г. Самара |
|
07 декабря 2011 г. |
Дело N А55-24679/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судей Марчик Н.Ю., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" - Григорьева Т.Б., доверенность от 21.08.2011 года; Максимец М.Г., доверенность от 20.12.2010 года;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Маслов И.С., доверенность от 16.03.2011 года, N 12-1483;
от ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области - Екатеринин И.И., доверенность от 23.08.2011, N 49;
от третьего лица - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 ноября 2011 г. в зале N 6 апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2011 года по делу N А55-24679/2010, судья Бойко С.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" (ОГРН: 1036300557578; ИНН: 6316053338), г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
ФБУ"Кадастровая палата" по Самарской области,
с участием третьего лица: Министерства имущественных отношений Самарской области,
о признании незаконным решения от 21.09.2010 N 63-00-119\10-114796 об отказе в исправлении технической ошибки в части указания кадастровой стоимости земельного участка 63:01:0643003:262 общей площадью 1311 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Санфировой, 112Б и обязании внести исправления в Государственный кадастр недвижимости в части указания удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с 10 188,38 руб./м2 на 2 510,98 руб./м2 на дату постановки земельного участка на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 2 л.д.148), о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик) от 21.09.2010 г. N 63-00-119\10-114796 об отказе в исправлении технической ошибки в части указания кадастровой стоимости земельного участка 63:01:0643003:262 общей площадью 1311 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Санфировой, 112Б и обязании внести исправления в Государственный кадастр недвижимости в части указания удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с 10 188,38 руб./м2 на 2 510,98 руб./м2 на дату постановки земельного участка на кадастровый учет.
Определением суда от 24 декабря 2010 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле было привлечено Министерство имущественных отношений Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2011 года в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
При принятии решения суд первой инстанции пришёл к выводу, что изменения, которые заявитель просит внести в государственный кадастр недвижимости, не являются опиской, опечаткой, грамматической или арифметической ошибкой либо подобной ошибкой, допущенной органом кадастрового учета. Фактически требования заявителя направлены на изменение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, то есть на устранение кадастровой ошибки.
Не согласившись с выводами арбитражного суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель считает решение суда первой инстанции необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, в связи с чем, подлежащим отмене.
Податель жалобы ссылается на Постановление Правительства Самарской области N 473, которым утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель (УПКЗ) кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области по 16 видам разрешенного использования. В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне, предусмотренной статьей 85 Земельного кодекса РФ. Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0643003:262 расположен согласно Приложению N 2 Постановления N 473 в кадастровом квартале 63:01:0643003 и относится к виду разрешённого использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта, заготовок", следовательно, среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе видов разрешённого использования в рублях за один квадратный метр земли составляет 2510,98 руб. за кв. м.
Кроме того, по мнению заявителя, на земельном участке расположены нежилые постройки хозяйственно-бытового назначения - это административно-бытовые здания, которые используются как производственные площади, необходимые для осуществления разрешённых заявителю видов производственной деятельности, что подтверждается всей имеющейся проектно-сметной документацией. Данные объекты никогда не использовались заявителем в целях образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, искусства и религии.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 09 июня 2011 года решение суда Самарской области от 21 марта 2011 года по делу А55-24679/2010 отменено. Требования заявителя удовлетворены.
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 29 сентября 2011 года постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2011 года по делу А 55-24679/2010 отменено, дело передано на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы и дополнения к апелляционной жалобе поддержали в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 11.05.2011 г. N 26-11460-1. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0643003:262 имеет вид разрешенного использования "занимаемого административно-бытовым зданием и прилегающей территорией". В процессе проведения работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, исходя из установленного разрешенного использования, указанный земельный участок был отнесен к 7 и 9 видам разрешенного использования. При этом расчет кадастровой стоимости указанного земельного участка был произведен исходя из 7 вида разрешенного использования, так как для него значение расчета кадастровой стоимости является наибольшим.
В соответствии со статьёй 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Самарской области в связи с изменением наименования считать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Самарской области (ФБУ "КП" по Самарской области).
Представитель ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение арбитражного суда оставить без изменения.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители третьего лица не явились, отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 23 ноября 2011 года до 10 час 10 мин 30 ноября 2011 года. Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Судебное заседание было продолжено 30 ноября 2011 года в 10 час 00 мин.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, объяснений лиц, участвующих в деле, отзыва на жалобу, пришла к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" обратилось к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Самарской области (далее - ФБУ "КП" по Самарской области) с заявлением от 15.09.2010 г. об исправлении технической ошибки в части указания удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0643003:262 общей площадью 1311 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Санфировой, 112 Б, занимаемого административно-бытовым зданием (литер В, в в1) и прилегающей территории, приложив к заявлению: постановление Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.07.2010 года N 11136, кадастровый паспорт земельного участка от 30.04.2009 года N 63-00-102/09-176617, приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 02.07.2009 г. N 981 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Санфировой, дом 112 Б (том 2 л.д.123-145).
