г. Воронеж |
|
8 декабря 2011 г. |
Дело N А14-8602-2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.12.2011.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области: Фроловой О.И., ведущего специалиста-эксперта отдела санитарного надзора по доверенности б/н от 28.07.2011,
от муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Рынок Южный": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Рынок Южный" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2011 по делу N А14-8602-2011 (судья Сорокина Н.В.) по заявлению муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Рынок Южный" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие городского округа город Воронеж "Рынок Южный" (далее - предприятие, заявитель, МУП "Рынок Южный") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее - Управление Роспотребнадзора) об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 3578 от 16.08.2011.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2011 по делу N А14-8602-2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции от 21.10.2011.
В обоснование апелляционной жалобы предприятие указывает, что факты нарушения МУП "Рынок Южный" Федерального закона N 271-ФЗ от 30.12.2006 "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 271-ФЗ), изложенные в постановлении N 3578 от 16.08.2011 не соответствуют действительности. Деятельность предприятия осуществлялась в соответствии с требованиями статей 14, 20, 21 названного закона.
МУП "Рынок Южный" явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечило.
Представитель Управления Роспотребнадзора против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что материалами дела подтверждается отсутствие у заявителя на момент проведения проверки надлежащим образом заполненных карточек продавцов, что свидетельствует о наличии события правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 14.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей МУП "Рынок Южный", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя Управления Роспотребнадзора, апелляционная инстанция находит, что обжалуемое решение отмене не подлежит.
Как видно из материалов дела, МУП городского округа г. Воронеж "Рынок Южный" осуществляет деятельность управляющей рынком компании. На основании распоряжения N 2592 от 14.07.2011 Управлением Роспотребнадзора 19.07.2011, 22.07.2011 проведена внеплановая выездная проверка деятельности предприятия.
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
- управляющей рынком компанией допущена деятельность продавцов по продаже товаров без оформленных карточек продавцов (Серпов И.А., Самсонов В.И., Самсонов Р.В., Серпов А.С., Шовкопляс А.В., Голомедова Н.Н., Сошникова О.И., Тихоновский В.В., Семендяева B.C.),
- при изменении сведений, содержавшихся в карточке продавца, управляющая компания не выдала новую карточку продавца (Серпов И.А.),
- в карточке продавца не указан номер торгового места (ИП Филатов М.М., договор N 99 от 28.04.2011 о предоставлении торгового места),
- указаны недействующие договора на предоставление торгового места (Бочаров А.Н., Семендяева B.C., Болдырева Е.А., Сигитов В.А.).
Указанные нарушения части 2, 5, 6 статьи 20 и части 2 статьи 21 Закона N 271-ФЗ отражены в акте проверки N 2592 от 27.07.2011 и протоколе N 012377 об административном правонарушении от 29.07.2011.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 16.08.2011 заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области вынесено постановление N 3578 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым МУП "Рынок Южный" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 14.34 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Посчитав указанное постановление незаконным, предприятие обжаловало его в Арбитражный суд Воронежской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 14.34 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, регламентируются ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" N 271-ФЗ от 30 декабря 2006 года.
В силу части 2 статьи 15 Закона N 271-ФЗ торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 названного закона в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей компанией осуществляются оформление и выдача карточек продавцов в соответствии с требованиями, установленными статьей 20 настоящего Федерального закона.
Из статьи 20 Закона N 271-ФЗ следует, что деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке осуществляется продавцом только при наличии карточки продавца, которая выдается при заключении договора о предоставлении торгового места.
В соответствии с частью 2 статьи 20 указанной статьи в карточке продавца должны быть указаны:
1) наименование и тип рынка,
2) сведения о продавце, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке,
3) место расположения торгового места в соответствии со схемой размещения торговых мест,
4) сведения о лице, которому торговое место предоставлено по договору о предоставлении торгового места.
В случае изменения сведений, содержащихся в карточке продавца, управляющей рынком компанией выдается новая карточка продавца. При этом информация об изменении этих сведений должна предоставляться лицом, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, не позднее дня, следующего за днем изменения этих сведений (часть 5 статьи 20 Закона N 271-ФЗ).
Карточка продавца должна быть заверена управляющей рынком компанией (часть 6 статьи 20 Закона N 271-ФЗ).
