенность от 07.09.2011 г, N МФ-13-07/329,
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - Анипченко Н.А., доверенность N 28-07/71 от 08.09.2011,
иные лица - не явились, извещены,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, в зале N 7 апелляционную жалобу Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2011 года по делу N А55-27827/2010 по иску муниципального предприятия городского округа Самара "Самарский метрополитен", г. Самара, к Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ в лице УФК по Самарской области, с участием третьих лиц: 1. ФГУП "Почта России" в лице обособленного структурного подразделения Самарский почтамт УФПС Самарской области - филиал ФГУП "Почта России", 2. Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, 3. Департамент транспорта Администрации г.о.Самара, о взыскании 23 706 542 руб. 60 коп.
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании убытков в размере (с учетом уточнения) 6 491 241 руб. 40 коп., причиненных в результате неисполнения ответчиками обязанности по компенсации затрат, связанных с предоставлением льгот по перевозке граждан по единым социальным проездным билетам (ЕСПБ) в период с 01.01.2007 по 31.12.2007.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2011 года по делу N А55-27827/2010 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство управления финансами Самарской области, г. Самара, обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 13.10.2011 г.. судебное заседание было отложено на 17.11.2011 г.., в связи с поступлением дополнения к апелляционной жалобе.
Определением от 17.11.2011 г.. в судебном составе, рассматривающем дело произведена замена судьи Каплина С.Ю., в связи с его нахождением в очередном отпуске (приказ N 313/к от 26.10.2011) на судью Липкинд Е.Я., судебное заседание отложено на 29.11.2011, в связи с необходимостью подготовки сторонами письменного пояснения по расчетам заявителя жалобы.
Определением от 29.11.2011 г.. произведена замена судьи Серовой Е.А., в связи с нахождением его в отпуске, на судью Александрова А.И.
29.11.2011 г.. в судебном заседании представитель Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, поддержал жалобу, просил отменить решение суда первой инстанции, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Муниципального предприятия городского округа Самара "Самарский метрополитен", г. Самара, возражал против удовлетворения жалобы, решение суда просил оставить без изменения.
Представитель Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области согласился с доводами апелляционной жалобы, просил отменить решение суда от 23.06.2011, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, истец как транспортная организация осуществляет перевозку пассажиров подземным электрическим транспортом общего пользования в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Самары.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на бездействие органов исполнительной власти, выразившихся в неисполнении обязанности по компенсации выпадающих доходов предприятия в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по социальным проездным билетам, в размере 6 491 241 руб. 40 коп. Истец ссылается на Постановление Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан", согласно которому с 01.03.2005 г. стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 руб. (с 01.08.2007 - 250 руб.) для:
- лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления;
- лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1 - 10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
- лиц, указанных в статьях 2 - 7, 12 Федерального закона от 26.11.1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
- лиц, указанных в абзацах 1 - 3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";
- лиц, указанных в пунктах 1 - 2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
- лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 г. N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий";
- лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" в соответствии с Федеральным законом от 09.06.1993 г. N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов";
- лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц;
- родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов;
- лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.
Также с 1 марта 2005 года стоимость единого социального проездного билета в размере 150 руб. установлена для следующих категорий граждан: военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
Согласно ст.ст.16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств согласно п/п. 2 п. 1 ст. 10 соответствующего бюджета.
Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22.06.2006 разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст.ст.84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802, принятым во исполнение статьи 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат: гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, взамен бесплатного проезда; транспортным организациям за предоставление социальных проездных билетов указанной категории граждан; транспортным организациям на возмещение убытков при предоставлении льготного проезда и погашение задолженности за предоставленные льготы по проезду указанной категории граждан.
До принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" бесплатный проезд определенным категориям граждан был предусмотрен рядом федеральных законов, указанных в постановлении правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан".
Так, Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
Следовательно, данные меры социальной поддержки относятся к ведению Российской Федерации.
Согласно ст.126 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга.
В Постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" определен порядок предоставления льгот как гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов, так и гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области.
Пунктом 1 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещение. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно Постановлению Пленума ВАС Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу, что убытки, в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению как за счет казны субъекта Российской Федерации (в размере убытков от предоставления льгот региональным льготникам - гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области), так и за счет казны Российской Федерации (убытки, возникшие в результате предоставления льгот гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов).
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции признает расчет истца правомерным, размер убытков за период с января по декабрь 2007 года осуществляется исходя из количества проданных ЕСПБ всего по г.о. Самара х стоимость проезда 50 поездок 1 льготного пассажира в месяц в 2007 году для граждан (50 поездок х 9 руб.) - средства, поступившие дотации из федерального и регионального бюджетов за спорный период.
Из материалов дела следует, что кроме дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета, истцом учтены поступившие денежные средства из городского бюджета в рамках договора на транспортное обслуживание пассажиров по маршрутам г.Самары N 8 от 30.12.2005 (в редакции дополнительных соглашений) с Департаментом транспорта Администрации г.о.Самара.
Таким образом, полученными в рамках этого договора денежными средствами также компенсировалась разница между утвержденным Администрацией г.о. Самара тарифом на проезд и расчетным тарифом (себестоимостью перевозки).
Следовательно, в период с июля по декабрь 2007 г. МП г.о. Самара "Самарский метрополитен" получало средства из муниципального бюджета на компенсацию расходов на 30 поездок каждого льготного пассажира, в связи с чем, стоимость проезда правомерно исчисляется из 20 поездок ((50 поездок - 30 поездок) х 9 руб.).
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод жалобы Министерства управления финансами Самарской области, что денежные средства, полученные МП "Самарский метрополитен" в период с июля по декабрь 2007 г.. должны быть учтены применительно ко всему 2007 г.., так как материалы дела подтверждают перечисление денежных средств из муниципального бюджета на основание актов выполненных работ, следовательно, выделение муниципальному предприятию денежных средств было обусловлено исключительно количеством фактически перевезенных пассажиров, учет денежных средств, полученных в каждом конкретном месяце применительно ко всему 2007 году правомерен.
Так как доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к безусловной отмене судебного акта по статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено, решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2011 года по делу N А55-27827/2010 является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23.06.2011 года по делу N А55-27827/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Н. Радушева |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27827/2010
Истец: Муниципальное предприятие городского округа Самара "Самарский метрополитен"
Ответчик: РФ в лице Министерства управления финансами Самарской области в лице УФК по Самарской области, РФ в лице Министерства Финансов РФ, Самарская область в лице Министерства управления финансами Самарской области
Третье лицо: Департамент транспорта Администрации г. о. Самара, Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, ФГУП "Почта россии" в лице обособленного структурного подразделения Самарский почтампт УФПС Самарской области-филиал ФГУП "Почта России"