г. Владивосток |
|
08 декабря 2011 г. |
Дело N А24-2786/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 декабря 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2011 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Ю. Ротко, судей С.В. Шевченко, И.С. Чижикова
при ведении протокола секретарем судебного заседания А. В. Лукониной
при участии в заседании: от истца: Шильцов Д.Ю. (по доверенности от 11.01.2011),
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу:
общества с ограниченной ответственностью "Городская объединенная управляющая компания"
апелляционное производство N 05АП-8082/2011 на решение от 26.09.2011 судьи Ж.П. Алексеевой по делу N А24-2786/2011 Арбитражного суда Камчатского края по иску Общества с ограниченной ответственностью "Городская объединенная управляющая компания" (ИНН 4101127240, ОГРН 1084101005592; 683009, Петропавловск - Камчатский, Космический проезд, 3 "В") к Индивидуальному предпринимателю Баширов Латиф Азиз оглы (ИНН 410101496248, ОГРНИП 304410124600032; Петропавловск - Камчатский, ул. Войцешка, 9-28) третье лицо Товарищество собственников жилья "Войцешека, 9" (ИНН 4101133974, ОГРН 1094101005602; Петропавловск - Камчатский, Космический проезд, 3 "В") о взыскании задолженности по эксплуатационным расходам в сумме
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская объединенная управляющая компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к индивидуальному предпринимателю Баширову Латифу Азиз оглы (далее - ответчик) о взыскании задолженности по эксплуатационным расходам в размере 50 000 рублей. В обоснование исковых требований истец ссылается на ст.ст. 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), ст.ст. 36, 39, 137, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2008.
Определением от 15.08.2011 суд первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) принял увеличение истцом размера исковых требований до суммы 153 882 руб. 52 коп. и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Товарищество собственников жилья "Войцешека, 9" (далее - третье лицо). В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ принято уменьшение размера исковых требований до 101 032 руб. 52 коп.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 26.09.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование указывает, что судом первой инстанции не в полном объеме исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права. Так, по мнению истца, судом не принято во внимание, что ответчик должен оплачивать установленный собранием ТСЖ "Войцешека, 9" экономический обоснованный тариф в размере 208,12 руб. за 1 кв.м. нежилого помещения в качестве оплаты за содержание и кап.ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома. Указывает, что все собственники жилых помещений непосредственно вносят оплату за содержание и кап. ремонт общего имущества дома из расчета 40,96 руб. за 1 кв.м., поскольку из городского бюджета производится доплата до 208,12 руб. за 1 кв.м. жилого помещения в виде компенсации, однако, ответчик на такую компенсацию права не имеет.
В судебном заседании апелляционной инстанции 05.12.2011 представитель истца заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копий платежных поручений N 974 от 10.11.2011, N 910 от 18.10.2011, протокола внеочередного общего собрания членов ТСЖ "Войцешека, 9", проведенного в форме очного голосования. Уточнил, что указанные документы не были представлены в суд первой инстанции, так как получены после вынесения судом решения по делу.
Судом ходатайство истца рассмотрено и удовлетворено на основании статей 159, 184, 185, части 2 статьи 268 АПК РФ в связи с уважительностью причин невозможности представления доказательств в суде первой инстанции.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Решение Арбитражного суда Камчатского края просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика в заседание не явился. Через канцелярию суда представил в материалы дела отзыв, в котором просил жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения. Считает, что все собственники помещений в многоквартирном доме равны в своих правах и обязанностях и должны оплачивать одинаковую плату за содержание общего имущества дома. Такой платой является установленный собранием ТСЖ "Войцешека, 9" тариф за содержание и кап.ремонт общего имущества жилого дома в размере 40,96 руб. за 1 кв.м. Данную оплату и внес ответчик за спорный период за содержание и кап.ремонт общего имущества из расчета 40,96 руб. за 1 кв.м., в связи с чем, задолженности по платежам не имеет.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанного лица по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд установил, что истец осуществляет деятельность по управлению и обслуживанию многоквартирного дома в г.Петропавловске-Камчатском по ул. Войцешека, д. 9 на основании договора управления многоквартирным домом между ТСЖ "Войцешека,9" и ООО "Городская объединенная управляющая компания" от 02.03.2011. При этом, многоквартирный дом по ул.Войцешека,9 в г.Петропавловске-Камчатском является общежитием, в котором часть помещений является муниципальной собственностью Петропавловск-Камчатского городского округа, часть помещений (жилых и нежилых) является частной собственностью разных лиц.