В силу пункта 4 части 2 статьи 21 Закона N 271-ФЗ при осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке продавцы должны иметь в наличии карточку продавца на торговом месте и предъявлять эту карточку по требованию сотрудников органов внутренних дел, контрольных и надзорных органов, а также управляющей рынком компании.
В соответствии с частью 8 статьи 14.34 КоАП РФ организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке без оформления и (или) выдачи карточки продавца либо без соблюдения требований, предъявляемых к ее оформлению, представляет собой административное правонарушение и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Несоблюдение МУП "Рынок Южный" как управляющей рынком компании, приведенных выше положений Закона N 271-ФЗ подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки N 2592 от 27.07.2011 и протоколом N 012377 об административном правонарушении от 29.07.2011, в которых отражены нарушения, допущенные предприятием.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, сделал правильный вывод о том, что доказательств принятия своевременных и достаточных мер по соблюдению требований по надлежащему оформлению и выдаче карточек продавцов предприятием не представлено.
Как верно отметил суд области, представленные МУП "Рынок Южный" в материалы настоящего дела карточки продавцов (Болдырева А.В., Голомедовой Н.Н., Серпова А.С.) также не содержат все необходимые реквизиты ее заполнения, в частности не указаны правовые основания привлечения продавца к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке; сведения о лице, которому торговое место предоставлено по договору о предоставлении торгового места.
В связи с чем, указанные карточки не могут свидетельствовать об отсутствии в действиях предприятия состава вменяемого административного правонарушения.
Кроме того, как обоснованно указал суд, документы, представленные суду МУП "Рынок Южный" не были представлены административному органу ни при проведении проверки, ни при составлении протокола, ни при рассмотрении административного дела и вынесении оспариваемого постановления.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что уведомлением от 14.07.2011 N 02/4-9932-11-11 предприятие было проинформировано о проведении выездной внеплановой проверки.
Проверка проводилась в присутствии представителя по доверенности - заместителя генерального директора МУП "Рынок Южный" Логвинова С.В., что следует из акта проверки N 2592.
Телефонограммами от 26.07.2011 и 28.07.2011 законный представитель МУП "Рынок Южный" был извещен о необходимости явиться в Управление Роспортебнадзора 27.07.2011 - для подписания акта и 29.07.2011 - для составления протоколов об административных правонарушениях, в том числе по части 8 статьи 14.34 КоАП РФ, и дачи объяснений.
Однако, законный представитель предприятия ни для подписания акта, ни для составления протокола и дачи объяснений в Управление Роспотребнадзора не явился.
Замечаний либо возражений по составленному протоколу об административном правонарушении и отраженным в нем фактическим обстоятельствам до рассмотрения дела 16.08.2011 от предприятия в Управление Роспортебнадзора не поступало.
То есть, правом заявить возражения в отношении проведенной проверки и выявленных нарушений предприятие не воспользовалось.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено и предприятие на их наличие не ссылается.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях МУП "Рынок Южный" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 14.34 КоАП РФ.
Таким образом, добровольно возложив на себя обязанности по управлению рынком, предприятие действовало без достаточной степени осмотрительности и предупредительности, не обеспечило исполнение требований Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в части оформления карточек продавцов.
Довод о том, что фактически вменяемое нарушение отсутствовало, является голословным и противоречит представленным материалам дела.
В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, МУП "Рынок Южный" не представило относимые и допустимые доказательства, подтверждающие отсутствие в его действиях вменяемого правонарушения.
Апелляционная инстанция, исследовав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для переоценки выводов, изложенных в решении.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем не представлено.
Убедительных доводов, свидетельствующих о неправомерности выводов суда, заявителем жалобы не приведено.
Апелляционная инстанция находит, что судом дана правильная оценка представленным доказательствам, выводы сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, госпошлина, уплаченная по платежному поручению N 498 от 31.10.2011 подлежит возврату муниципальному унитарному предприятию городского округа город Воронеж "Рынок Южный".
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2011 по делу N А14-8602-2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать муниципальному унитарному предприятию городского округа город Воронеж "Рынок Южный" справку на возврат государственной пошлины в сумме 2000 рублей, уплаченной по платежному поручению N 498 от 31.10.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-8602/2011
Истец: МУП "Рынок Южный"
Ответчик: ТУ Роспотребнадзора по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6116/11