ФБУ "КП" по Самарской области решением от 21.09.2010 г. N 63-00-119\10-114796 отказало заявителю в исправлении технической ошибки, мотивировав теми обстоятельствами, что кадастровая стоимость земельного участка 63:01:0643003:262 рассчитана верно, так как согласно указанному виду разрешенного использования - занимаемого административно-бытовым зданием (литера В, в, в1) и прилегающей территории невозможно однозначно определить удельный показатель кадастровой стоимости для указанного земельного участка. ФБУ "КП" по Самарской области в оспариваемом отказе сослалось на то, что в приложенных документах к заявлению о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 06.04.2009 г. N 63-01-118/09-4413 отсутствуют учредительные документы, подтверждающие, что вид разрешенного использования относится к группе земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (том 2 л. д.147).
Заявитель, считая названное решение об отказе в исправлении технической ошибки незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд Самарской области, судебным актом которого в удовлетворении требований заявителю отказано.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0643003:262 поставлен на государственный кадастровый учет после результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области с видом разрешенного использования "занимаемого административно-бытовым зданием" и прилегающей территорией" и был отнесен органами кадастрового учета к 7 группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии". Соответственно данной группе был определен и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении требований, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, выводы суда являются ошибочными.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. N 316 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил).
Постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года N 473 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.
Указанным постановлением N 473 утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель (далее - УПКСЗ) кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области по 16 видам разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу пункта 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Согласно позиции ответчика, изложенной в представленном отзыве на жалобу, заявителю правомерно, в соответствии с пунктом 2.7.1 Методических указаний, была рассчитана кадастровая стоимость спорного земельного участка, исходя из 7 вида разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", поскольку данный земельный участок имеет более одного вида разрешенного использования.
В силу пункта 2.7.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с пунктами 2.2-2.6 Методических указаний. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования, для которого указанное значение наибольшее.
Суд апелляционной инстанции находит правильными и обоснованными выводы подателя апелляционной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0643003:262 имеет один вид разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" исходя из следующего.
Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 года N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" и Приложению N 2 к данному Постановлению земельный участок по улице Санфировой, 112 Б относится в разрезе видов разрешенного использования к "земельным участкам, предназначенным для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", что соответствует 9 виду, указанному в Приложении N 2 и расположен в кадастровом квартале 63:01:0643003 с удельным показателем кадастровой стоимости земельного участка (УПКСзу) равному 2510, 98 (руб./м 2) (том 1 л.д.65).
Податель жалобы считает, что вид разрешенного использования для заявителя подтвержден Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.07.2010 года N 11136, согласно которой в графах 55 и 57 указано на производство общестроительных работ по возведению зданий и Уставом общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж", в соответствии с которым основным видом деятельности Общества являются производство общестроительных работ по возведению зданий, по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи, электропередач.
С позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что ответчиком была необоснованно применена норма пункта 2.7.1 Методических указаний и кадастровая стоимость спорного земельного участка была рассчитана исходя из более, чем одного вида разрешенного использования.
Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости осуществляется на основании статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, и судебные инстанции пришли к правильному выводу, что в рассматриваемом случае, имеются нарушения, как закона, так и экономических интересов заявителя.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует отменить, требования заявителя удовлетворить. Признать незаконным решение Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Самарской области от 21.09.2010 г. N 63-00-119/10-114796 об отказе в исправлении технической ошибки в части указания кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0643003:262 общей площадью 1311 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Санфировой, 112Б, и обязать ответчика в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж".
В удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказать.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2011 года по делу N А55-24679/2010 отменить.
Признать незаконным решение Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Самарской области от 21.09.2010 г. N 63-00-119/10-114796 об отказе в исправлении технической ошибки в части указания кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0643003:262 общей площадью 1311 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Санфировой, 112 Б и обязать в месячный срок Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж".
В удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24679/2010
Истец: ООО "Строймонтаж"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, Мэрия городского округа Тольятти, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1626/12
07.12.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12725/11
29.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8292/11
09.06.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4857/11
21.03.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-24679/10