г. Пермь |
|
09 декабря 2011 г. |
Дело N А71-9196/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Васевой Е.Е., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляковой М.В.
при участии:
от заявителя Администрации г. Ижевска (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137): представитель не явился,
от заинтересованного лица Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике: представитель не явился,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Администрации г. Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 10 октября 2011 года по делу N А71-9196/2011,
принятое судьей Иютиной О.В.
по заявлению Администрации г. Ижевска
к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике
о признании незаконным и отмене постановления о наложении административного штрафа,
установил:
Администрация г. Ижевска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике от 22.07.2011 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы Администрация ссылается на то, что наложение штрафа по ст. 17.15 КоАП РФ возможно только после взыскания исполнительского сбора, при этом фактического взыскания исполнительского сбора не производилось. Указанные обстоятельства, по мнению Администрации, свидетельствуют об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ.
Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.04.2011 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 1842/11/17/18 по исполнительному листу от 08.02.2011 N ВС 012560524 по делу N 2-969/11, выданному Октябрьским районным судом г. Ижевска, на основании которого Администрация обязана предоставить Евсеевой Елене Юрьевне, относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке, на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г. Ижевска общей площадью не менее 13,3 кв.м. (л.д. 15, 16-17).
Названным выше постановлением должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - в течение 5 дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
В связи с неисполнением Администрацией исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок судебным приставом-исполнителем 24.05.2011 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 5000 рублей (л.д. 19).
25.05.2011 судебным приставом-исполнителем Администрации вручено требование от 24.05.2011 об исполнении вышеуказанного исполнительного листа в срок до 23.06.2011 (л.д. 20).
В связи с неисполнением Администрацией требований исполнительного документа в установленный срок после взыскания исполнительского сбора, 22.07.2011 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о привлечении Администрации к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 6-8).
Не согласившись с названным постановлением, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях Администрации состава вменяемого административного правонарушения и соблюдения судебным приставом-исполнителем порядка привлечения к административной ответственности.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные названным Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 названного Федерального закона.
На основании п. 13, п. 17 ч. 1 ст. 64 Закон об исполнительном производстве в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, а также совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В ч. 1, ч. 2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 113 Закона об исполнительном производстве неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа.
На основании ч. 1, ч. 2 ст. 115 Закона об исполнительном производстве постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа выносится без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Указанное постановление должно соответствовать требованиям, установленным ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве, и содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя или нарушения требований законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, за которые виновное лицо подвергается штрафу.
В ч. 1.1 ст. 28.6 КоАП РФ предусмотрено, что в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 17.15 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении не составляется. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, предусмотренном названным Кодексом, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Поскольку Администрацией не исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем срок, и судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства вынесено постановление от 24.05.2011 о взыскании с Администрации исполнительского сбора, в действиях Администрации имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив, в соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности вины Администрации в совершении правонарушения.
Вина Администрации в совершении вменяемого административного правонарушения судебным приставом-исполнителем при вынесении оспариваемого постановления исследована и отражена в постановлении.
Администрацией не представлено доказательств того, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства, ею предпринимались все необходимые меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Таким образом, наличие в действиях Администрации состава вменяемого административного правонарушения, является доказанным.
Доводы Администрации о том, что привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, возможно только после фактического взыскания исполнительского сбора, отклоняются как необоснованные, поскольку основаны на неверном толковании ст. 17.15 КоАП РФ, положений Закона об исполнительном производстве.
Исходя порядка взыскания исполнительского сбора, установленного в ст. 115 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор взыскивается путем вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, которое утверждается старшим судебным приставом. Иных правил, определяющих понятие взыскания исполнительского сбора, Закон об исполнительном производстве не содержит.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. О времени и месте вынесения постановления о привлечении к административной ответственности Администрация извещена надлежащим образом (л.д. 21).
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 октября 2011 года по делу N А71-9196/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9196/2011
Истец: Администрация г. Ижевска, Администрация г. Ижевска УР
Ответчик: МРО по ОИП УФССП по УР, Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Удмуртской Республике Волкова Е. В.