г. Санкт-Петербург |
|
07 декабря 2011 г. |
Дело N А21-3855/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-18894/2011) Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.08.2011 по делу N А21-3855/2011 (судья Приходько Е.Ю.), принятое
по заявлению Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное)
к МОУ Лицей N 49
о взыскании штрафа в сумме 1 884,90 руб.
установил:
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) (далее - Управление; место нахождения: 236016 г.Калининград, ул.9 Апреля, 32а; ОГРН 1023900588690, далее - Управление) обратилось в суд с заявлением о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения лицей N 49 (далее - МОУ лицей N 49; место нахождения: 236022, Калининградская обл, г.Калининград, ул.Кирова, 28; ОГРН 1023900596884, далее - учреждение) штрафа, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон), в сумме 1 884,90руб.
Решением суда первой инстанции от 30.08.2011 в удовлетворении заявленного требования Управлению отказано.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, вывод суда первой инстанции относительно нарушения процедуры привлечения к ответственности является ошибочным, поскольку акт проверки от 30.09.2010 N 167 был составлен в отсутствие представителя Ответчика, поскольку он составлен по результатам проведения камеральной проверки. Указанный акт был направлен в адрес МОУ лицей N 49 почтовым отправлением.
Представители сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверенны в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, МОУ лицей N 49, является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.
30.09.2010 Управлением проведена камеральная проверка своевременности, полноты и достоверности предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС, за 1 полугодие 2010 года на основании документов представленных МОУ лицей N 49 21.09.2010 по электронным каналам связи.
По результатам проверки Управлением Пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.09.2010 N 166 в соответствии с которым сведения, предоставленные МОУ лицей N 49 - 21.09.2010 по электронным каналам связи о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованных лиц за 1 полугодие 2010 года содержали недостоверную информацию, а именно: МАРТЫНЕЦ МАРИЯ НИКОЛАЕВНА - взносы 13 194,28 руб. (СЧ) и 5 654,89 руб. (НЧ) для 1972 г. р. по категории "HP" ошибочны, 13 194,28 руб. (СЧ) 5 654,69 руб. (НЧ), что отражено в акте от 30.09.2010 N 166, составленном без участия МОУ лицей N49.
На основании указанного акта с учетом возражений страхователя вынесено решение 28.10.2010 N 295/01, принятым в отсутствие представителя МОУ лицей N 49, ответчик привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона, в виде наложения штрафа в сумме 1 884,90 руб.
Поскольку направленное в адрес ответчика требование N 68 в добровольном порядке исполнено не было, Управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного Управлением требования указал на отсутствие оснований для привлечения МОУ лицей N 49 к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации один раз в год, но не позднее 1 марта, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, которые предусмотрены данным пунктом.
Дополнительно к указанным сведениям страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Непредставление страхователем в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание штрафа производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается Управлением, что расчет сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц за первое полугодие 2010 г. первоначально был представлен в электронном виде 14.07.2010 и повторно 02.08.2010, в связи с не подтверждением получения сведений, из за сбоя приема информации по отчетности ПФР Центрального района (письмо ООО "Компания "Тензор" от 24.08.2011).
17.09.2010 ответчик по устной просьбе работника ПФР Центрального района сдал отчетность за 2 полугодие 2010 года обычным способом на дискете.
В связи с обнаружением расхождения в накопительной части по категории "НР" (0,20 копеек) страхователь 21.09.2010 предоставил в Управление исправленный отчет.
Согласно решению от 28.10.2010 страхователь привлечен к ответственности предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как верно указал суд первой инстанции, указанная норма права предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Согласно акту и решению Управления МОУ лицей N 49 вменено предоставление не полных и не достоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Между тем из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что МОУ лицей N 49 представило в орган Пенсионного фонда индивидуальные сведения за 1 полугодие 2010 года в исправленном варианте по уведомлению Управления 21.09.2010.
Пенсионный фонд не опровергает это обстоятельство. Однако, считает, что поскольку в сведениях имелись ошибки, о чем Общество было извещено, то их представление не является исполнением Обществом обязанности по представлению индивидуальных сведений в установленный срок.
Вместе с тем, из норм Федерального закона N 27-ФЗ такой вывод не следует. Закон возлагает на страхователя обязанность представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета. При этом закон не дает органу пенсионного фонда возможности отказать в принятии указанных сведений. В случае, если эти сведения содержат недостоверные сведения, либо ошибки, которые не свидетельствуют о недостоверности сведений, к страхователю могут быть применены соответствующие предусмотренные законом правовые последствия, но не отказано в принятии сведений или принято решение о том, что сведения являются не представленными.
За представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом не предусмотрена ответственность. В таком случае ошибки подлежат исправлению в следующем порядке.
Согласно пункта 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пункт 41 этой Инструкции устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Абзац третий статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за указанные нарушения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что МОУ лицей N 49 исполнило свою обязанность, представив 21.09.2010 в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах за 1 полугодие 2010 года.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, исправленные сведения были представлены МОУ лицей N 49 в Пенсионный фонд в рамках проверки до составления акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы Управления содержащиеся в апелляционной жалобе об отсутствии существенных нарушений процедуры привлечения страхователя к ответственности принимаются апелляционным судом.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно статье 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
На основании части 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ).
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки регулируется статьей 39 Закона N 212-ФЗ, согласно которой акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.
Из материалов дела следует, что 30.09.2010 Управлением был составлен акт N 166 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете. Указанный акт был составлен в отсутствие представителя МОУ лицей N 49, в акте отсутствуют подпись представителя МОУ лицей N 49 о получении данного акта, либо отметка Управления об отказе страхователя от подписания акта (лист дела 5). При этом, как правильно установлено судом первой инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что страхователь был уведомлен о времени и месте составления акта проверки.
Вместе с тем из материалов дела следует, что Управлением была обеспечена страхователю возможность предоставления возражений на акт проверки (л.д.8, 76) и участия в рассмотрении материалов проверки перед принятием решения.
Таким образом, не извещение страхователя о времени и месте составления акта проверки и составление акта проверки без участия представителя страхователя не лишило МОУ лицей N 49 предоставить возражения на акт проверки и участвовать в рассмотрении материалов проверки.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии существенных нарушений процедуры привлечения страхователя к ответственности, свидетельствующих о недействительности решения на основании которого заявлено взыскание штрафной санкции в настоящем споре, является ошибочным.
Вместе с тем ошибочный вывод суда не привел к принятию не правильного решения по существу спора, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.08.2011 по делу N А21-3855/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3855/2011
Истец: Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное), Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Калининграде (межрайонное)
Ответчик: МОУ Лицей N 49, МОУ Лицей N49
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18894/11