город Ростов-на-Дону |
|
01 декабря 2011 г. |
дело N А53-14227/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.,
судей Захаровой Л.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Близнюк А.А.,
при участии:
от ОАО "Таганрогский морской торговый порт": Головченко Ю.О., по доверенности от 12.09.2011; Клименко Е.А., по доверенности от 28.12.2009;
от департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу: Шевченко Е.А., удостоверение выдано департаментом Росприроднадзора по Южному Федеральному округу;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Таганрогский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2011 по делу N А53-14227/2011, принятое судьей Борозинцом А.М., по заявлению открытого акционерного общества "Таганрогский морской торговый порт" к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу при участии третьего лица: Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт", о признании недействительным и отмене постановления N 00083/3/11 от 12.07.2011 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Таганрогский морской торговый порт" (далее - заявитель, общество, морской порт) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным и отмене постановления N 00083/3/11от 12.07.2011 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях морского порта состава вмененного ему административного правонарушения. При этом суд указал, что факт использования причалов морским портом на основании договора аренды не освобождает его от обязанности соблюдения требований законодательства по охране водных объектов.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на отсутствие вины в совершении вмененного ему правонарушения. При этом в обоснование своей невиновности заявитель указывает, что не имеет возможности для строительства ливневых стоков, поскольку права на земельный участок принадлежат ФГУП "Росморпорт". Заявитель ссылается на то, что неоднократно (27.01.2010 и 06.12.2010) обращался в орган Росимущества для решения вопроса о строительстве системы очистки ливневых вод, а также к ФГУП "Росморпорт" (12.09.2011) с просьбой выступить заказчиком строительства данного объекта. Кроме того, заявитель жалобы считает, что административным органом не доказана объективная сторона правонарушения: не доказаны факт поступления ливневых стоков в водный объект, наличие угрозы загрязнения, засорения или истощения водного объекта, а также содержание вредных загрязняющих веществ в водном объекте.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент не согласился с доводами заявителя, указав на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ОАО "Таганрогский морской торговый порт" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу не согласился с доводами апелляционной жалобы, по основаниям указанным в отзыве.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с 05 мая по 02 июня 2011 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании приказа N 225 от 19.04.2011 проводилась плановая проверка соблюдения ОАО "Таганрогский морской торговый порт" требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
По результатам проверки составлен акт проверки от 02.06.2011 N 03-02/10-2011-А, которым установлено, что ОАО "Таганрогский морской торговый порт" осуществляет портовую погрузо-разгрузочную деятельность на причалах NN 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, принятых в аренду на основании договора аренды с ФГУП "Росморпорт" от 30.06.2009 N 272/ДО-09.
Территория причалов N N 1, 2, 3 оборудована системой сбора сточных (ливневых) вод (ливневой канализацией) с последующей передачей их на очистные сооружения, что отражено в актах сдачи-приемки, являющихся приложением N 1 к договору аренды от 30.06.2009 N 272/ДО-09.
Сброс сточных (ливневых) и дренажных вод (загрязняющих веществ в составе вод) с причалов N 1 -3 в акваторию Таганрогского залива Азовского моря с 2009 организован и осуществляется через выпуск N 1.
Право пользования частью акватории Таганрогского залива Азовского моря предоставлено ОАО "Таганрогский морской торговый порт" на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 09.08.2010 N 00-00.00.00.000-М-РСБХ-Т-2010-00352/00. Цель использования - сброс сточных (ливневых) вод.
ОАО "Таганрогский морской торговый порт" получено разрешение N 27 на сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод по выпуску N 1 в период с 10.08.2010 по 18.05.2015.
Между тем сброс сточных (ливневых) и дренажных вод с причалов N N 4, 5, 7, 8 в акваторию Таганрогского залива Азовского моря не организован и осуществляется на рельеф местности в пределах водоохраной зоны Таганрогского залива Азовского моря с последующим поступлением вод в его акваторию, что может привести к возникновению угрозы загрязнения водного объекта.
Установлено, что учет объема сброса сточных (ливневых) вод с причалов N N 4, 5, 7, 8, а также контроль их качества ОАО "Таганрогский морской торговый порт" не осуществляется.
Выявленные факты послужили основанием для составления в отношении заявителя протокола об административном правонарушении от 15.06.2011 N 03-02/10-04ПР по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу 12.07.2011 вынесено постановление N 00083/3/11 о привлечении ОАО "Таганрогский морской торговый порт" к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размер 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "Таганрогский морской торговый порт", используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Пунктом 2.10. РД 31.35.10-86 "Правила эксплуатации портовых сооружений и акваторий" предусмотрено, что для предотвращения загрязнения вод акватории и её дна с берега должна быть обеспечена исправная и бесперебойная работа канализационных и очистных сооружений, отстойников, шлаконакопителей, жироотстойников, бензомаслоуловителей, станций очистки сточных вод и систем оборотного водоснабжения.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как установлено административным органом в ходе проверки, ОАО "Таганрогский морской торговый порт" осуществляется сброс сточных (ливневых) и дренажных вод с причалов N N 4, 5, 7, 8 в акваторию Таганрогского залива Азовского моря не организован и осуществляется на рельеф местности в пределах водоохраной зоны Таганрогского залива Азовского моря с последующим поступлением вод в его акваторию, что может привести к возникновению угрозы загрязнения водного объекта. Кроме того, установлено, что учет объема сброса сточных (ливневых) вод с причалов NN 4, 5, 7, 8, а также контроль их качества ОАО "Таганрогский морской торговый порт" не осуществляется.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 02.06.2011 N 03-02/10-2011-А, протоколом об административном правонарушении от 15.06.2011 N 03-02/10-04ПР, письменными пояснениями управляющего директора Нарышкина СВ.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ОАО "Таганрогский морской торговый порт" в нарушение действующего законодательства осуществляет сброс неочищенных сточных (ливневых) вод в акваторию Таганрогского залива Азовского моря, не ведет в установленном порядке учет сброса сточных вод и (или) дренажных вод и их качества, не осуществляет регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, не предоставляет результаты учета и наблюдений в уполномоченный орган исполнительной власти.
