г. Саратов |
|
8 декабря 2011 г. |
Дело N А12-13573/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области - Орлова К.С., по доверенности от 29.07.2011,
без участия в судебном заседании представителя Муниципального унитарного предприятия "Светлоярское", судебного пристава-исполнителя Светлоярского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Степанова М.С., Светлоярского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, муниципального учреждения "Управление муниципального хозяйства" (почтовые уведомления N 77675, N 77682, N 77680, N 77677, N 77678, N 77681, N 77676 приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Светлоярское", р.п. Светлый Яр, Волгоградская область,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 августа 2011 года
по делу N А12-13573/2011 (судья Середа Н.Н.),
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Светлоярское", р.п. Светлый Яр, Волгоградская область,
к судебному приставу-исполнителю Светлоярского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Степанову М.С.,
заинтересованные лица: Светлоярский районный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, муниципального учреждения "Управление муниципального хозяйства", р.п. Светлый Яр, Волгоградской области,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ
Муниципальное унитарное предприятие "Светлоярское" (МУП "Светлоярское", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Светлоярского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Степанову М.С. (далее - судебный пристав-исполнитель Степанов М.С.) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по исполнению решения арбитражного суда о взыскании с муниципального учреждения "Управление муниципального хозяйства" суммы долга.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 30 августа 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "Светлоярское", с принятым решением не согласилось, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Податель жалобы считает, что при принятии решения по делу суд не учел того, что в период с 26.05.2011 г.. по 12.08.2011 г.. Служба судебных приставов бездействовала, поскольку за указанный период не было проводилось ни одного мероприятия, направленного на поиск имущества должника или установление наличия расчетных счетов.
Судебным приставом-исполнителем Степановым М.С. письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, решением арбитражного суда Волгоградской области от 20.03.2011 г.. по делу N А12-1821/2011 с МУ "Управление муниципального хозяйства" в пользу МУП "Светлоярское" взыскана сумма долга в размере 369 047 рублей 27 коп.
06.05.2011 г.. был выдан исполнительный лист N АС 002604553.
17.05.2011 г.. МУП "Светлоярское" обратилось в Светлоярский районный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области с заявлением о возбуждении исполнительного производства.
26.05.2011 г.. судебным приставом-исполнителем Степановым М.С. возбуждено исполнительное производство N 7775/11/27/34 по исполнению указанного исполнительного документа.
МУП "Светлоярское", считая, что судебным приставом-исполнителем Степановым М.С. в период с 26.05.2011 г.. по 12.08.2011 г.. какие-либо меры по исполнению вышеуказанного исполнительного документа не принимались, обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии бездействия со стороны судебного пристава-исполнителя Степанова М.С. Кроме того, суд указал, что неисполнение исполнительного документа в двухмесячный срок не может в данном случае служить основанием к удовлетворению заявленных требований, поскольку предусмотренный ч.1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок исполнения исполнительного документа не является пресекательным и не исключает возможности и необходимости исполнения исполнительного документа и за пределами указанного срока.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя в процессе принудительного исполнения судебных актов по принятию мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов означает, что судебный пристав-исполнитель должен возбудить исполнительное производство и выполнить весь комплекс исполнительных действий, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), в целях исполнения исполнительного документа в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Из постановления судебного пристава-исполнителя Степанова М.С. об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю от 12.08.2011 г.. N 16933/11/27/34 следует, что исполнительный документ возвращен предприятию в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем Степановым М.С. допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Аналогичные обстоятельства изложены в акте о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю от 12.08.2011 г..
В связи с изложенным судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции о том, что исполнительный документ возвращен предприятию в связи с наличием у должника лицевого счета, открытого в отделении казначейства, противоречит постановлению судебного пристава-исполнителя Степанова М.С. об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю от 12.08.2011 г.. N 16933/11/27/34.
Из материалов исполнительного производства следует, что такое основание для возвращения исполнительного документа как обслуживание организации - должника в Казначействе указано начальником Светлоярского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Мещеряковым С.Г. лишь в письме конкурсному управляющему МУП "Светлоярское".
Вместе с тем, выводы судебного пристава-исполнителя об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и то, что судебным приставом-исполнителем Степановым М.С. были приняты допустимые законом меры по отысканию его имущества противоречат материалам исполнительного производства, в которых отсутствуют документы, свидетельствующие о проведении судебным приставом-исполнителем Степановым М.С. мероприятий по проверке имущественного положения должника, наличие денежных средств и другого имущества, на которое возможно обратить взыскание.
Таким образом, судом апелляционной инстанции по материалам дела установлено, что судебным приставом-исполнителем Степановым М.С. после принятия к исполнению исполнительного производства N 7775/11/27/34 какие-либо исполнительные действия принудительного характера в период с 26.05.2011 г.. по 12.08.2011 г.. не совершались, что свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона N 229-ФЗ, пункта 3 статьи 239 и пункта 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством.
В связи с тем, что МУП "Светлоярское" является бюджетным учреждением, общий порядок обращения взыскания на ее денежные средства и иное имущество, предусмотренный статьей 46 Федерального закона N 229-ФЗ не применяется, так как существует специальный порядок, предусмотренный Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом, а обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, установлен статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанной статьи исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 данного Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (пункт действует в редакции Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ и от 02.11.2007 N 247-ФЗ).
С учетом вышеизложенных изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя Степанова М.С. отсутствовали правовые основания для возбуждения исполнительного производства N 7775/11/27/34.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу, что в результате бездействия судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства N 7775/11/27/34 нарушены законные права МУП "Светлоярское" на своевременное взыскание денежных средств по исполнительному документу.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений и действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 августа 2011 года по делу N А12-13573/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным действия и бездействие судебного пристава-исполнителя Светлоярского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Степанова Михаила Сергеевича, Волгоградская область, п.г.т. Светлый Яр, выразившегося в неполном и несвоевременном принятии мер по исполнению исполнительного листа N АС 002604553.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13573/2011
Истец: МУП "Светлоярское"
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель Светлоярского РО УФССП РФ по Волгоградской области Степанов М. С.
Третье лицо: МУП "Светлоярское", судебный пристав-исполнитель Светлоярского РО УФССП по Волгоградской области Степанов М. С., УФССП по Волгоградской области, МУ "Управление муниципального хозяйства", Светлоярский РО УФССП РФ по Волгоградской области, Управление ФССП по Волгоградской области