г. Киров |
|
07 декабря 2011 г. |
Дело N А28-5606/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Ермоловой О.В., действующей на основании доверенности от 06.12.2011,
представителя ответчика Лобастова М.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Автотранспортное предприятие "РУСЬ"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.09.2011
по делу N А28-5606/2011, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению открытого акционерного общества "Автотранспортное предприятие "РУСЬ" (ИНН 4346001090, ОГРН 1024301332505, место нахождения: 610035, г. Киров, ул. Производственная, д. 28)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (место нахождения: 610020, г. Киров, ул. Профсоюзная, д. 69)
о признании недействительным решения,
установил:
открытое акционерное общество "Автотранспортное предприятие "РУСЬ" (далее - заявитель, ОАО "АТП "РУСЬ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - ответчик, ИНФС по г. Кирову, Инспекция, налоговый орган) от 21.06.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации, Закон N129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов (далее - решение, оспариваемый отказ), а также о возложении на Инспекцию обязанности зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью торгово-сервисный центр "Русь" (далее - ООО ТСЦ "РУСЬ"), созданное путем реорганизации ОАО "АТП "РУСЬ" в форме преобразования, и внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - государственный реестр, ЕГРЮЛ) сведения о регистрации ООО ТСЦ "РУСЬ".
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.09.2011 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Открытое акционерное общество "Автотранспортное предприятие "РУСЬ" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, обжалуемое решение принято судом первой инстанции при неправильном применении норм материального права, в частности статей 14, 23 Закона о государственной регистрации и статей 1, 17, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Общество полагает, что оспариваемый отказ Инспекции незаконен, поскольку Общество представило в налоговый орган весь пакет документов, предусмотренных частью 1 статьи 23 Закона о регистрации, а также приложило письмо относительно участника создаваемого общества - Шабалина Виталия Александровича (далее - Шабалин В.А.) с информацией, что он умер 15.09.1993, однако Общество по своей инициативе не может исключить данного акционера из числа участников хозяйственного общества, поскольку данное действие не предусмотрено законом и нарушило бы права и законные интересы возможных правопреемников умершего акционера.
Заявитель обращает внимание, что смерть акционера сама по себе не может ограничивать правоспособность юридического лица, не может являться препятствием для реорганизации ОАО "АТП "РУСЬ"; при прекращении правоотношений между Обществом и Шабалиным В.А. сохраняются правоотношения между заявителем и правопреемниками акционера.
Доводы жалобы поддержаны представителем Общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании апелляционного суда опроверг доводы жалобы, указал, что с учетом принципа достоверности информации, содержащейся в едином федеральном информационном ресурсе, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только предоставление полного перечня документов, предусмотренного законом, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.02.2011 общим собранием акционеров ОАО "АТП "РУСЬ" принято решение о реорганизации Общества путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью, создания в результате преобразования ООО ТСЦ "Русь" (л.д.24-30).
28.02.2011 в ЕГРЮЛ внесена запись о начале процесса реорганизации Общества за N 2114345045901.
Как следует из протокола внеочередного общего собрания акционеров Общества от 20.05.2011, акционерами заявителя утвержден Устав ООО "ТСЦ "Русь", избраны органы управления создаваемого юридического лица, утвержден передаточный акт (л.д.31-35).
14.06.2011 в Инспекцию поступило заявление по форме N Р12001 о государственной регистрации юридического лица - ООО ТСЦ "Русь", создаваемого путем реорганизации. К заявлению были приложены устав ООО ТСЦ "Русь" (л.д. 53-60), решение о реорганизации, документ, подтверждающий предоставление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, бланк-заявка, протокол от 20.05.2011, передаточный акт, документ об оплате государственной пошлины. Кроме того, заявитель приложил письмо от 14.06.2011, в котором сообщил, что владелец 0,73% акций Шабалин В.А. умер 15.09.1993, однако указанное лицо не исключено из состава акционеров ОАО "АТП "РУСЬ", Общество в процессе реорганизации гарантировало сохранение прав возможных правопреемников акционера на доли создаваемого юридического лица. Из текста письма от 14.06.2011 следует, что Инспекции сообщены сведения о паспортных данных Шабалина В.А., имевшихся на момент его смерти (л.д.21-23).
Указанные документы приняты сотрудником налогового органа 14.06.2011, о чем Злобину Геннадию Геннадьевичу выдана расписка в получении N 5437 (л.д.20).
21.06.2011 Инспекция на основании статьи 14, подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации приняла решение об отказе в государственной регистрации ООО ТСЦ "Русь" в связи с тем, что среди представленных для регистрации документов отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации по форме N 12001. В предоставленном заявлении содержатся недостоверные сведения о паспортных данных Шабалина В.А., следовательно, заявление считается оформленным ненадлежащим образом, а, значит, непредставленным (л.д. 19).
Не согласившись с указанным решением Инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд.
