город Ростов-на-Дону |
|
06 декабря 2011 г. |
дело N А32-5184/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова С.А.
судей Величко М.Г., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харько Л.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления капитального ремонта администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30 августа 2011 года по делу N А32-5184/2011
по иску Управления капитального ремонта администрации города Сочи (ОГРН 1082366004665, ИНН 2320169360)
к обществу с ограниченной ответственностью "ПРЕДПРИЯТИЕ ЭКСТЕНСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" (ОГРН 1072308002469, ИНН 2308128374)
при участии третьего лица муниципального казенного учреждения города Сочи "Горстройзаказчик" (ОГРН 1062320038901, ИНН 2320139855)
о взыскании 537 475 руб. 34 коп.,
принятое судьей Дуб С.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Управление капитального ремонта администрации города Сочи (далее - Управление капитального ремонта администрации города Сочи, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ПРЕДПРИЯТИЕ ЭКСТЕНСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" (далее - ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ ЭКСТЕНСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ", ООО "ПЭТ", ответчик) о взыскании 537 475 руб. 34 коп. пени за нарушение сроков выполнения работ по муниципальному контракту от 04.05.2010 N 167-КР-10 на проведение капитального ремонта по объекту "Централизованная библиотечная система Адлерского района г. Сочи" Центральная районная библиотека".
Исковые требования мотивированы нарушением ответчиком сроков выполнения работ по муниципальному контракту.
Истец в соответствии со ст. 49 АПК РФ заявил также требование о расторжении муниципального контракта от 04.05.2010 N 167-КР-10 на проведение капитального ремонта по объекту "Централизованная библиотечная система Адлерского района г. Сочи" Центральная районная библиотека".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2011 в принятии требования о расторжении муниципального контракта от 04.05.2010 N 167-КР-10 отказано, в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что истцом не представлено доказательств ненадлежащего исполнения или просрочки исполнения обязательств ответчиком.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2011 по делу N А32-5184/2011 отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что условия муниципального контракта о сроках выполнения работ не могут быть изменены по соглашению сторон, ответчик выполнил работы по муниципальному контракту несвоевременно и не в полном объеме.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение города Сочи "Горстройзаказчик" (далее - МКУ "Горстройзаказчик", Горстройзаказчик, третье лицо).
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не допускает одновременное изменение предмета и основания иска (абзац четвертый пункта 3 постановления Пленума ВАС РФ от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции"), поэтому суд первой инстанции правомерно отказал в принятии нового требования истца о расторжении муниципального контракта от 04.05.2010 N 167-КР-10, что не лишает истца права предъявить названное требование в отдельном иске.
Как следует из материалов дела, Управление капитального ремонта администрации города Сочи (муниципальный заказчик), МКУ "Горстройзаказчик" (исполнитель) и ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ ЭКСТЕНСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" (муниципальный подрядчик) заключили муниципальный контракт от 04.05.2010 N 167-КР-10 на проведение капитального ремонта по объекту "Централизованная библиотечная система Адлерского района г. Сочи" Центральная районная библиотека".
В соответствии с пунктом 1.1 муниципального контракта от 04.05.2010 N 167-КР-10 муниципальный заказчик сдает, а подрядчик принимает на себя подряд на проведение капитального ремонта по мероприятию "Капитальный ремонт муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система Адлерского района г. Сочи" Центральная районная библиотека (включая проектно-изыскательские работы)" в соответствии с аукционной документацией и настоящим контрактом, а также приложениями к нему, являющимися его неотъемлемой частью, на основании протокола от 22.04.2010 N 29 единой городской конкурсной и аукционной комиссии по лоту_24 по мероприятию "Капитальный ремонт муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система Адлерского района г. Сочи" Центральная районная библиотека (включая проектно-изыскательские работы)" Краевой целевой программы "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2009 N 723.
Начало выполнения работ 04.05.2010. Окончание работ 15.08.2010 (пункт 4.1 муниципального контракта от 04.05.2010 N 167-КР-10).
Согласно пункту 1.2 муниципального контракта от 04.05.2010 N 167-КР-10 муниципальный заказчик обязуется принять надлежаще выполненные и готовые работы, являющиеся результатом работ по настоящему контракту, и оплатить их в соответствии с условиями контракта.
Исполнитель обязан осуществлять строительный контроль (технический надзор) за ходом работ по контракту; производить приемку выполненных работ в пределах установленной контрактом стоимости работ (пункт 7.3 муниципального контракта от 04.05.2010 N 167-КР-10).
