г. Санкт-Петербург |
|
06 декабря 2011 г. |
Дело N А56-40980/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А.Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): предст. Васильева М.Н. - доверенность N 01-30-289/11 от 03.10.2011
от ответчика (должника): предст. Панова Н.П. - доверенность N 01-19/7047 от 09.08.2011; предст. Зиятдинова Р.А. - доверенность N 01/183 от 18.01.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19004/2011) ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2011 по делу N А56-40980/2011 (судья Королева Т.В.), принятое
по иску (заявлению) ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
к Департаменту Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027809256254, место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42) (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент, административный орган) от 21.07.2011 N 14-122/2011, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 26.09.2011 в удовлетворении заявления общества отказано.
В апелляционной жалобе ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" просит решение суда от 26.09.2011 отменить и признать незаконным постановление Департамента от 21.07.2011 N 14-122/2011. Податель жалобы ссылается на то, что результаты анализа проб сточных вод, оформленные протоколом количественного химического анализа ФБУ ЦЛАТИ по СЗФО N 0543-В/ГК/11 от 14.06.2011, не являются допустимым доказательством по делу, поскольку получены с нарушением закона. Как указывает податель жалобы, в нарушение требований, установленных ГОСТ Р 51592 2000 "Вода. Общие требования к отбору проб" отбор проб сточных вод Департаментом документально не оформлялся. Кроме того, податель жалобы считает недоказанным факт вины предприятия в сбросе загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов допустимого сброса через выпуск СО-34 в реку Карповка, а также наличия у предприятия возможности для соблюдения норм и правил за нарушение которых заявитель был привлечен к административной ответственности.
В судебном заседании представитель ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители Департамента возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.06.2011 с целью проверки поступившей в Департамент информации об аварийном сбросе сточных вод белого цвета через выпуск ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", расположенный по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Карповки возле дома N 32, Департаментом был организован оперативный выезд на место возникновения аварийной ситуации.
В ходе обследования территории, проведенного государственным инспектором Департамента в присутствии представителя ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" и двух понятых, установлено, что на выпуске сточных вод ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" N СО-34 наблюдается сброс сточных вод мутного цвета с примесями органики (акт обследования территории от 06.06.2011, л.д.81-83).
При обследовании территории государственным инспектором Департамента и представителем ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" произведен параллельный отбор проб сточной воды на выпуске N СО-34 в реку Карповка в створе ул. Всеволода Вишневского (акт отбора проб сточных вод N 1 от 06.06.2011, л.д.85). Процедуру параллельного отбора проб обеспечили представители ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
Проба, отобранная Департаментом, опломбирована ГУП Водоканал Санкт-Петербурга" (пломба 34789249) и направлена для проведения количественных химических анализов в аккредитованную лабораторию ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" (ФГУ "ЦЛАТИ по СЗФО") (акт приемки проб воды на исследование N 090 от 06.06.2011).
Проба, отобранная ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга (пломба N 36704369), направлена для проведения количественных химических анализов в лабораторию ЗАО "Центр исследования и контроля воды".
Согласно Протоколу количественного химического анализа ФБУ "ЦЛАТИ по СЗФО" N 0543-В/ГК/11 от 14.06.2011 выявлены превышения нормативов допустимого сброса при сбросе сточных вод 06.06.2011 в р. Карповка из выпуска ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" N СО-34 в створе ул. Всеволода Вишневского по следующим загрязняющим (вредным) веществам: по БПК5 кратность превышения установленного норматива составила - 28.5 раз, по ХПК - 9 раз, по взвешенным веществам - 19 раз, по азоту аммонийному - 44 раза, по фосфору фосфатов - 12 раз.
Согласно Протоколу определения показателей состава и свойств проб сточных вод ЗАО "Центр исследования и контроля воды" N 4-59/11 от 15.06.2011 выявлены превышения нормативов допустимого сброса при сбросе сточных вод 06.06.2011 в р. Карповка из выпуска ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" N СО-34 в створе ул. Всеволода Вишневского по следующим загрязняющим (вредным) веществам: по БПК5 кратность превышения установленного норматива составила 35 раз, по ХПК - 9 раз, по взвешенным веществам - 16 раз, по азоту аммонийному - 34 раза, по фосфору фосфатов - 14 раз.
По факту выявленного правонарушения (сброс сточных вод с превышением установленных нормативов допустимого сброса, что является нарушением требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение) определением N 14-122/2011 от 17.06.2011 Департаментом в отношении предприятия возбуждено административное дело по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
07.07.2011 уполномоченным должностным лицом Департамента в присутствии представителя предприятия составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Постановлением от 21.07.2011 N 14-122/2011 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размере 35000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и дополнительно представленные доказательства, выслушав и оценив доводы сторон, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно статье 22 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (пункт 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации).
Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет привлечение к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ
Как следует из материалов дела, решением о предоставлении водного объекта в пользование от 04.05.2009 N 161-Р предприятию предоставлен в пользование водный объект - река Карповка с целью сброса сточных вод через 59 выпусков, в том числе общесплавной выпуск N СО-34 (река Карповка в створе ул. Всеволода Вишневского).
30.12.2010 Департаментом предприятию выдано разрешение N 26-1370-С-11/11 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных вод по 1280 выпускам, в том числе по выпуску NСО-34, а также Невско-Ладожским бассейновым водным управлением утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку Карповка, в том числе по выпуску NСО-34 (л.д. 60-70).
Как следует из оспариваемого постановления, основанием для привлечения заявителя к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ явился сброс предприятием в реку Карповка сточных вод с превышением установленных нормативов допустимых сбросов.
Факт превышения установленных нормативов допустимых сбросов в сточных водах предприятия установлен Департаментом и подтверждается результатами анализа проб воды отобранных 06.06.2011 на выпуске N СО-34 в створе ул. Всеволода Вишневского (протокол количественного химического анализа ФБУ "ЦЛАТИ по СЗФО" N 0543-В/ГК/11 от 14.06.2011 и протокол определения показателей состава и свойств проб сточных вод ЗАО "Центр исследования и контроля воды" N 4-59/11 от 15.06.2011).
Доводы подателя жалобы о том, что результаты анализа проб сточных вод, оформленные протоколом количественного химического анализа ФБУ "ЦЛАТИ по СЗФО" N 0543-В/ГК/11 от 14.06.2011, не являются допустимым доказательством по делу, поскольку отбор проб был произведен вне рамок административного расследования и Департаментом отбор проб не оформлялся, правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, 06.06.2011 при обследовании территории государственным инспектором Департамента и представителем ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" в присутствии двух понятых произведен параллельный отбор проб сточной воды на выпуске N СО-34 в р. Карповка, о чем составлен акт отбора проб сточных вод N 1 от 06.06.2011 (л.д.85). В акте обследования территории от 06.06.2011 также указано на произведенный отбор проб воды (л.д. 81-83). Опломбированная ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" проба направлена Департаментом для проведения количественных химических анализов в аккредитованную лабораторию ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" (акт приемки проб воды на исследование N 090 от 06.06.2011).
Таким образом, протокол количественного химического анализа ФБУ "ЦЛАТИ по СЗФО" N 0543-В/ГК/11 от 14.06.2011 правомерно признан судом допустимым доказательством, подтверждающим факт правонарушения (превышения установленных нормативов допустимых сбросов в сточных водах).
Кроме того, факт превышения установленных нормативов допустимых сбросов в сточных водах предприятия на выпуске N СО-34 в реку Карповка подтверждается также результатами анализа пробы воды, отобранной 06.06.2011 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (пломба N 36704369) и направленной предприятием для исследования в ЗАО "Центр исследования и контроля воды". Согласно протоколу N 4-59/11 от 15.06.2011 определения показателей состава и свойств проб сточных вод в представленной на исследование пробе воды из выпуска ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" N СО-34 в створе ул. Всеволода Вишневского выявлено превышение установленного норматива по загрязняющим (вредным) веществам: по БПК5 в 35 раз, по ХПК - в 9 раз, по взвешенным веществам - в 16 раз, по азоту аммонийному - в 34 раза, по фосфору фосфатов - в 14 раз. Как подтвердил в судебном заседании апелляционной инстанции представитель предприятия, указанные в протоколе ЗАО "Центр исследования и контроля воды" N 4-59/11 от 15.06.2011 результаты анализа пробы воды заявителем не оспариваются.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие событие вменяемого обществу правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по исполнению возложенных на него публично-правовых обязательств по соблюдению требований в области охраны окружающей среды, а также доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения им норм действующего законодательства, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
В силу положений части 1 статьи 44, пункта 4 статьи 35, пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации именно на предприятие, как пользователя водного объекта для целей сброса сточных вод (решение от 04.05.2009 N 161-Р), возложена обязанность по соблюдению установленных нормативов допустимого воздействия на водный объект (нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденных Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов). Доказательства отсутствия технической и экономической возможности установки очистных сооружений на выпуске, находящемся в хозяйственном ведении предприятия, заявителем не представлены. Разработанная предприятием программа прекращения сброса сточных вод без очистки в водные объекты Санкт-Петербурга, в соответствии с которой выполнение мероприятий по прекращению сброса сточных вод в реку Карповка по выпуску NСО-34 запланировано на 2013-2015 годы, не может быть признана достаточной мерой по исполнению возложенных на него публично-правовых обязательств по соблюдению требований в области охраны окружающей среды.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы предприятия и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 сентября 2011 года по делу N А56-40980/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-40980/2011
Истец: ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19004/11