город Воронеж |
|
8 декабря 2011 г. |
Дело N А14-5085-2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 декабря 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Сергуткиной В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "ГИПРОПРОМ-Н": Вехова Н.Л., представителя по доверенности б/н от 01.07.2011,
от ОАО "Управляющая компания "Резон": Вехова Н.Л., представителя по доверенности б/н от 01.07.2011,
от ООО "Управляющая компания "Резон": Вехова Н.Л., представителя по доверенности б/н от 01.07.2011,
от ОАО "Резон": Вехова Н.Л., представителя по доверенности б/н от 01.07.2011,
от ООО "Актив": Вехова Н.Л., представителя по доверенности б/н от 01.07.2011,
от ООО "СПИН": Вехова Н.Л., представителя по доверенности б/н от 01.07.2011,
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Алексеевой Ю.В., советника отдела правового обеспечения по доверенности N 170 от 01.09.2011,
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.09.2011 по делу N А14-5085-2011 (судья Федосеева И.В.) по заявлению ОАО "ГИПРОПРОМ-Н", ОАО "Управляющая компания "Резон", ООО "Управляющая компания "Резон", ОАО "Резон", ООО "Актив", ООО "СПИН" к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка, выраженного в письме N 17-4937з от 26.05.2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ГИПРОПРОМ-Н" (ОГРН 1083668034603), открытое акционерное общество "Управляющая компания "Резон" (ОГРН 1023602242014), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Резон" (ОГРН 1073667032845), открытое акционерное общество "Резон" (ОГРН 1023602241850), общество с ограниченной ответственностью "Актив" (ОГРН 1053600587523), общество с ограниченной ответственностью "СПИН" (ОГРН 1093668019114) обратились в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением
- о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904) в предоставлении открытому акционерному обществу "ГИПРОПРОМ-Н", открытому акционерному обществу "Управляющая компания "Резон", обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Резон", открытому акционерному обществу "Резон", обществу с ограниченной ответственностью "Актив", обществу с ограниченной ответственностью "СПИН" в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:34:0607023:1, площадью 3318 кв.м., расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Карла Маркса, 68, выраженный в письме N 17-4937з от 26.05.2011,
- обязании Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области подготовить и направить в их адрес проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 36:34:0607023:1, площадью 3 318 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул.Карла Маркса, 68.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области.
Решением суда от 26.09.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что требование дополнительных документов, изложенных в обжалуемом отказе, продиктовано действующим законодательством. Представление кадастрового паспорта с указанием в нем сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости предусмотрено Приказом Минюста РФ от 18.02.2008 N 32.
В судебное заседание Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Заявителям на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0607023:1 площадью 3 318 кв.м. по адресу: г.Воронеж, ул.Карла Маркса, 68, право собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке.
15.04.2011 заявители обратились в ДИЗО с заявлением о предоставлении им земельного участка кадастровый номером 36:34:0607023:1 площадью 3 318 кв.м. по адресу: г. Воронеж, ул. Карла Маркс а, 68, в собственность.
26.05.2011 ДИЗО в ответ на заявление Обществ письмом за N 17-4937з сообщило об отказе в передаче земельного участка в собственность, в связи с не представлением плана границ земельного участка в масштабе 1:500 с нанесенными границами охранных зон, с указанием координат и площадей охранных зон инженерных коммуникаций, находящихся на выкупаемом земельном участке; документа, подтверждающего оплату за пользование земельным участком; а также в связи с тем, что представленный кадастровый паспорт земельного участка от 17.03.2011 содержит сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка актуальные до 01.01.2011 и не содержит дополнительных сведений о кадастровых номерах объектов недвижимого имущества, расположенных в пределах испрашиваемого земельного участка.
Считая данный отказ незаконным, Открытое акционерное общество "ГИПРОПРОМ-Н", открытое акционерное общество "Управляющая компания "Резон", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Резон", открытое акционерное общество "Резон", общество с ограниченной ответственностью "Актив", общество с ограниченной ответственностью "СПИН" обратились в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области необоснован и противоречит положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно пунктам 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приказ Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370).
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно Перечню, утвержденному Приказом Минэкономразвития N370 от 30.10.2007 к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;
6) выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Отказывая заявителям в предоставлении в собственность спорного земельного участка ДИЗО ВО указывает на то обстоятельство, что спорный участок не может быть предоставлен заявителю в собственность, поскольку:
- содержащаяся в кадастровом паспорте земельного участка кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка актуальны до 01.01.2011.
