г. Москва |
|
07 декабря 2011 г. |
Дело N А40-60499/11-92-510 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2011 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А,,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Тарасян М.Г. на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2011 г.. по делу N А40-60499/11-92-510, судьи Уточкитна И.Н.,
по заявлению предпринимателя Тарасян М.Г. (ОГРН 3087700002207967) г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 32 корп.2
к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Шишенина А.В. по дов. от 25.07.2011 г..;
от ответчика: Бутин М.В. по дов. от 17.11.2011 г..;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Тарасян Михаил Георгиевич обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов г.Москвы (далее Департамент) об оспаривании бездействия по рассмотрению заявки Тарасяна М.Г. от 28.07.2010 г.. за N 33-5Т9-905/10-(0)-0 о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001029:1001, обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы принять правовой акт о предоставлении предпринимателю Тарасяну М.Г. в долгосрочную аренду на срок от 25 до 49 лет земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001029:1001, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Автомоторная, д.2Б, стр.1, обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы оформить (заключить) с Тарасяном М.Г. договор долгосрочной аренды (на срок от 25 до 49 лет) земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001029:1001, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Автомоторная, д.2Б, стр.1, направить договор на государственную регистрацию и выдать заявителю прошедший государственную регистрацию договор аренды и копию правового акта о предоставлении земельного участка.
Решением от 27.09.2011 г.. арбитражный суд оказал в удовлетворении заявленного требования. При этом суд исходил из отсутствия оспариваемого бездействия со стороны Департамента земельных ресурсов г.Москвы, кроме того, заявителем пропущен установленный ч.4 ст.198 АПК РФ трехмесячный срок для обращения в арбитражный суд.
Заявитель не согласился с принятым решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное и отказать в удовлетворении требований заявителя. Считает, что непринятие Департаментом решения о выделении и предоставлении в долгосрочную аренду испрашиваемого земельного участка нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и свидетельствует о бездействии ответчика, так как с момента подачи заявки на оформление договора аренды земельного участка прошло более 10 месяцев, однако, по настоящее время ответчик не выполнил свои обязательства по оформлению и заключению договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001029:1001, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Автомоторная, д.2Б, стр.1.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу суду не представил.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в ней, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст.266, 268 АПК РФ, апелляционный суд, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, Тарасян М.Г. является собственником объекта недвижимости - здания, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Автомоторная, д.2Б, стр.1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.10.2007 г..
28.07.2010 года предприниматель подал заявку N 33-5Т9-905/10-(0)-0 в ТУ САО ДЗР с соответствующим пакетом документов для оформления и заключения договора аренды на земельный участок (адрес: г.Москва, ул.Автомоторная, д.2Б, стр.1), на котором расположен вышеуказанный объект недвижимости.
В соответствии с п.1 Регламента, утвержденного Постановлением Правительства Москвы N 943-ПП от 19.10.2010 г.., срок оформления договора аренды земельного участка и выдачи документа составляет не более 40 дней.
С момента подачи заявки на оформление договора аренды земельного участка прошло более 10 месяцев, однако по настоящее время ответчик не выполнил свои обязательства по оформлению и заключению договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001029:1001, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Автомоторная, д.2Б, стр.1., что явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г.. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Согласно п.6. ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли - продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Оформление указанного документа выполняется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 г.. N 643-ПП (в редакции, действующей на день подачи заявления от 26.01.2010 г..) "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" (вместе с "Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна") - (Далее Регламент).
Исходя из смысла указанных норм, решением о предоставлении земельного участка является подготовка распорядительного акта Департамента земельных ресурсов города Москвы.
Срок оформления договора аренды земельного участка в соответствии с указанным регламентом составляет не более 60 рабочих дней (в редакции, действующей на день подачи заявления).
В соответствии с п.4.1. Регламента основанием для приостановления подготовки документов в режиме "одного окна" может служить изменение срока получения согласований (заключений) территориальных органов федерального органа исполнительной власти, участвующих в подготовке запрашиваемого заявителем документа.
