г. Киров |
|
08 декабря 2011 г. |
Дело N А29-5330/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу отдела Министерства внутренних дел по Удорскому району
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2011 по делу N А29-5330/2011, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.
по заявлению отдела внутренних дел по Удорскому району (ИНН 1118001890, ОГРН 1021101085620)
к индивидуальному предпринимателю Куратовой Надежде Ильиничне (ИНН 111800854186, ОГРН 304111807100032)
о привлечении к административной ответственности,
третье лицо: Автономная некоммерческая организация "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи",
установил:
Отдел внутренних дел по Удорскому району (далее - Отдел, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Куратовой Надежды Ильиничны (далее - ИП Куратова Н.И., предприниматель, ответчик) к административной ответственности на основании статьи 14.10 Кодекса российской Федерации об административной ответственности (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отделу внутренних дел по Удорскому району отказано. Изъятый по протоколу изъятия от 07.12.2010 товар подлежит уничтожению. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для квалификации действий ответчика по статье 14.10 КоАП и необходимости квалификации совершенного предпринимателем деяния по статье 14.33 КоАП РФ.
Отдел Министерства внутренних дел по Удорскому району, не согласившись с принятым решением суда, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми отменить и принять по делу новое решение.
Заявитель жалобы указывает, что особенностью недобросовестной конкуренции является введение в оборот товара с размещенными на нем символиками, товарными знаками XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи", а не его распространение. Вместе с тем, при проведении административного расследования выяснено, что ИП Куратова Н.И. приобрела товар на одном из рынков Москвы с последующей его реализацией с целью получения прибыли. По мнению Отдела, важным элементом, подпадающим под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.33 КоАП РФ, является обстоятельство введения товара в оборот.
Заявитель жалобы полагает, что в материалах административного дела, возбужденного в отношении Куратовой Н.И., отсутствуют достаточные данные для квалификации вменяемого правонарушения по статье 14.33 КоАП РФ, в то же время материалы дела содержат необходимые доказательства для квалификации совершенного правонарушения по статье 14.10 КоАП РФ в части незаконного использования товарных знаков зимних олимпийских игр.
Автономная некоммерческая организация "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи" (далее - АНО "Оргкомитет "Сочи 2014") в отзыве на апелляционную жалобу указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции в части квалификации совершенного предпринимателем правонарушения по статье 14.33 КоАП РФ, просит решение арбитражного суда отменить. Третье лицо считает, что квалифицирующим признаком состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ является специальный субъект (лицо, которое ввело в оборот товар с незаконно размещенным товарным знаком), в то же время ИП Куратова Н.И не является лицом, заключившим первую сделку в отношении товара, таким образом, введя его в гражданский оборот на территории Российской Федерации. В силу указанного, по мнению АНО "Оргкомитет "Сочи 2014", в действиях Предпринимателя отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ. Действия ИП Куратовой Н.И. по незаконному использованию товарного знака необходимо квалифицировать по статье 14.10 КоАП РФ.
ИП Куратова Н.И отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.12.2010 сотрудниками БППР ОВД по Удорскому району на основании заявления представителя Программно-стратегического агентства Ю-Порт (л.д.13-14), была осуществлена проверка торговой деятельности ИП Куратовой Н.И. в павильоне "Мозаика", расположенном по адресу: Республика Коми, с. Кослан, ул. Центральная, д. 140а, по факту нахождения на реализации продукции с нанесенным на товаре товарным знаком "Сочи-2014". Сотрудниками БППР ОВД по Удорскому району в рамках проверки была произведена проверочная закупка (закуплен спортивный костюм черного цвета с нанесенным на нем товарным знаком "Сочи-2014" по цене 1000 рублей за 1 единицу).
Данная продукция была изъята согласно протоколу изъятия от 07.12.2010 (л.д.20).
Также в ходе проверки составлены акт проверки от 07.12.2010 (л.д.19), протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 07.12.2010 (л.д.18), акт проверочной закупки от 07.12.2010 (л.д.17), протокол изъятия вещей и документов от 07.12.2010 (л.д.20), получены объяснения продавца Ульяновой О.Г. (л.д.21), объяснения ИП Куратовой Н.И. (л.д.22).
08.12.2010 инспектором БППР ОВД Удорского района вынесено определение о проведении административного расследования.
18.05.2011 заместителем начальника ОВД по Удорскому району вынесено определение о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении.
Согласно заключению эксперта представленный на экспертизу образец (костюм спортивный в количестве 1 шт., содержит словесное обозначение "SOCHI" и комбинированное обозначение "20-14" с изображением пяти олимпийских колец, сходные до степени смешения с зарегистрированным в отношении одежды комбинированным товарным знаком "SOCHI 2014") не соответствует требованиям, предъявляемым к подлинной продукции, выпускаемой Правообладателем товарного знака по Свидетельству N 371239 и является контрафактным.
13.07.2011 инспектор ИАЗ ОВД по Удорскому району составил в отношении ИП Куратовой Н.И. протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.10 КоАП РФ (л.д.77).