- в качестве дополнительных сведений в кадастровом паспорте должны быть указаны кадастровые номера расположенных в пределах участка зданий, строений, сооружений и объектов незавершенного строительства.
- пояснил необходимым представить обновленный кадастровый паспорт, схему расположения объектов недвижимости (БТИ) на земельном участке и технический паспорт объектов недвижимости, документ, подтверждающий оплату за пользование земельным участком. В случае нахождения на испрашиваемом земельном участке инженерных коммуникаций, не являющихся собственностью заявителей, в отказе ДИЗО содержалось положение установить охранные зоны данных коммуникаций.
Из содержания п. 5, 6, 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастровой карты (плана) земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Таким образом, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1, статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке подтверждают факт его существования с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Как следует из материалов дела, в адрес ДИЗО ВО был предоставлен кадастровый паспорт от 17.03.2011 N 34-225/11-103.
Заявление было подано 15.04.2011.
Таким образом, в соответствии с требованиями п. 6 Приказа Минэкономразвития N 370 от 30.10.2007, кадастровый паспорт соответствовал предъявляемым требованиям.
Из анализа данного кадастрового паспорта следует, что кадастровая стоимость составляет 30341882,34 рубля. Кадастровая стоимость определена с учетом удельного показателя 0144,63 руб. /кв. м.
В разделе 16 кадастрового паспорта "Особые отметки" указано, что сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе актуальны до 01.01.2011.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 4 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Таким образом, вид функционального использования земельного участка является показателем, учитываемым при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
В случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов (пункт 2.4 Методических указаний).
Кадастровая стоимость земель поселений Воронежской области утверждена постановлением Администрации Воронежской обл. от 28.12.2005 N 1224 "Об утверждении результатов государственной оценки земель поселений Воронежской области".
Виды функционального использования земель, утвержденные приказом Государственного комитета РФ по земельной политике N 84 от 22.11.1999, используются для целей вышеназванного постановления под NN 1 - 14 для утверждения данных государственной кадастровой оценки земель поселений.
Как следует из кадастрового паспорта, в разделе 8.1 указано целевое назначение (категория) земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом Управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункт 1.4 данных Методических указаний).
Как следует из материалов дела, доказательств того, что кадастровая стоимость была изменена не содержится.
Согласно ч. 2 ст. 66 АПК РФ суд вправе предложить участвующим в деле лицам, представить дополнительные, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела доказательства.
Однако, в силу ст. 65 АПК РФ именно на государственном органе лежит обязанность доказать правомерность принятого им ненормативного правового акта.
Исходя из анализа указанных норм, ДИЗО ВО не подтверждена иная кадастровая стоимость земельного участка и соответственно удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, что могло бы судить о мотивированности оспариваемого отказа Департамента.
Относительно того, что в своем отказе ДИЗО ВО указало на то, что в качестве дополнительных сведений в кадастровом паспорте должны быть указаны кадастровые номера расположенных в пределах участка зданий, строений, сооружений и объектов незавершенного строительства, суд апелляционной инстанции полагает руководствоваться следующим.
Как было отмечено ранее, приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Перечень).
Указанный Перечень является исчерпывающим и в соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением тех, которые предусмотрены Перечнем
При этом в Перечне не предусматривается содержание в кадастровом паспорте сведений о кадастровом номере расположенного в пределах земельного участка объекта недвижимого имущества.
Указание кадастровых номеров объектов капитального строительства, находящихся на земельном участке, не предусмотрено Приказом Минюста России от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка".
На основании вышеизложенного, необходимость дополнительного представления схемы расположения объектов недвижимости (БТИ) на земельном участке, технического паспорта объектов недвижимости, документа, подтверждающего оплату за пользование земельным участком и плана границ земельного участка в М 1:500 для обозрения, а также установления охранных зон инженерных коммуникаций, свидетельствует о незаконности действий Департамента по истребованию у заявителей дополнительных документов, не предусмотренных этим Перечнем.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:34:0607023:1, площадью 3 318 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 68, выраженный в письме N 17-4937з от 26.05.2011, является незаконным, поскольку не соответствует действующему законодательств и направлен на расширение Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.09.2011 по делу N А14-5085-2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-5085/2011
Истец: ОАО "Гипропром-Н", ОАО "Резон", ОАО "Управляющая Компания"Резон", ООО "Актив", ООО "СПИН", ООО "Сплин", ООО "Управляющая Компания"Резон"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений ВО, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской обл.
Третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата по Воронежской области", ФГУ "ЗКП" по ВО