Индивидуальный предприниматель Баширов Латиф Азиз оглы является собственником нежилых помещений поз. 23-29, 31, 32 первого этажа, площадью 150,1 кв.м., расположенных по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Войцешека, д. 9, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 41 N 092689. Членом ТСЖ "Войцешека,9" ответчик не является.
Письменный договор о возмещении эксплуатационных расходов между истцом и ответчиком заключен не был, что сторонами не оспаривается.
Из протокола общего собрания членов ТСЖ "Войцешека, 9" от 02 марта 2011 следует, что решением собрания членов товарищества собственников жилья на 2011 год приняты следующие решения: -установлен экономически обоснованный тариф многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Войцешека, д. 9 в размере 208,12 руб. за 1 кв.м.; - для каждого собственника на 2011 год утверждена плата за содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома в размере 40,96 руб. за 1 кв.м. общей площади помещения собственника в месяц (в том числе: содержание - 27,72 руб., текущий ремонт - 3,32 руб., капитальный ремонт - 6,85 руб., вывоз мусора - 3,07 руб.).
Кроме того, товариществом принято решение заключить с ООО "ГОУК" (истец по делу) договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Войцешека, д. 9.
02 марта 2011 года в целях обеспечения управления указанным многоквартирным домом, надлежащего содержания и ремонта общего имущества в указанном доме и обеспечения жителей дома коммунальными услугами между истцом (ООО "Городская объединенная управляющая компания") и третьим лицом (ТСЖ "Войцешека, 9") был заключен договор управления многоквартирным домом.
Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа N 3438 от 15.12.2010 установлен на 2011 год размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда 40,96 руб. за квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, а также предписано организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами: - обеспечить информирование нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда об изменении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в сроки, определяемые законодательством Российской Федерации; - принять меры по включению в платежные документы размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда с учетом фактически предоставленных услуг по содержанию и ремонту жилого помещения.
Собранием ТСЖ "Войцешека, 9" от 02 марта 2011 года плата за содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома установлена в таком же размере 40,96 руб. за 1 кв.м. общей площади помещения собственника в месяц, что и в названном постановлении N 3438 от 15.12.2010.
Считая, что у ответчика имеется задолженность по возмещению эксплуатационных расходов за период с января 2011 года по май 2011 года в размере 101 032 руб. 52 коп. из расчета 208,12 руб. х 150,1 кв.м. х 5, за минусом произведенной ответчиком оплаты в размере 52 850 руб., истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд, в котором просит взыскать с ответчика задолженность по тарифу 208,12 руб. за 1 кв.м., называя эти платежи эксплуатационными.
Оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из пояснений истца, представленных им документов и ссылок на нормы права, под эксплуатационными расходами истец подразумевает расходы на содержание и ремонт общего имущества жилого дома.
В соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч. 1).
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (ч. 2).
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома (3. 3).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4).
Согласно ч. 6 ст. 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с п. 4 ст. 162 ЖК РФ условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Обязанность собственников помещений нести общие расходы на содержание и ремонт общего имущества содержится в разделе 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
В соответствии с п.п. 28, 31, 33, 35, 37 Правил N 491: - (28.) Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ; - (п.31.) При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений; - (п. 33.) Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год; - (п.35.) Указанные в пунктах 31 - 34 Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ; - (37.) При принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со статьей 158 ЖК РФ размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
С учетом указанных норм права суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что собранием ТСЖ "Войцешека, 9" от 02.03.2011 установлена для каждого собственника на 2011 год плата за содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома в размере 40,96 руб. за 1 кв.м. общей площади помещения собственника в месяц (в том числе: содержание - 27,72 руб., текущий ремонт - 3,32 руб., капитальный ремонт - 6,85 руб., вывоз мусора - 3,07 руб.). При этом, утвержденный тем же собранием ТСЖ "Войцешека,9" от 02.03.2011 экономически обоснованный тариф многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Войцешека, д. 9, в размере 208,12 руб. за 1 кв.м. не обязывает собственников помещений производить оплату за содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома в размере 208,12 руб. либо производить эту плату в качестве обязательных взносов. Таким образом, тариф в размере 208,12 руб. за 1 кв.м. не может быть применим к ответчику ни в качестве год платы за содержание и ремонт общего имущества, ни в качестве обязательных взносов, как и к любому другому собственнику помещений в жилом доме по ул.Войцешека, 9.
Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа N 3584 от 28.12.2010 "Об утверждении порядка предоставления из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа субсидий на возмещение убытков от оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилищного фонда" утвержден названный Порядок, который регулирует предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на возмещение убытков от оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - субсидии) (как в данном случае - общежития). Получателями субсидий являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по содержанию и ремонту общего имущества для граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилищного фонда.
Согласно п.п. 2.2. названного Порядка субсидии получателям могут быть предоставлены при соблюдении определенных условий. Данным порядком также предусмотрен алгоритм расчета размера субсидий. Согласно Порядку, при предоставлении субсидий принимаются во внимание, в том числе: наличие убытков управляющей компании, понесенных от оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилищного фонда; площадь помещений, находящихся в частной собственности; площадь специализированного жилого фонда. При этом, указанный Порядок устанавливает лишь порядок предоставления управляющей компании субсидии на возмещение убытков от оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилищного фонда, но не обязывает частных собственников помещений (в данном случае ответчика по делу) производить управляющей компании какие-либо доплаты.
Во исполнение Постановления N 3584 от 28.12.2010 Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа N 648 от 03.03.2011 утверждены: - перечень, периодичность, стоимость работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилищного фонда, согласно приложению 1, включая жилой дом по ул.Войцешека, 9; - перечень, стоимость работ и услуг по ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилищного фонда, согласно приложению 2, в том числе по ул.Войцешека, 9, в размере 208,12 руб/кв.м. в месяц.
Обязанность частных собственников помещений производить доплаты до утвержденной в постановлении суммы названным Постановлением N 648 от 03.03.2011 также не установлена.
Судом первой инстанции принято во внимание, что истцом не представлены доказательства получения субсидий из муниципального бюджета в соответствии с названными постановлениями N 3584 от 28.12.2010 и N 648 от 03.03.2011, при этом, даже в случае получения истцом названной субсидии, у ответчика не возникнет такой обязанности произвести истцу доплату до 208, 12 руб/кв.м., поскольку собранием ТСЖ не установлена оплата за содержание и ремонт общего имущества в таком размере. Взимание управляющей компанией дополнительных платежей за содержание и ремонт общего имущества жилого дома, помимо утвержденных в установленном действующим законодательством порядке, является необоснованным.
Кроме того, представленные истцом документы по указанию услуг по управлению многоквартирным домом по ул.Войцешека, 9, не подтверждают расходы истца в размере 208,12 руб. на 1 кв.м. площади дома в месяц. Представленный истцом расчет прогноза размера субсидий на возмещение убытков ООО "ГОУК" также не является основанием для взыскания с ответчика дополнительных сумм и не является доказательством фактически понесенных расходов истца в спорный период.
Представленными в материалы дела платежными поручениями N 250 от 18.07.2011, N 371 от 05.04.2011 подтверждается оплата ответчиком расходов за содержание общего имущества дома на общую сумму 52 850 руб. Из материалов дела следует, что оплата за содержание общего имущества жилого дома расходов произведена ответчиком исходя из тарифа, утвержденного протоколом общего собрания ТСЖ "Войцешека, 9" от 02 марта 2011 года (плата за содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома в размере 40,96 руб. за 1 кв.м. общей площади помещения собственника в месяц).
Судом правильно установлено, что из расчета 40,96 руб./кв.м оплата за содержание общего имущества в месяц за принадлежащие ответчику помещения составляет 6 148,09 руб. (150,1 х 40,96), оплата за 5 месяцев 2011 года составляет 30 740,48 руб. (6 148,09 х 5). Произведенная ответчиком оплата 52 850 руб. превышает подлежащую оплате сумму. Таким образом, учитывая, что ответчик произвел оплату за спорный период за содержание и ремонт общего имущества жилого дома, исходя из установленного для всех собственников размера оплаты 40,96 руб., оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено. При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 26.09.2011 по делу N А24-2786/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
С.В. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2786/2011
Истец: ООО "Городская объединенная управляющая компания"
Ответчик: ИП Баширов Латиф Азиз оглы
Третье лицо: ТСЖ "Войцешека, 9"