В соответствии с пунктом 1.3 муниципального контракта от 04.05.2010 N 167-КР-10 подрядчик обязуется в установленные настоящим контрактом сроки в соответствии с календарным графиком производства работ (приложение N 5) выполнить работы по контракту и гарантирует возможность эксплуатации объекта в соответствии с условиями контракта на протяжении гарантийного срока установленного контракта.
Стоимость работ выполняемых подрядчиком по настоящему контракту определяется на основании протокола соглашения о договорной цене (приложение N 4) от 04.05.2010 по лоту N 24, которая является твердой договорной ценой и составляет 5 540 982 руб. 90 коп. (пункт 2.1 муниципального контракта от 04.05.2010 N 167-КР-10).
Согласно пункту 2.5 муниципального контракта от 04.05.2010 N 167-КР-10 финансирование настоящего контракта за счет средств бюджета города Сочи может быть приостановлено, уменьшено или прекращено в случае неполного выделения муниципальному заказчику бюджетных ассигнований, о чем муниципальный заказчик письменно уведомляет подрядчика в течение десяти рабочих дней с момента поступления к нему соответствующей информации.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1 статьи 702 ГК РФ).
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 ГК РФ).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
При уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ (пункт 1 статьи 767 ГК РФ).
Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с указанными обстоятельствами в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 767 ГК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 настоящего Федерального закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.7 и 8.1 настоящей статьи, частью 26.1 статьи 65 настоящего Федерального закона.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о продлении сторонами срока выполнения работ дополнительным соглашением от 24.12.2010 N 02/167-КР-10 о внесении изменений в муниципальный контракт от 04.05.2010 N 167-КР-10.
В соответствии с пунктом 1 статьи 767 ГК РФ при уменьшении средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки выполнения работ, а положения части 5 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не предусматривают, однако и не запрещают изменение сроков выполнения работ по соглашению сторон муниципального контракта.
В связи с этим суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку заявителя апелляционной жалобы на постановления ФАС Волго-Вятского округа от 06.07.2009 по делу N А11-4585/2008-К1-2/210, Дальневосточного округа от 16.04.2009 N Ф03-1279/2009 по делу N А59-857/2008, Поволжского округа от 11.06.2009 по делу N А72-7337/2008.
Как следует из искового заявления, истец предъявил к ответчику требование о взыскании пени за нарушение сроков выполнения работ по муниципальному контракту от 04.05.2010 N 167-КР-10 за период с 16.08.2010 по 22.11.2010.
В соответствии с пунктом 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик вправе приостановить работу в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (пункт 1 статьи 719 ГК РФ).
Как следует из претензии истца от 24.12.2010 N 2390/01-13, стороны 01.12.2010 пришли к соглашению о возобновлении исполнения и финансирования контракта до получения соответствующих бюджетных средств муниципальным заказчиком; работы были выполнены 23.12.2010 на сумму 2 476 230 руб. 00 коп., что подтверждается справками о стоимости выполненных работ и затрат и актом о приеме-сдаче отремонтированных объектов основных средств; 24.12.2010 стороны пришли к соглашению о приостановке исполнения работ по контракту и финансирования контракта до получения соответствующих бюджетных средств муниципальным заказчиком; просрочка в окончании работ согласно сроку по контракту составляет 22 дня (с 01.12.2010 по 22.12.2010).
Поскольку стороны пришли к соглашению о возобновлении исполнения и финансирования контракта только 01.12.2010, по смыслу положений п. 1 ст. 716, п. 1 ст. 719, п. 1 ст. 767 ГК РФ у истца отсутствуют основания для взыскания с ответчика пени за предшествующий этой дате период с 16.08.2010 по 22.11.2010, в течение которого, как следует из претензии истца от 24.12.2010 N 2390/01-13, по соглашению сторон выполнение ответчиком работ и их финансирование истцом было приостановлено.
В связи с изложенным арбитражный суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы о несвоевременном выполнении ответчиком работ по муниципальному контракту в спорный период.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 августа 2011 года по делу N А32-5184/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5184/2011
Истец: Управление капитального ремонта администрации г. Сочи, Управление капитального ремонта администрации города Сочи
Ответчик: ООО "Предприятие Экстенсивных технологий"
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение г. Сочи "Горстройзаказчик"
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12051/11