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ заместитель начальника ОВД по Удорскому району обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП Куратовой Н.И. к административной ответственности на основании статьи 14.10 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в привлечении Предпринимателя к ответственности по статье 14.10 КоАП РФ, пришел к выводу о том, что реализация товара с размещенной на нем олимпийской символикой не является незаконным использованием товарного знака и не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ, а указывает на признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.33 КоАП РФ. Полномочия на составление протокола у органов внутренних дел отсутствуют. В отношении изъятой продукции суд принял решение об уничтожении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 АПК РФ).
В соответствии со статьей 14.10 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.
Согласно пункту 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ) на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
В силу пункта 1 статьи 1484 Гражданского кодекса РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 Гражданского кодекса РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 статьи 1484 Гражданского кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 1229 Гражданского кодекса РФ другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными Гражданским кодексом РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается Гражданским кодексом РФ.
Статьей 1515 Гражданского кодекса РФ установлена ответственность за незаконное использование товарного знака. Согласно данной статье товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Из анализа приведенных выше норм Гражданского кодекса следует, что, квалифицирующим признаком, позволяющим отнести товары к контрафактным, и, соответственно, к предметам административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ, является незаконность размещения товарного знака на товарах, этикетках, упаковке товаров.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела факт размещения на представленном Предпринимателем к продаже продукции (спортивный костюм) обозначения, сходного до степени смешения с олимпийской символикой, признанной товарным знаком правообладателя Автономная некоммерческая организация "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи".
Доказательств заключения Предпринимателем лицензионных договоров или соглашений с правообладателем товарного знака "Сочи 2014" материалы дела не содержат.
Вместе с тем, правоотношения, возникающие в связи с организацией и проведением зимних Олимпийских игр в 2014 году, в том числе в части использования олимпийской символики, урегулированы Федеральным законом от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 310-ФЗ (статья 1).
Часть 1 статьи 7 Федерального закона N 310-ФЗ определяет, что под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, а также олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Олимпийских игр.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 57 Федерального закона N 310-ФЗ Оргкомитет "Сочи 2014" для достижения целей своей деятельности осуществляет обеспечение защиты олимпийской символики и паралимпийской символики (включая принадлежащие Международному олимпийскому комитету и Международному паралимпийскому комитету исключительные права на объекты интеллектуальной собственности).
Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров) и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями (часть 2 статьи 7 Федерального закона N 310-ФЗ).
Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики с нарушением требований части 2 данной статьи признается незаконным (часть 3 статьи 7 Федерального закона N 310-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона N 310-ФЗ признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика.
Соответственно, выявленный заявителем контрафактный товар по признаку незаконного использования олимпийской символики и факт его предложения к продаже ответчиком свидетельствуют о наличии предмета и признаков вышеуказанного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.33 КоАП РФ.
При этом, как разъяснено в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11, в зависимости от того, выражаются ли соответствующие действия во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг или нет, они подлежат квалификации по части 1 или части 2 статьи 14.33 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной считает обоснованным вывод арбитражного суда, что реализация ИП Куратовой Н.И. товара с размещенной на нем олимпийской символикой не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ.
Выявленное нарушение, в силу специфики правоотношений в области организации и проведения зимних Олимпийских игр в 2014 году, подлежит квалификации по статье 14.33 КоАП РФ.
Из пункта 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Вместе с тем, если в результате переквалификации составление протокола о совершенном правонарушении не отнесено к полномочиям обратившегося с заявлением органа, суд не вправе принять решение о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, в силу норм специального законодательства о порядке использования олимпийской символики продажа, обмен или иное введение в оборот товара с изображением олимпийской символики без заключения договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями признается недобросовестной конкуренцией и влечет административную ответственность по статье 14.33 КоАП.
В соответствии с пунктом 3.1 Регламента подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России, утвержденного Приказом ФАС России от 21.10.2008 N 415, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.33 КоАП РФ, возбуждаются должностными лицами центрального аппарата ФАС России, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу изложенного, составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьи 14.33 КоАП РФ, отнесено к компетенции антимонопольного органа.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении от 13.07.2011, а также иные процессуальные акты административного дела составлены должностными лицами ОВД по Удорскому району.
Таким образом, возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.33 КоАП РФ, к полномочиям обратившегося в настоящем деле административного органа не отнесено (статья 23.3, 28.3 КоАП РФ).
Пленум ВАС РФ в пункте 7 Постановления от 02.08.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что, установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, арбитражный суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения ИП Куратовой Н.И. к административной ответственности по статье 14.10 КоАП РФ.
Доводы заявителя жалобы и АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" о том, что судом первой инстанции не выяснялся вопрос, является ли ИП Куратова Н.И. специальным субъектом (лицом, осуществившим введение в оборот товара) правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку в настоящем деле отсутствует протокол об административном правонарушении, составленный уполномоченным на применение статьи 14.33 КоАП РФ должностным лицом, в силу чего конкретизация названной нормы ответственности не имеет правового смысла.
Таким образом, оспариваемый судебный акт принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, в соответствии с представленными доказательствами, при правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы отдела Министерства внутренних дел по Удорскому району.
В соответствии со статьями 202, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2011 по делу N А29-5330/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу отдела Министерства внутренних дел по Удорскому району - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5330/2011
Истец: Отдел внутренних дел по Удорскому району
Ответчик: ИП Куратова Надежда Ильинична
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 6 по Республике Коми, Организационный комитет ХХП Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи