г. Вологда |
|
02 декабря 2011 г. |
Дело N А13-2063/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от предпринимателя Бадана Валентина Алексеевича Туника Ю.М. по доверенности от 08.04.2011 N 9-ю, от Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кичигиной К.Н. по доверенности от 13.01.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Бадана Валентина Алексеевича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 сентября 2011 года по делу N А13-2063/2011 (судья Парфенюк А.В.),
установил
предприниматель Бадан Валентин Алексеевич (ОГРНИП 304353818100086; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Северному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1033500039011; далее - Северное управление) о признании недействительным предписания от 16.12.2010 N 283 внеплан-08-10 в части пунктов 1.1-1.9 (Эксплуатация ОПО).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Газпром газораспределение".
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 сентября 2011 года в удовлетворении требований отказано.
Предприниматель Бадан В.А. в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылаются на то, что предприниматель Бадан В.А. работ по обслуживанию газораспределительных сетей своими силами не выполняет. Указывают, что Предприниматель не является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект по признаку транспортирования газа. Полагают, что сам факт выполнения работ по обслуживанию газораспределительных сетей специализированной организацией, имеющей лицензию на такое обслуживание, служит доказательством выполнения заявителем требований, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов".
Северное управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, по результатам плановой проверки Управлением Предпринимателю выдано предписание от 11.10.2010 N 09/11-209/10.
В период с 16.12.2010 по 17.12.2010 должностными лицами ответчика на основании приказа от 02.12.2010 N 1334-ПР проведена внеплановая выездная проверка Бадана В.А. с целью контроля выполнения указанного предписания.
В ходе проверки выявлено, что заявителем не выполнен ряд пунктов предписания от 11.10.2010 N 09/11-209/10, в частности 1-9, и допущены нарушения обязательных требований при эксплуатации опасного производственного объекта.
По результатам проверки Управлением составлен акт N 283 внеплан-08-10 и Предпринимателю выдано предписание от 16.12.2010 N 283 внеплан-08-10, которое в разделе "Эксплуатация ОПО" содержит мероприятия по устранению нарушений в сфере промышленной безопасности, ссылки на нормативные документы, требования которых нарушены, а также сроки устранения нарушений.
В пунктах 1-9 данного предписания предпринимателю Бадану В.А. предложено в срок до 01.04.2011 устранить следующие нарушения:
- статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 599 (далее - Положение N 599). Для этого получить лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта (системы газопотребления) (пункт 1 предписания от 16.12.2010);
- статьи 15 Закона N 116-ФЗ. Для этого выполнить страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (пункт 2 предписания от 16.12.2010);
- статьи 11 Закона N 116-ФЗ, статьи 3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263. Для этого организовать производственный контроль, разработать положение о производственном контроле (пункт 3 предписания от 16.12.2010); - статьи 7 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263. Для этого назначить лицо, ответственное за осуществление производственного контроля (пункт 4 предписания от 16.12.2010);
- пункта 5.2.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления. Для этого обеспечить прохождение лицом, ответственным за осуществление производственного контроля (систему газопотребления) обучение и аттестацию на знание требований промышленной безопасности и правил (пункт 5 предписания от 16.12.2010);
- пункта 11.3 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления. Для этого разработать план локализации и ликвидации аварий (пункт 6 предписания от 16.12.2010);
- пункта 5.7.5 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления. Для этого провести метрологическую поверку стационарного газоанализатора (пункт 7 предписания от 16.12.2010);
- пункта 5 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления. Для этого разработать график (план) технического обслуживания и ремонта газового оборудования (пункт 8 предписания от 16.12.2010);
- пункта 5.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления. Для этого разработать эксплуатационные паспорта на газопроводы ШРП (пункт 9 предписания от 16.12.2010).
Не согласившись с предписанием от 16.12.2010 N 283 внеплан-08-10 в вышеуказанной части, Предприниматель обратился в суд с соответствующим заявлением.
На основании подпункта 28 пункта 1 статьи 17 Федерального закона 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации, определен Положением N 599.
Пунктом 2 данного Положения установлено, что эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с перечнем согласно приложению "Перечень работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов".
В указанный Перечень включены, в частности, следующие работы и услуги: транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Закону N 116-ФЗ.
На основании статьи 11 этого же Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Статьей 15 Закона N 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (далее - Правила N 263).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 263 каждая эксплуатирующая организация на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а в отношении эксплуатирующих организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, - также с этими федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 7 названных Правил предусмотрено, что производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля.
Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления предусмотрено, что графики (планы) технического обслуживания и ремонта объектов газового хозяйства утверждаются техническим руководителем организации-владельца и согласовываются с организацией-исполнителем при заключении договора на обслуживание газопроводов и газового оборудования (пункт 5.1.4 ПБ 12-529-03). На каждый наружный газопровод, электрозащитную установку, ГРП (ГРУ) владельцем составляется эксплуатационный паспорт, содержащий основные технические характеристики объекта, а также данные о проведенных капитальных ремонтах (пункт 5.1.6 ПБ 12-529-03). В каждой организации из числа руководителей или специалистов, прошедших аттестацию (проверку знаний требований промышленной безопасности, настоящих Правил и других нормативных правовых актов и нормативно-технических документов), назначаются лица, ответственные за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов систем газопотребления в целом и за каждый участок (объект) в отдельности (пункт 5.2.1 ПБ 12-529-03). Периодической метрологической поверке подлежат в том числе, стационарные стандартизированные газоанализаторы, сигнализаторы довзрывных концентраций газа - 1 раз в 6 мес., если другие сроки не установлены заводом-изготовителем (пункт 5.7.5 ПБ 12-529-03). По аварийным заявкам организаций, имеющих собственную газовую службу, АДС газораспределительных организаций должны оказывать практическую и методическую помощь по локализации и ликвидации аварийных ситуаций по договору и согласованному плану взаимодействия (пункт 11.3 ПБ 12-529-03).
Из материалов дела следует, что Предприниматель эксплуатирует опасный производственный объект.
В соответствии разделом "Общие указания" проекта "Газоснабжение производственной базы предпринимателя Бадан В.А. д. Слободка Великоустюгского района" точкой врезки является стальной газопровод высокого давления.
Раздел 6 заключения экспертизы промышленной безопасности N 41/07 на рабочий проект "Газоснабжение производственной базы ИП Бадан В.А. д. Слободка Великоустюгского района", содержит сведения о проектируемом газопроводе высокого давления.
Свидетельством от 03.05.2008 А28-00774 о государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов подтверждается факт эксплуатации предпринимателем Баданом В.А. опасного производственного объекта - "система газопотребления предприятия" (регистрационный номер А28-00774-002).
Согласно карте учета указанного опасного производственного объекта в состав его входит: газопровод подземный высокого и низкого давления; установка газораспределительная ГРПШ - 400-01; котел отопительный; сигнализатор токсичных газов; счетчик газа; клапан электромагнитный; клапан предохранительный сбросной. Данная система идентифицирована по следующему признаку опасности - получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ. По вышеуказанному опасному производственному объекту заявителя осуществляется транспортирование природного газа и последующее его использование для работы котла.
На момент проверки функции по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживания вышеуказанных газопроводов и установки газораспределительной ГРПШ - 400-01 выполняло открытое акционерное общество "Газпромрегионгаз" (далее - ОАО "Газпромрегионгаз") на основании договора от 28.06.2010 N В-23/07-033, заключенного с Предпринимателем.
Вместе с тем, согласно пункту 63 приложения к свидетельству от 20.04.2011 N А19-06094 о государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов ОАО "Газпромрегионгаз" осуществляет эксплуатацию сети газоснабжения г. Великий Устюг и Великоустюгского района Вологодской области.
Доказательств, свидетельствующих о передаче построенного и эксплуатируемого Предпринимателем подземного газопровода высокого и низкого давления к производственной базе в деревне Слободка Великоустюгского района Вологодской области в состав сети газоснабжения г. Великий Устюг и Великоустюгского района Вологодской области в материалы дела не предъявлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на заявителя возложены обязанности лица, эксплуатирующего опасный производственный объект.
Материалами дела подтверждается, что Предприниматель допустил нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - "система газопотребления предприятия" (регистрационный номер А28-00774-002), включающего, в том числе газопровод подземный высокого и низкого давления и установку газораспределительную ГРПШ - 400-01. Указанные нарушения выразились в отсутствии у последнего специального разрешения (лицензии) на эксплуатацию опасного производственного объекта, договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, положения о производственном контроле. Эксплуатационные паспорта на газопроводы ШРП, график (план) технического обслуживания и ремонта газового оборудования и план локализации и ликвидации аварий, предпринимателем не разработаны, метрологическая поверка стационарного газоанализатора, не проведена. Кроме того, производственный контроль не Предпринимателем не организован; лицо, прошедшее обучение и аттестацию на знание требований промышленной безопасности и правил не назначено предпринимателем в качестве ответственного за осуществление производственного контроля.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Вологодской области правомерно признал предписание от 16.12.2010 N 283 внеплан-08-10 в части пунктов 1.1-1.9 соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 сентября 2011 года по делу N А13-2063/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Бадана Валентина Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2063/2011
Истец: Предприниматель Бадан Валентин Алексеевич
Ответчик: Северное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: ОАО "Газпром газораспределение", ОАО "Газпром газораспределение" (филиал в городе Вологде)
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7503/11