город Ростов-на-Дону |
|
09 декабря 2011 г. |
дело N А53-11942/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л. А.
судей Гуденица Т.Г., Ивановой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от Ростовской таможни - представитель - Задерина Ульяна Валерьевна, доверенность от 20.12.2010 г.,
от ООО "Альтаир СМ" - представитель - Кривко Оксана Алексеевна, доверенность от 01.12.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.08.2011 по делу N А53-11942/2011,
принятое в составе судьи Чернышевой И.В.
по заявлению ООО "Альтаир СМ"
к Ростовской таможне
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альтаир СМ" (далее - ООО "Альтаир СМ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 25.05.2011 г.. N 10313000-450/2011 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
Решением суда от 30.08.2011 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения. Суд пришел к выводу о том, что на спорный товар (масло редукторное) на момент ввоза на территорию РФ не подлежала представлению декларация о соответствии.
Не согласившись с данным судебным актом, Ростовская таможня обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда от 30.08.2011 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель таможни поддержала доводы апелляционной жалобы. Пояснила, что декларация соответствия на товар N 2 "масло редукторное" обществом в ходе таможенного оформления не представлена. Из технической документации усматривается, что товар N 2 является маслом трансмиссионным, на которое должна представляться декларация соответствия.
Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражала. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках внешнеторгового контракта от 01.06.2009 г. N 4, заключенного с компанией "Petronas Poland Sp.zo.o" (Польша) ООО "Альтаир СМ" закупало и ввозило в Российскую Федерацию товар (масла и смазочные материалы для сельскохозяйственной техники).
В таможенном отношении товар оформлен по ДТ N 10313070/270510/0002911. По данной ДТ к таможенному оформлению в режиме выпуска для внутреннего потребления были представлены товары, в том числе: товар N 1 "антифриз", товар N 2 "масло редукторное" и товар N 3 "масло трансмиссионное". Декларация о соответствии на товар N 2 в Ростовскую таможню не представлялась.
По факту непредставления обществом декларации о соответствии Ростовской таможней возбуждено дело об административном правонарушении N 10313000-450/2011 по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ и составлен протокол об административном правонарушении от 18.05.2011 г.
25.05.2011 г. Ростовской таможней вынесено постановление о привлечении ООО "Альтаир СМ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Подпунктом 2 пункта 5 статьи 13 от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрено, что к полномочиям Правительства РФ в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности относится установление разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определение перечня отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок.
Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 Кодекса.
Указанная норма права является отсылочной, поскольку не содержит перечень запретов и ограничений, которые должно соблюдать лицо при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Согласно пункту 3 статьи 46 Закона N 184-ФЗ Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
В силу пункта 1 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовавшего в период ввоза товара) подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что при декларировании товаров в числе основных документов представляются разрешения, лицензии, сертификаты и иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (ч. 1 ст. 152 ТК ТС).
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (ч. 1 ст. 181 ТК ТС).
На основании ч. 1 ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам, в соответствии с указанной статьей, относятся, в том числе и документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Для целей таможенного оформления продукции списки продукции, на которую распространяется действие указанной нормы, с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов.
Основанием для привлечения ООО "Альтаир СМ" к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ послужило непредставление обществом декларации соответствия на товар N 2 - "масло редукторное".
Между тем, товар "масло редукторное" отсутствует в Едином перечне продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. N 982.
Пунктом 0253 названного перечня предусмотрена необходимость представления декларации о соответствии на товар "масла трансмиссионные".
Довод таможенного органа о том, что по техническим характеристикам товар N 2 относится к маслам трансмиссионным, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Товары "масло трансмиссионное" и "масло редукторное" ввезены обществом и указаны в ДТ как самостоятельные товары.
Согласно представленным в материалы дела протоколам лабораторных испытаний ООО "Продэкс-Консалт" N 967 (на масло трансмиссионное) и N 968 (на масло редукторное) подтверждают различные технические показатели данных масел, что обуславливает их применение для смазывания деталей в различных системах сельскохозяйственных машин (л.д. 34-31 т. 1).
Таким образом, таможенный орган необоснованно возлагает на заявителя обязанность по представлению декларации соответствия на товар, подтверждение соответствия которого не предусмотрено таможенным законодательством. Следовательно, постановление таможни от 25.05.2011 г.. N 10313000-450/2011 обоснованно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.08.2011 по делу N А53-11942/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Л.А. Захарова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11942/2011
Истец: ООО "Альтаир СМ"
Ответчик: Ростовская таможня
Третье лицо: Ростовская тоаможня
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11832/11