Довод заявителя о том, что административным органом не доказана объективная сторона правонарушения: не доказаны факт поступления ливневых стоков в водный объект, наличие угрозы загрязнения, засорения или истощения водного объекта, а также содержание вредных загрязняющих веществ в водном объекте, является необоснованным.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Таким образом, наступление негативных последствий в виде загрязнения водного объекта не является квалифицирующим признаком объективной стороны данного правонарушения. Правонарушение является формальным по своему составу и считается совершенным с момента нарушения требований к охране водных объектов, создающего угрозу их загрязнения, засорения и (или) истощения.
Вышеуказанными материалами дела подтверждается, что ОАО "Таганрогский морской торговый порт" в нарушение действующего законодательства осуществляет сброс неочищенных сточных (ливневых) вод в акваторию Таганрогского залива Азовского моря, в результате чего возникает реальная угроза наступления указанных негативных последствий для водного объекта, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вмененного морскому порту правонарушения.
При этом суд апелляционной инстанции, устанавливая факт возникновения угрозы загрязнения водного объекта, учитывает, что морскому порту выдано разрешение на сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод по выпуску N 1, через который сбрасываются сточные воды в акваторию Таганрогского залива Азовского моря с причалов N 1 -3, что свидетельствует о том, что в результате деятельности морского порта образуются сточные воды, в составе которых имеются загрязняющие вещества, сбрасываемые портом с причалов NN 4, 5, 7, 8 в акваторию Таганрогского залива Азовского моря и водоохранную зону водного объекта без соблюдения установленных требований.
Вина юридического лица заключается в непринятии всех необходимых мер для соблюдения требований водоохранного законодательства при отсутствии доказательств невозможности соблюдения указанных требований.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у него возможности соблюдения требований законодательства, поскольку у него отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок для получения разрешения на строительство системы ливневых стоков, которые, по мнению морского порта, являются объектом капитального строительства, является несостоятельным и не соответствует материалам дела.
Так, из материалов дела следует, что причалы, используемые в своей деятельности заявителем, принадлежат ему на праве аренды согласно вышеуказанному договору с ФГУП "Росморпорт".
Согласно условиям договора (пункты 2.2.1, 2.2.21) морской порт обязуется использовать переданные ему во временное пользование объекты в соответствии с установленными нормами и правилами технической эксплуатации и использования гидротехнических сооружений (причалов) и акваторий. При этом в случае проведения арендатором с письменного разрешения ФГУП "Росморпорт" неотделимых улучшений (реконструкции) арендуемых объектов, морской порт обязуется организовать приемку завершенных строительством объектов в эксплуатацию.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что у заявителя имеется предусмотренная договором возможность оборудования необходимых ливневых стоков (канализации) и очистных сооружений на причалах N N 4, 5, 7 и 8.
Ссылка заявителя жалобы на то, что по причине отсутствия у него правоустанавливающих документов на земельный участок у него отсутствует юридическая возможность получения разрешения на строительство ливневых стоков и очистных сооружений, является необоснованной, поскольку доказательства того, что указанные объекты являются объектами капитального строительства, для сооружения которых необходимо получение указанного разрешительного документа, в материалах дела отсутствуют. Сооружение ливневых стоков и очистных сооружений не связано с устройством фундамента, как пояснил представитель заинтересованного лица в судебном заседании, система ливневых стоков и очистных сооружений представляет собой пластиковые или металлические лотки, покрытые металлической решеткой, незначительно углубленные в землю, посредством которых стоки самотеком стекают в очистную емкость. Доказательства обратного заявителем в материалы дела не представлены.
При этом согласно статье 42 Земельного кодекса РФ пользователи земельных участков, не являющиеся их собственниками, также обязаны осуществлять мероприятия, в том числе по охране водных объектов, и соблюдать при использовании земельных участков требования действующих экологических норм, правил и нормативов.
Ссылка заявителя на неоднократное обращение в орган Росимущества, а также к арендодателю эксплуатируемых им причалов не свидетельствует о принятии морским портом всех необходимых мер для соблюдения действующего законодательства в сфере охраны водных объектов. Обращение к ФГУП "Росморпорт" имело место после проверки, по результатам которой заявитель привлечен к административной ответственности. При этом доказательства отказа ФГУП "Росморпорт" в строительстве ливневых стоков и очистных сооружений в материалы дела не представлены.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2011 по делу N А53-14227/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Таганрогский морской торговый порт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления его полного текста в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14227/2011
Истец: ОАО "Таганрогский морской торговый порт"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО
Третье лицо: ФГУП "Росморпорт", ФГУП "Росморпорт" в лице Таганрогского филиала