Установив, что оспариваемое решение соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Общества.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о регистрации (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается, в том числе в случае непредставления определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в налоговый орган на регистрацию было представлено заявление по форме Р12001 о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Данное заявление содержало сведения в отношении участника вновь создаваемого общества Шабалина В.А. (в форме указаны паспортные данные, адрес места жительства, доля в уставном капитале). Одновременно с заявлением Общество предоставило письмо от 14.06.2011 с указанием, что Шабалин В.А. умер 15.09.1993.
Действительно, в соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В то же время форма заявления о государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации, установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 439). В соответствии с данным нормативным актом заявление по форме Р12001 состоит из четырех страниц и соответствующих вносимым в ЕГРЮЛ сведений приложений (листов). В листе "Б" указываются сведения об участниках юридического лица - физических лицах.
Согласно разделу III "Порядок заполнения Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001)" Приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" при представлении в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (форма N Р12001), обязательному заполнению подлежат листы А, Б, Г, Ж или З, И приложения к указанному заявлению. Представление других незаполненных листов приложения к заявлению не требуется.
С учетом вышеприведенных норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что регистрирующий орган проверяет на соответствие Постановлению N 439 форму заявления о государственной регистрации, в том числе форму заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Заявление о регистрации должно включать в себя сведения, предусмотренные Постановлением N 439 и необходимые для государственной регистрации. Заявление не соответствующее по форме требованиям Постановления N 439 не может считаться документом, определенным Законом о регистрации, необходимым для государственной регистрации.
Материалами дела подтверждается, что на листе Б Заявления о государственной регистрации были указаны сведения об участнике - физическом лице Шабалине В.А., который на момент подачи заявления в налоговой орган умер. Указанные обстоятельства подтверждаются письмом заявителя от 14.06.2011 и сторонами не оспариваются.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Поскольку в силу пункта 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Шабалин В.А. утратил правоспособность в связи со смертью 15.09.1993, то с указанного момента прекратились правоотношения непосредственно между ним и Обществом. При таких обстоятельствах указанное лицо не могло являться субъектом прав и обязанностей, в том числе быть участником создаваемого в порядке реорганизации ООО ТСЦ "Русь".
Доводы апелляционной жалобы, что при прекращении правоотношений между Обществом и Шабалиным В.А. сохранились правоотношения между Обществом и правопреемниками акционера, не свидетельствует о том, что умерший гражданин и сведения о нем могут быть указаны в заявлении о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в качестве участника общества с ограниченной ответственностью.
При названных обстоятельствах вывод суда первой инстанции, что Заявление о регистрации, представленное ООО ТСЦ "Русь" в регистрирующий орган, не соответствует по форме требованиям Постановления N 439 и не содержит сведения, необходимые для внесения в государственный реестр, правомерен. Следовательно, такое заявление не может считаться документом, определенным Законом о регистрации, необходимым для государственной регистрации.
То обстоятельство, что в налоговый орган были представлены документы согласно расписке от 14.06.2011, не свидетельствует о наличии безусловных оснований для проведения государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
В соответствии со статьей 2 Закона о регистрации, Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, проверка представленных на государственную регистрацию документов на предмет отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации, входит в компетенцию Федеральной налоговой службы.
Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства представления в Инспекцию Заявления о государственной регистрации ООО ТСЦ "Русь", создаваемого путем реорганизации, по форме соответствующего требованиям Постановления N 439 и содержащего сведения, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ, оспариваемое решение Инспекции об отказе в регистрации от 21.06.2011 не противоречит законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Ссылка заявителя, что Общество по своей инициативе не может исключить умершего акционера из числа участников хозяйственного общества, поскольку данное действие не предусмотрено законом и нарушило бы права и законные интересы возможных правопреемников, Инспекции сообщены все паспортные данные Шабалина В.А., имевшиеся на момент смерти, не свидетельствует о недействительности принятого налоговым органом решения и не указывает на то, что Заявление о государственной регистрации ООО ТСЦ "Русь", создаваемого путем реорганизации, по форме соответствовало требованиям Постановления N 439.
Утверждение Общества, что смерть акционера сама по себе не может ограничивать правоспособность юридического лица и не может являться препятствием для реорганизации ОАО "АТП "РУСЬ", не исключает необходимость соблюдения императивных требований Закона о регистрации и Постановления N 439 при обращении за регистрационными действиями.
В силу вышеизложенного, с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого спора, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права, как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы по делу об оспаривании ненормативного правового акта составляет 1000 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена открытым акционерным обществом "Автотранспортное предприятие "РУСЬ" по платежному поручению N 000292 от 17.10.2011 в размере 2000 рублей, в связи с чем, на основании статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.09.2011 по делу N А28-5606/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Автотранспортное предприятие "РУСЬ" - без удовлетворения.
Выдать открытому акционерному обществу "Автотранспортное предприятие "РУСЬ" (ИНН 4346001090, ОГРН 1024301332505, место нахождения: 610035, г. Киров, ул. Производственная, д. 28) справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 000292 от 17.10.2011 в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5606/2011
Истец: ОАО "Автотранспортное предприятие "РУСЬ"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Кирову, Инспекция ФНС России по г. Кирову, Управление федеральной миграционной службы по Кировской области
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6888/11