г. Саратов |
|
07 декабря 2011 г. |
Дело N А57-2894/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.,
судей Жаткиной С.А., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривороговой А.М.
при участии в судебном заседании:
от товарищества собственников жилья "Имени М.М. Расковой" - Никонова М.Н., по доверенности от 08.11.2011, выданной сроком на один год.
от Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" - не явился, извещен,
от Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Город Саратов" - не явился, извещен,
от Администрации Заводского района г. Саратова - не явился, извещен,
от Комитета по ЖКХ Администрации муниципального образования "Город Саратов" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 сентября 2011 года по делу N А57-2894/2011 (судья Павлова Н.В.)
по иску товарищества собственников жилья "Имени М.М. Расковой"
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов",
третьи лица: Комитет по управлению имуществом Администрации муниципального образования "Город Саратов", Администрация Заводского района г. Саратова, Комитет по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов"
о взыскании 3485570 руб. 06 коп.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Имени М.М. Расковой" (далее - товарищество) с иском к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Администрации МО "Город Саратов" (далее - администрация) и Комитета по финансам Администрации МО "Город Саратов" (далее - комитет) о взыскании части платы за содержание жилья за период с декабря 2008 г. по декабрь 2010 года в размере 3122002 руб. 76 коп. и расходов по оплате государственной пошлины в сумме 38610 руб. 01 коп.
В суде первой инстанции товарищество неоднократно изменяло размер исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и окончательно просило взыскать часть платы за содержание жилья за период с декабря 2008 г. по июнь 2011 года в размере 3485570 руб. 06 коп.
Измененные исковые требования были приняты судом первой инстанции к производству.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.09.2011 исковые требования были удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.09.2011 г. отменить, в иске отказать.
Комитет считает оспариваемое решение незаконным и необоснованным, и несоответствующим фактическим обстоятельствам дела по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции установила следующее.
Как следует из материалов дела, товарищество осуществляет управление следующими домами по ул.Крымская, д. N N 12, 14, 16/24, 19, 21, 25, 28, 32 "А",34, 34"а"; ул.М.Расковой, д. NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10; ул.Ново-Астраханское шоссе, д. NN 60, 62, 83, 85, 87.
Впоследствии многоквартирный жилой дом N 28 по ул. Крымской г.Саратов был расселен, будучи аварийным, и исключен из состава товарищества.
Площадь муниципального жилья в указанных многоквартирных домах в декабре 2008 г. составила 28817,65 кв.м.; в январе 2009 г. - 28148,45 кв.м.; в феврале 2009 г. - 28110,64 кв.м.; в марте 2009 г. - 28001,3 кв.м.; в апреле 2009 г. - 27584,35 кв.м.; в мае 2009 г. - 27376,35 кв.м.; в июне 2009 г. - 26773,4 кв.м.; в июле 2009 г. - 25698,88 кв.м.; в августе 2009 г. - 25440,31 кв.м.; в сентябре 2009 г. - 25140,49 кв.м.; в октябре 2009 г. - 23318,91 кв.м.; в ноябре 2009 г. - 22718,65 кв.м.; в декабре 2009 г. -22084,38 кв.м.; в январе 2010 г. - 19136 кв.м.; в феврале 2010 г. - 18562,98 кв.м.; в марте 2010 г. - 17514,58 кв.м., в апреле 2010 г. - 16734,68 кв.м.; в мае 2010 г. - 16493,35 кв.м.; в июне 2010 г. - 16404,19 кв.м.; в июле 2010 г. - 16404,19 кв.м.; в августе 2010 г. - 16374,69 кв.м.; в сентябре 2010 г. - 16327,09 кв.м.; в октябре 2010 г. -16327,09 кв.м.; в ноябре 2010 г. - 16281,99 кв.м.; в декабре 2010 г. - 16229,09 кв.м.; в январе 2011 г. - 16229,09 кв.м.; в феврале 2011 г. - 16229,09 кв.м.; в марте 2011 г. - 16180,69 кв.м., в апреле 2011 г. - 16180,69 кв.м.; в мае 2011 г. - 16150,79 кв.м.; в июне 2011 г. - 16150,79 кв.м.
