г. Красноярск |
|
02 декабря 2011 г. |
Дело N А33-6770/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" декабря 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дунаевой Л.А.,
судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от ответчика (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю) - Раковой М.А., представителя по доверенности от 11.11.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 30 августа 2011 года по делу N А33-6770/2011, принятое судьей Севрюковой Н.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Энерготехкомплект" ОГРН 1021900538461, ИНН 1901053095 (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 18.02.2011 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией и обязании внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией с 17.02.2011.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 августа 2011 года заявление удовлетворено. Признано недействительным решение инспекции от 18.02.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" документов, необходимых для государственной регистрации.
Инспекция обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции, мотивируя следующими доводами:
- статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит требование о том, что кредитор должен доказать факт получения ликвидационной комиссией требования кредитора о включении в реестр требований сумм задолженности,
- налоговый орган в установленный законом срок направил требование о включении сумм задолженности в реестр требований кредиторов; ликвидационной комиссией в нарушение статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации не приняты меры к выявлению кредиторов и погашению задолженности, поскольку ею не получены требования кредиторов по указанному в сообщении о ликвидации адресу,
- документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в государственный реестр,
- судом не дана оценка решению инспекции от 29.03.2006 N 06/107 о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, которым подтверждается наличие у общества задолженности перед бюджетом; инспекцией приняты все предусмотренные законодательством меры для вручения данного решения, оно направлено заявителю заказным письмом с уведомлением и считается полученным на шестой день после отправки.
Председатель ликвидационной комиссии общества представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы инспекции, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/), в судебное заседание своего представителя не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Энерготехкомплект" зарегистрировано 25.12.2002 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Красноярскому краю, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.02.2011.
Единственным участником общества Грищенко Ольгой Викторовной 11.11.2010 принято решение о ликвидации общества и назначении председателем ликвидационной комиссии Грищенко О.В.
В журнале "Вестник государственной регистрации" N 46 опубликовано 24.11.2010 сообщение о принятии решения о ликвидации общества и о возможности заявления требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации сообщения.
Налоговым органом 24.11.2010 внесены записи в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации юридического лица.
Заявитель 09.02.2011 направил почтой заявление о ликвидации общества с приложением всех необходимых документов.
10.02.2011 в налоговый орган поступило уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса и промежуточный ликвидационный баланс, заявление о ликвидации общества.
Инспекцией 18.02.2011 принято решение N Р 50001 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией по решению учредителей, в связи с непредставлением для государственной регистрации ликвидационного баланса, подтверждающего завершение всех расчетов с кредиторами.
Общество 25.02.2011 обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю с жалобой на указанное решение инспекции. Решением УФНС по Красноярскому краю от 17.03.2011 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения инспекции от 18.02.2011.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя инспекции и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Статьей 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с данным Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Пунктами 1, 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Согласно пунктам 3, 4 указанной статьи, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункты 5, 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обществом представлены все документы, предусмотренные действующим законодательством о регистрации, поэтому у налогового органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица при внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Факт представления обществом в регистрирующий орган предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ документов подтверждается описью вложения в ценное письмо, уведомлением о получении документов, представленных для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Согласно статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
Из оспариваемого решения инспекции от 18.02.2011 следует, что основанием отказа в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией послужило непредставление ликвидационного баланса, подтверждающего завершение всех расчетов с кредиторами. По мнению регистрирующего органа, сведения, содержащиеся в представленном обществом ликвидационном балансе, являются недостоверными, так как в период осуществления ликвидационных процедур у заявителя имелась непогашенная задолженность. Инспекция ссылается на направление в адрес общества требования о включении в реестр требований кредиторов сумм задолженности в размере 4 309 рублей 51 копейки.
Вместе с тем, налоговый орган не доказал, что он является кредитором общества. Довод инспекции о направлении в установленный законом срок требования о включении сумм задолженности в реестр требований кредиторов, непринятии ликвидационной комиссией в нарушение статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации мер к выявлению кредиторов и погашению задолженности, не нашел своего подтверждения.
Из сведений промежуточного баланса общества следует, что налоговый орган не является кредитором общества, поскольку не предъявлял каких-либо требований в установленный двухмесячный срок. Требование от 14.01.2011 N 12-26/00075, направленное обществу после начала процедуры добровольной ликвидации данного юридического лица и утверждения ликвидатора, заявителем не получены.
Довод заявителя жалобы о том, что статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит требование о том, что кредитор должен доказать факт получения ликвидационной комиссией требования кредитора о включении в реестр требований сумм задолженности, подлежит отклонению.
В подтверждение направления кредиторского требования к обществу в сумме 4309 рублей 51 копейки инспекцией представлены в материалы дела копии письма от 14.01.2011 N 12-26/00075дсп, почтовой квитанции и реестра на отправку писем от 17.01.2011. Вместе с тем, по информации, содержащейся на интернет-сайте Почты России, письмо инспекции от 14.01.2011 N 12-26/00075 не вручено заявителю в связи с истечением срока хранения, письмо направлено по адресу с указанием индекса 662603, тогда как в уставе общества и сообщении о ликвидации адрес его места нахождения содержит индекс 662610.
Факт неполучения обществом названного требования не опровергнут инспекцией.
При таких обстоятельствах, на момент составления ликвидационного баланса обществу не было известно об обнаружении налоговым органом фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях со стороны общества.
Несостоятелен довод апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка решению инспекции от 29.03.2006 N 06/107 о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, которым подтверждается наличие у общества задолженности по уплате штрафа в сумме 5000 рублей; инспекцией приняты все предусмотренные законодательством меры для вручения данного решения, оно направлено заявителю заказным письмом с уведомлением и считается полученным на шестой день после отправки.
Суд апелляционной инстанции полагает, что наличие указанного решения о взыскании штрафа само по себе не обязывает заявителя включить спорную задолженность в ликвидационный баланс.
Налоговый орган не доказал совершение обществом вмененного правонарушения, а также соблюдение предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процедур привлечения к налоговой ответственности, принудительного взыскания штрафа. Следует отметить, что указанная в данном решении сумма штрафных санкций не подлежит взысканию в связи с истечением сроков, установленных налоговым законодательством для принудительного взыскания.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что инспекция не подтвердила свой статус кредитора при направлении требования о включении в ликвидационный баланс спорной задолженности.
Таким образом, у ликвидационной комиссии общества отсутствовали основания для включения предъявленной инспекцией задолженности в ликвидационный баланс общества.
При таких обстоятельствах на момент составления обществом ликвидационного баланса и обращения с заявлением в регистрирующий орган у заявителя не было оснований для указания в ликвидационном балансе какой-либо задолженности по налогам и штрафам, поэтому представленный ликвидационный баланс не содержит недостоверных сведений.
Учитывая, что при обращении с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица заявителем были представлены все предусмотренные статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ документы, в том числе ликвидационный баланс общества, у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации по мотиву непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
Также судом учтено, что, согласно части 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
Налоговый орган на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, поэтому государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "30" августа 2011 года по делу N А33-6770/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6770/2011
Истец: ООО "Энерготехкомплект"
Ответчик: МИФНС России N 10 по Красноярскому краю