г. Санкт-Петербург |
|
08 декабря 2011 г. |
Дело N А56-14928/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2011 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Куписок А.Г.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Демичева О.В. - доверенность от 12.01.2011 N 00232дсп
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4785/2011) ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2011 по делу N А56-14928/2010 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области
о признании недействительным решения
установил:
Открытое акционерное общество "Усть-Лужский Контейнерный Терминал" (ОГРН 1024701425319, ГРН 2094707001904, адрес 188480, Ленинградская область, Кингисепп, пр. Карла Маркса, д. 25/2) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 3 по Ленинградской области (ОГРН 1044701428375, адрес 188480, Ленинградская область, Кингисепп, пр. Карла Маркса, д. 2-а) от 19.01.2010 N 4/32 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2007 года в размере 340 856 руб. и обязании налоговый орган возместить 340 856 руб. НДС за 3 квартал 2007 года путем возврата на расчетный счет.
Решением суда от 01.02.2011 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Определением суда от 14.06.2011 производство по делу N А56-14928/2010 приостановлено до вынесения Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации завершающего судебного акта по делу NА33-11830/2008.
Определением суда от 25.10.2011 производство по делу возобновлено, рассмотрение жалобы назначено на 05.12.2011.
ОАО "Усть-Лужский Контейнерный Терминал" извещено, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем, жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации Общества по НДС за 3 квартал 2007 года, по итогам которой составлен акт от 02.12.2009 N 1399 и принято решение от 19.01.2010 N 4/32 об отказе в возмещении НДС в размере 340 856 руб.
В ходе проверки налоговый орган установил, что Общество является инвестором, заказчиком и застройщиком по строительству контейнерного терминала морского торгового порта Усть-Луга. Строительные работы осуществляются подрядными организациями без производства работ собственными силами. В состав вычетов за спорный период заявителем включено 340 856 руб. НДС, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг) для содержания дирекции строящегося объекта. Инспекция сделала вывод о том, что расходы Общества на содержание дирекции, осуществляющей контроль за ходом строительства и технический надзор, не создают объекта обложения НДС, поэтому суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым заявителем для содержания указанного подразделения, вычетам не подлежат.
Налогоплательщик не согласился с принятым решением и обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев настоящий спор и отказывая в удовлетворении требований Общества, посчитал данный вывод налогового органа правильным, указав, что поскольку приобретенные товары (работы, услуги), по которым заявлен налоговый вычет, предназначены для осуществления операций, не облагаемых НДС, налоговый орган правомерно не принял к вычету спорные суммы налога.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Инспекции, апелляционный суд полагает, что обжалуемое решение суда, подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в проверяемый период в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству морского торгового порта Усть-Луга налогоплательщик осуществлял функции инвестора, заказчика и застройщика, привлекающего подрядные организации без производства строительно-монтажных работ собственными силами.
Согласно штатному расписанию в Обществе был создан отдел капитального строительства (дирекция строящегося объекта), на сотрудников которого возложены обязанности по выбору подрядчиков, проверке актов выполненных работ, приемке у подрядных организаций выполненных этапов подрядных работ и проверке документов, служащих для оплаты.
В обоснование правомерности заявленных налоговых вычетов Общество представило в налоговый орган документы, подтверждающие несение общехозяйственных расходов, связанных с содержанием данного подразделения (оплата канцелярских товаров, офисных и производственных помещений, услуг связи, информационных услуг).
Налоговым органом в ходе проверки установлено, что расходы Общества на содержание дирекции строящего объекта учитывались на счете 26 "Общехозяйственные расходы" и списывались в полном объеме на счет 08.3 "Строительство объектов основных средств".
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются следующие операции: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав; 2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Пунктом 2 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления..., либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" установлено, что организация может являться инвестором и застройщиком одновременно.
В этом случае услуги заказчика-застройщика организация будет оказывать сама для себя, для собственных нужд, и стоимость этих услуг должна списывать на расходы (через амортизационные отчисления по построенному объекту, в инвентарную стоимость которого включена стоимость услуг заказчика - застройщика), принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.
Как застройщик объекта капитального строительства налогоплательщик для осуществления контроля за проведением строительных работ и технического надзора могло привлечь третье лицо - заказчика строительства либо самостоятельно выполнять указанные функции, создав подразделение капитального строительства.
Результатом деятельности подразделения капитального строительства Общества (дирекции строящегося объекта) является обеспечение создания силами подрядных организаций объекта основных средств (контейнерного терминала морского торгового порта Усть-Луга), который будет эксплуатироваться в целях хранения и перевалки грузов, то есть для операций, признаваемых подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения.
Следовательно, Общество вправе на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ отнести к налоговым вычетам суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные ему при приобретении товаров (работ, услуг) для одного из подразделений общества, так как соответствующие расходы произведены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Применение к данным правоотношениям положений подпункта 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ является ошибочным. Признание указанным пунктом операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд объектом налогообложения (при условии, что соответствующие затраты не включаются в расходы по налогу на прибыль), не влечет отказа в применении налоговых вычетов, если налогоплательщиком произведены расходы, предусмотренные главой 25 НК РФ, для операций, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость.
Вышеуказанная правовая позиция приведена Высшим арбитражным судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 14.06.2011 N 18476/10.
При таких обстоятельствах, налогоплательщик правомерно заявил спорную сумму вычетов по НДС, уплаченному при приобретении товаров (работ, услуг) для содержания отдела капитального строительства строящегося объекта, и у налогового органа не имелось оснований для отказа в возмещении Обществу 340 856 руб. НДС за 3 квартал 2007.
Решение налогового органа об отказе в возмещении НДС за 3 квартал 2007 в сумме 340 856 руб. подлежит признанию недействительным.
Нарушенное право налогоплательщика подлежит восстановлению в порядке статьи 176 НК РФ путем возврата Обществу из бюджета НДС за 3 квартал 2007 в сумме 340 856 руб.
Судебные расходы распределяются в соответствии с положениями статей 104 и 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2011 по делу N А56-14928/2010 отменить.
Признать недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области (ОГРН 1044701428375, место нахождения 188480, Ленинградская обл., г. Кингисепп, пр. К. Маркса, д. 2а) от 19.01.2010 N 4/32 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2007 года в размере 340 856 руб. и обязать налоговый орган возместить открытому акционерному обществу "Усть-Лужский Контейнерный Терминал" (ОГРН 1024701425319, место нахождения: 188480, Ленинградская обл., г. Кингисепп, пр-кт. К. Маркса, д. 25/2) 340 856 руб. налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2007 года путем возврата на расчетный счет.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области в пользу ОАО "Усть-Лужский Контейнерный Терминал" (ОГРН 1024701425319, место нахождения: 188480, Ленинградская обл., г. Кингисепп, пр-кт. К. Маркса, д. 25/2) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Возвратить ОАО "Усть-Лужский Контейнерный Терминал" (ОГРН 1024701425319, место нахождения: 188480, Ленинградская обл., г. Кингисепп, пр-кт. К. Маркса, д. 25/2) из федерального бюджета излишне уплаченную платежными поручениями N 185 от 23.03.2010, N 372 от 15.04.2011 государственную пошлину в размере 12 817,12 рублей.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14928/2010
Истец: ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4785/11