Товарищество, обращаясь в суд с настоящим иском, указывает на то, что наниматели жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, оплачивают услуги товарищества по тарифам, установленным муниципальным образованием, которые ниже тарифов, установленных общим собранием членов товарищества.
Товарищество требовало взыскать сумму, составляющую разницу между тарифом, установленным товариществом, и тарифом муниципального образования.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 3 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязан вносить наниматель.
В соответствии с п. 1, п.п. 3 п. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, и такая обязанность возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения договора найма.
В силу п. 3 названной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченными ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, что в рассматриваемом случае не имеет места.
Согласно ч. 3, 4 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. В случае если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей компанией порядке.
По смыслу этой нормы разница в плате, вносимой нанимателем жилого помещения, и в плате, подлежащей перечислению наймодателем управляющей компании, обусловлена размерами этих плат, установленными в договоре социального найма и договоре управления.
Членами товарищества был установлен тариф за содержание жилья протоколами N 24 от 01.10.2008 г.; N 44 от 27.11.2008 г.; N 68 от 18.12.2008 г. с 01.12.2008 г. и с 01.01.2009 г.
Тариф на содержания жилья в 2008 году был установлен решением Саратовской городской Думы N 55-527 от 04.02.2005 "О ценах на услуги по содержанию и ремонту жилья для населения". Доказательства того, что в 2008 году действовали иные тарифы, в материалах дела отсутствуют.
В 2009, 2010, 2011 действовал тариф, установленный постановлением Администрации г. Саратова от 15.01.2009 г. N 6 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений муниципального жилого фонда".
Из указанных тарифов следует, что тариф, установленный муниципальным образованием, ниже тарифа, утвержденного товариществом.
Следовательно, требования товарищества о взыскании разницы между тарифами законны и соответствуют ч. 3, 4 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Наниматели жилых помещений муниципального жилого фонда оплачивали содержание жилья по тарифу, установленного муниципальным образованием, что подтверждается квитанциями по лицевым счетам 267274400, 267188200 за июль 2008 г.
Согласно представленной в материалы дела товариществом сводной таблице на компенсацию разницы в тарифах по статье "содержание жилья" для нанимателей жилых помещений, разница в тарифах в декабре 2008 г. составила 83203 руб. 68 коп.; в 2009 году - 1698559 руб. 62 коп.; в 2010 г. - 1152068 руб. 54 коп.; в 2011 г. (с января по июнь) - 551738 руб. 22 коп., а всего 3485570 руб. 06 коп.
Расчет товарищества проверен судебной коллегией и признан верным.
Ответчиками не представлено доказательств ошибочности расчета товарищества.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции на основании ч. 3, 4 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации правомерно удовлетворил исковые требования товарищества.
Муниципальное образование в силу закона должно нести расходы по содержанию общего имущества жилого дома и в данном случае подлежит оплате не исполненная работа или оказанная услуга, а установленный тариф.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы несостоятельны и подлежат отклонению.
В данном случае комитет представляет интересы муниципального образования и выступает от его имени.
Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г.Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172 (в ред. от 29.04.2009) комитет - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
В соответствии с п. 3.43 Положения комитет выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
Согласно п. 3.44, 4.1 Положения комитет исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов, осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, не принимаются судом и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 сентября 2011 года по делу N А57-2894/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ф.И. Тимаев |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-2894/2011
Истец: ТСЖ "Имени М. М. Расковой "
Ответчик: Администрация г. Саратова, Комитет по финансам администрации МО "Город Саратов"
Третье лицо: Администрация Заводского района МО "Город Саратов", Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов", МО "Город Саратов"
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8362/11