г. Пермь |
|
09 декабря 2011 г. |
Дело N А60-20294/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой М.С.
судей Никольской Е.О., Хаснуллиной Т.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рязановой Н.Г.
при участии:
от истца (общество с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Паладин") - Цукур В.Н. - директор
от ответчика (Администрация Чкаловского района города Екатеринбурга) - Захарова Н.Н. (доверенность от 15.12.2010)
от третьего лица (Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области) - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга, на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 октября 2011 года по делу N А60-20294/2011, принятое судьей Бирюковой Л.А.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Паладин" (ОГРН 1076674008641, ИНН 6674218886)
к Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга (ОГРН 1036605186287, ИНН 6664017556)
третье лицо - Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (ОГРН 1036602642592, ИНН 6658076955)
о расторжении муниципального контракта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Паладин" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга о расторжении муниципального контракта от 30.12.2010 N 1023.
Определением от 06.09.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (л.д. 86-88).
Решением от 06.10.2011 в удовлетворении иска отказано (л.д. 104-107).
Ответчик - Администрация Чкаловского района города Екатеринбурга - с решением не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение изменить в мотивировочной части, исключив из судебного акта выводы о недействительности сделки и недействительности муниципального контракта на оказание услуг по охране от 30.12.2010 N 1023, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы приведены следующие доводы.
Доказательства того, что ответчиком были существенно нарушены условия контракта, истцом не представлены; не представлены доказательства того, что в период действия контракта произошло существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта (п. 1 ст. 451 ГК РФ).
Следует отметить, что спорный контракт был заключен по результатам торгов; доказательств оспаривания результатов торгов или признания их недействительными не представлено.
Требования о признании сделки недействительной не были заявлены истцом и не являлись предметом судебного разбирательства, доказательства недействительности сделки судом первой инстанции не исследовались. Указанные судом правовые акты не содержат норм, регулирующих правоотношения по государственной охране в отношении территориальных органов местного самоуправления. Вывод суда первой инстанции о том, что главы администраций районов относятся к должностным лицам, назначаемым главой Администрации г.Екатеринбурга в силу ст. 39 Устава МО "Город Екатеринбург", и поэтому здания администрации района относятся к объектам, подлежащим государственной охране, не основан на законе.
К объектам органов местного самоуправления, подлежащим государственной охране, могут быть отнесены не любые объекты, а только административные здания исполнительных органов, занимаемые высшим должностным лицом. В силу ст. 6 Устава МО "Город Екатеринбург" таким лицом является Глава г.Екатеринбурга - Председатель Екатеринбургской Городской Думы, место нахождения которого определено в административном здании Администрации г.Екатеринбурга.
В заседании апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец - общество с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Паладин" - представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим мотивам.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утвержден Правительством РФ. При проведении аукциона в документации и требованиях к участникам размещения заказа не было ссылок на охрану объекта государственной охраной.
27.05.2011 в адрес ответчика было направлено письмо с предложением расторгнуть муниципальный контракт, поскольку истец не имеет права на охрану зданий органов местного самоуправления (п. 1 ст. 451 ГК РФ). 09.06.2011 истцом был получен ответ Администрации г.Екатеринбурга с отказом расторгнуть контракт.
В заседании апелляционного суда представитель истца пояснил, что считает спорный контракт действительным в настоящее время.
Третье лицо - Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области - отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 (часть 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 30.12.2010 между истцом и ответчиком был заключен муниципальный контракт на оказание услуг N 1023 (л.д. 13-16), в соответствии с условиями которого муниципальный заказчик (ответчик) поручает, а исполнитель (истец) обязуется оказать услуги по круглосуточной охране здания и прилегающей территории администрации Чкаловского района по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8-е Марта, 177, а муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего контракта.
Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 886) утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране, в число которых входят здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории органов местного самоуправления (п. 1 Перечня).
Соответствующие объекты подлежат государственной охране, организация которой относится к основным задачам Министерства внутренних дел России (Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации).
В силу ст.41 Устава муниципального образования "Город Екатеринбург" Администрация района осуществляет на территории района муниципального образования исполнительно-распорядительные полномочия в пределах компетенции, установленной главой Администрации города Екатеринбурга.
Таким образом, администрации районов наделены полномочиями по решению вопросов местного значения. В ст.7 Устава указано, что территориальными органами Администрации города Екатеринбурга являются администрации районов.
В связи с этим доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что здание, в отношении которого осуществляется охрана организацией истца, не относится к объектам, подлежащим государственной охране, не могут быть признаны соответствующими нормам права.
Кроме того, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N КАС10-322 по заявлению о признании частично недействующими "Изменений, которые вносятся в приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 587", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года N 886, разъяснено, что законодатель ограничил сферу деятельности частных охранных организаций, предоставив Правительству Российской Федерации право определения объектов, услуги по охране которых эти организации оказывать не могут.
Поскольку муниципальный контракт от 30.12.2010 N 1023 заключен Администрацией с частным охранным предприятием, не уполномоченным осуществлять государственную охрану объектов, постольку указанный контракт не соответствует ст. 11 Федерального закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Следовательно, несмотря на то, что доводы заявителя апелляционной жалобы о заключении оспариваемого контракта по результатам торгов подтверждены имеющимися в деле доказательствами (л.д. 76-80), контракт по существу не соответствует требованиям закона.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что поскольку спорный контракт является недействительной сделкой, постольку оснований для удовлетворения требования о расторжении контракта не имеется, так как недействительная сделка не подлежит исполнению, к недействительной сделке не могут быть применены нормы гражданского законодательства относительно расторжения договора, является правомерным и данный вывод не подлежит исключению из мотивировочной части обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, основания для изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют, решение в обжалуемой части является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 октября 2011 года по делу N А60-20294/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.С.Крымджанова |
Судьи |
Е.О.Никольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-20294/2011
Истец: ООО "Частная охранная организация "Паладин"
Ответчик: Администрация Чкаловского района города Екатеринбурга
Третье лицо: Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12130/11