В настоящем случае, решением Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2009 г.. по делу N А40-84394/08-152-605 на Департамент земельных ресурсов города Москвы возложена обязанность принять в установленном порядке решение о предоставлении Тарасян М.Г. в аренду земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Автомоторная, вл.2Б, стр.1.
Тарасяном М.Г. 28.07.2010 г.. было подано в режиме "одного окна" в Департамент земельных ресурсов города Москвы заявление на оформление договора аренды земельного участка с соответствующим правовым актом, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Автомоторная, вл.2Б, стр.1, с кадастровым номером 77:09:0001029:1001, для эксплуатации склада.
23.09.2010 в адрес Тарасяна М.Г. было направлено уведомление N 33-5Т9-905/10-(3)-0 об увеличении срока до получения заключений Москомархитектуры, запрос на подготовку которых был направлен 27.08.2010 г..
Соответствующее заключение Москомархитектуры N 001-50-2820/0-1 было получено 11.11.2010 г..
Согласно данному заключению часть земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001029:1001 находится на территории, планируемой для размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы, зарезервированной в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 г.. N 532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год" (вместе с "Перечнем территорий планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы").
В соответствии с п.4 ст.70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г.. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" предусмотрено, что решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В связи с чем и было выпущено постановление Правительства Москвы от 24.06.2008 г.. N 532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год" (вместе с "Перечнем территорий планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы"), пунктом 2 которого часть земельного участка зарезервирована для государственных нужд города Москвы в пределах территорий (зон) планируемого размещения объектов УДС города Москвы на срок до 2015 года.
Согласно п.3.1. ст.22 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.
На основании изложенного, был подготовлен проект распоряжения Департамента "О предоставлении Тарасяну М.Г. в аренду земельного участка, имеющего адресный ориентир: г. Москва, ул.Автомоторная, вл.2Б, стр.1 (Северный административный округ города Москвы)" и письмом от 10.12.2010 г.. N 33-5Т9-905/10-(11)-0 направлен Тарасяну М.Г. для согласования.
Письмом от 27.12.2010 г.. N 24 Тарасян М.Г. отказался от согласования указанного распоряжения.
Поскольку, отказавшись от согласования, заявление Тарасяна М.Г. отозвано не было, Департаментом выпущено распоряжение N 1564-09 ДЗР от 01.06.2011 г.. "О предоставлении Тарасяну М.Г. в аренду земельного участка, имеющего адресный ориентир: г.Москва, ул.Автомоторная, вл.2Б, стр.1 (Северный административный округ города Москвы)".
На основании указанного распоряжении ответчиком в адрес заявителя был направлен проект договора аренды указанного земельного участка.
23.06.2011 проект договора купли - продажи был получен представителем Тарасяна М.Г. Вместе с тем, от подписания проекта договора заявитель отказался.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что Департаментом земельных ресурсов г. Москвы выполнены все работы по предоставлению спорного земельного участка в аренду.
Ввиду изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт незаконного бездействия со стороны Департамента земельных ресурсов г. Москвы не подтвержден материалами дела.
Также, рассмотрев вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением, предусмотренного ч.4 ст.198 АПК РФ, суд первой инстанции установил отсутствие оснований для его восстановления, признав причины пропуска срока неуважительными, поскольку заявление подано в Арбитражный суд города Москвы 03.06.2011 г.., тогда как заявитель оспаривает бездействие Департамента земельных ресурсов г. Москвы по рассмотрению заявки Тарасяна М.Г. N 33-5Т9-905/10-(0)-0 от 28.07.2010 г..
Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Таким образом, судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права. Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы, указанные в обжалуемом судебном решении.
Оснований, предусмотренных ст.270 АПК, для отмены обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2011 г.. по делу N А40-60499/11-92-510 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60499/2011
Истец: Тарасян М. Г.
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г. Мосвкы
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30366/11