г. Москва |
|
06 декабря 2011 г. |
Дело N А41-20814/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2011 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
судей Ивановой Л.Н., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Выборновой О.В.,
при участии в заседании:
от истца - Гусев В.В. - по доверенности от 12.01.11г. N 22,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22 августа 2011 года по делу N А41-20814/11, принятое судьей Федуловой Л.В., по иску Администрации муниципального образования городского округа Лосино-Петровский Московской области (ИНН 5050010740, ОГРН 1035010208441) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Московской области (ИНН: 7716642273, ОГРН: 109776296977) с участием третьих лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Парфеновой Ларисы Борисовны о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования городского округа Лосино-Петровский Московской области (далее Администрация МО г/о Лосино-Петровский МО) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Московской области (далее ТУ Росимущества в Московской области) с участием третьих лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее Управление Росреестра по Московской области), Парфеновой Ларисы Борисовны (далее Парфенова Л.Б.) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1.200 кв.м, с кадастровым номером 50:14:060302:099, расположенный по адресу: Московская область, город Лосино-Петровский, мкр-н Западный, уч.28 (л.д.6-8).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.08.2011 г.. по делу N А41-20814/11 исковые требования удовлетворены (л.д.50-51).
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права (л.д.55-57).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст.121-124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru (л.д.64-72).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве (л.д.79-82), просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела и материалов регистрационного дела, 17.09.2002 г.. Главой муниципального образования г.Лосино-Петровский Московской области издано постановление N 355 "О заключении договора аренды на земельный участок N 28 в мкр.Западный" г.Лосино-Петровский с гр.Парфеновой Л.Б. (л.д.19, 33).
11.12.2002 г.. на основании вышеназванного постановления между Муниципальным образованием г.Лосино-Петровский, действующим от имени Российской Федерации" (арендодатель) и Парфеновой Л.Б. (арендатор) заключен договор N 143 аренды земельного участка, согласно условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды на 49 лет земельный участок N 28 с кадастровым номером 50:14:060302:0099 площадью 1200 кв. м, расположенный в мкр.Западный г.Лосино-Петровский и предназначенный для индивидуального жилищного строительства из земель поселений в границах, указанных в прилагаемом к договору плане земельного участка и в качественном состоянии как он есть (л.д.12-16, 23-29).
Государственная регистрация вышеназванного договора произведена МОРП 04.01.2003 г..
Согласно выписке из ЕГРП от 18.05.2011 г.. N 51/002/2011-242 правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация (л.д.20).
Полагая, что право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией ошибочно в нарушение действующего законодательства, Администрация муниципального образования городской округ Лосино-Петровский в соответствии со ст.ст.2, 13, п.1 ст.16, п.1 ст.17, ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 г.. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст.17, п.1 ст.25 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", ст.ст.12, 305 ГК РФ обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями. При этом Администрация указывает на отсутствие факта разграничения спорного земельного участка в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что государственная регистрация оспариваемого права Российской Федерации на земельный участок произведена в отсутствие оснований, установленных ст.17 Закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При этом суд исходил из того, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не представлялись как правоустанавливающие документы, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности на этот участок в установленном законом порядке. Таких доказательств не представлено и в материалы настоящего дела. В данном случае оспариваемый земельный участок органы исполнительной власти не вносили в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, и Правительство РФ не принимало решения об отнесении земельных участков к собственности РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю". Доказательств внесения земельного участка в реестр федеральной собственности ТУ ФАУГИ в МО не представлено. Земельный участок к исключительной собственности РФ не относится. При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что наличие записи о госрегистрации права собственности Российской Федерации на вышеупомянутый земельный участок препятствует осуществлению органом местного самоуправления предоставленного ему законом права распоряжения данным земельным участком.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 г.. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Исходя из анализа вышеназванной нормы материального права, государственная регистрация не затрагивает содержания самого гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г.. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Как видно из материалов регистрационного дела (л.д.21-35 - копия), предоставление вышеназванного земельного участка в аренду произведено Администрацией муниципального образования "город Лосино-Петровский" в 2002 году.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 ГК РФ).
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 г.. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2).
В статьях 3, 4 и 5 названного Федерального закона указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 г.. N 140.
Статьями 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших до 01.07.2006 г..) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Согласно ст.17 ЗК РФ право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.
17.04.2006 г.. принят Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который вступил в силу с 01.07.2006 (статья 5).
Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" признан утратившим силу.
При этом с 01.07.2006 г.. законодателем пересмотрены принципиальные подходы к разграничению государственной собственности на землю и установлены критерии, по которым земли относятся к тому или иному уровню собственности в силу прямого указания закона, а органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одним из критериев, позволяющих отнести такие земельные участки к соответствующему уровню собственности.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 г..) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню собственности.
Пункт 10 статьи 3 названного Федерального закона изложен в новой редакции, согласно которой осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 3.1.
Таким образом, с 01.07.2006 г.. государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной, и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.
В пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пункты 2 и 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона содержат подобные критерии, позволяющие отнести земельные участки к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности муниципальных образований.
По смыслу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче земельных участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 50:14:06 03 02:0099 от 11.12.2002 г... N 14/02-3664, спорный земельный участок относится к землям поселений с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, в графе правообладатель сведений не содержится (л.д.16-17, 30-31).
В соответствии с п.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем, ТУ Росимущества по Московской области не представило доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и не указывает на то, что земельный участок может быть отнесен к федеральной собственности в силу требований закона применительно к статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В материалах дела не имеется доказательств его предоставления органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Одним из оснований отнесения земельного участка к федеральной собственности, является наличие на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося соответственно в собственности Российской Федерации, однако доказательств того, что на спорном земельном участке расположены такие объекты недвижимости, ТУ Росимущества в Московской области суду также не представлено.
К иным предусмотренным федеральными законами земельным участкам и предусмотренным федеральными законами землям спорный земельный участок не относится.
Доказательства обращения Территориального управления в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок суду не представлено, в материалах регистрационного дела такие сведения также не содержатся.
Спорный земельный участок не отвечает ни одному из критериев, позволяющих отнести его к соответствующему уровню собственности, не был передан в собственность Российской Федерации в соответствии с ранее действовавшим законодательством (Федеральный закон от 17.07.2001 г.. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю) и не может быть отнесен к собственности Российской Федерации применительно к статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, спорный земельный участок не относится к федеральной собственности.
Следовательно, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок произведена ошибочно в нарушение действующего законодательства и собственность на данный земельный участок является неразграниченной.
При таких обстоятельствах исковые требования Администрации МО г/о Лосино-Петровский Московской области являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит. Доводы, указанные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суд Московской области по делу N А41-20814/11 от 22 августа 2011 г.. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Юдина |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20814/2011
Истец: Администрация муниципального образования городского округа Лосино-Петровский Московской области
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области
Третье лицо: Парфенова Л. Б., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области