г. Владимир |
|
08 декабря 2011 г. |
Дело N А43-16858/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2011 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Урлекова В.Н.,
судей Захаровой Т.А., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Котенковой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.09.2011 по делу N А43-16858/2011, принятое судьей Сандовой Е.М. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дзержинскхимпром-НН", Нижегородская область, г.Дзержинск, ул. Студенческая, д.53-в (ИНН 5249052180, ОГРН 1025201752058), о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области от 05.07.2011 N 22-11/413 о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании участвуют представители:
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области (далее - Управление) - Степанов С.Н. на основании доверенности от 12.01.2011 N 32-14-14-04;
от общества с ограниченной ответственностью "Дзержинскхимпром-НН" (далее - общество) - Епанчин М.В. по доверенности от 01.12.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дзержинскхимпром-НН" (далее - ООО "Дзержинскхимпром-НН", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области (далее - Управление, административный орган) от 05.07.2011 N 22-11/413 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб..
В обоснование своего заявления ООО "Дзержинскхимпром-НН" сослалось на отсутствие события вменяемого ему административного правонарушения.
Управление с доводами заявителя не согласилось, считает законным оспариваемое постановление.
Решением суда от 29.09.2011 заявленные требования удовлетворены. Постановление управления от 05.07.2011 N 22-11/413 признано незаконным и отменено в связи с принятием нормативного правового акта, исключающего административную ответственность Общества за содеянное.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что вывод суда первой инстанции о возможности освобождения ООО "Дзержинскхимпром-НН" от административной ответственности в связи с принятием закона, отменяющего административную ответственность за данное правонарушение, ошибочен, поскольку общая сумма заключенного обществом контракта превышает в эквиваленте 50 000 долларов США.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Дзержинскхимпром-НН" (покупатель) 09.03.2010 заключило с ЗАО "Северодонецкое объединение Азот", Украина (продавец), контракт N 10/0072 на общую сумму 38 475,00 долларов США.
В соответствии с названным контрактом обществом в уполномоченном банке - Дзержинском филиале ОАО "АКБ "Саровбизнесбанк"12.03.2010 был открыт паспорт сделки (далее - ПС) N 10030001/2048/0004/2/0.
Административный орган провел проверку соблюдения Обществом валютного законодательства и установил, что ООО "Дзержинскхимпром-НН" нарушены требования о своевременном представлении в уполномоченный банк форм учета - справки о документах, подтверждающих факт ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, подлежащих декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, а именно: требуемая справка представлена в уполномоченный банк 21.10.2010 при возникновении такой обязанности до 27.09.2010.
По факту выявленного нарушения 18.05.2011в отношении общества контролером-ревизором отдела валютного контроля Управления составлен протокол об административном правонарушении N 22-11/413.
По результатам рассмотрения протокола руководителем управления 05.07.2011 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 22-11/413 о привлечении ООО "Дзержинскхимпром-НН" к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Посчитав данное постановление незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о том, что сумма заключенного сторонами контракта не превышает в эквиваленте 50 000 долларов США и в соответствии с изменениями, внесенными Указанием ЦБ РФ от 29.12.2010 N 2556-У, административная ответственность за непредставление справки о подтверждающих документах по данному контракту устранена, в связи с чем постановление о привлечении общества к административной ответственности является незаконным.
Рассмотрев апелляционную жалобу, апелляционный суд находит обжалуемое судебное решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).
В соответствии с требованиями пунктов 2.2 и 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П два экземпляра справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" установлены формы учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, к числу которых относится и справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения.
Во исполнение условий контракта ООО "Дзержинскхимпром-НН" осуществило ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации по ГТД N 10101020/090910/0004317 на общую сумму 36590,55 долларов США. В графе "D" ГТД N 10101020/090910/0004317 проставлена отметка таможенного органа "Выпуск разрешен", датированная 10.09.2010.
Следовательно, справка о документах, подтверждающих факт ввоза товара, должна была быть представлена ООО "Дзержинскхимпром-НН" в уполномоченный банк не позднее 27.09.2010, а фактически представлена 21.10.2010, то есть с нарушением установленного валютным законодательством срока на 24 календарных дня.
Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Согласно указанной статье ответственность наступает в том числе за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Факт совершения Обществом вмененного ему административного правонарушения подтвержден материалами административного производства. Порядок привлечения общества к административной ответственности управлением соблюден.
Довод общества о том, что справка о подтверждающих документах предоставлена им в уполномоченный банк 20.09.2010, опровергается документами уполномоченного банка (т.1, л.д. 84) и протоколами опроса свидетелей по делу об административном правонарушении Евстроповой Т.Н. и Поспелова Д.В. (т.1, л.д. 127-132).
С учетом изложенного в действиях ООО "Дзержинскхимпром-НН" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного в части 6 статьи 15.25 Кодекса.
Вывод Арбитражного суда Нижегородской области относительно суммы контракта (не превышает 50 000 долларов США) не соответствует обстоятельствам дела и опровергается содержанием дополнительных соглашений N 1 (т.1, л.д. 66) и N 8 (т.1, л.д. 74), из которых усматривается, что по состоянию на 24.03.2010 и 27.08.2010 (месяц, предшествовавший ввозу товара), сумма контракта составляла 57 150 и 1 083 975 долларов США соответственно.
Согласно части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ "О внесений изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (часть 6.2).
При таких данных решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.09.2011 нельзя признать законным, оно подлежит отмене по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и, как следствие этого, неправильного применения норм материального права, с принятием по делу нового судебного акта о признании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области от 05.07.2011 N 22-11/413 незаконным в части назначения административного наказания.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, Арбитражным судом Нижегородской области не допущено.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, пунктами 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.09.2011 по делу N А43-16858/2011 отменить.
Признать незаконным и изменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области от 05.07.2011 N 22-11/413 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дзержинскхимпром-НН" к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения административного наказания, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований обществу с ограниченной ответственностью "Дзержинскхимпром-НН" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н. Урлеков |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-16858/2011
Истец: ООО "Дзержинскхимпром-НН"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6362/11