г.Тула |
|
08 декабря 2011 г. |
Дело N А23-3642/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Тиминской О.А., Еремичевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротковой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Обнинске Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 05 октября 2011 года по делу N А23-3642/2011 (судья Ипатов А.Н.), принятое
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Обнинске Калужской области (ОГРН 1024000951534, ИНН 4025043821)
к ООО Научно-техническая фирма "Эрбит" (ОГРН 1024000954834, ИНН 4025053883)
о взыскании штрафных санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в сумме 7 870 рублей,
при участии:
от заявителя: не явились, уведомлены надлежащим образом,
от ответчика: не явились, уведомлены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Обнинске Калужской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Калужской области к обществу с ограниченной ответственностью Научно-техническая фирма "Эрбит" (далее - ответчик, Общество) с заявлением о взыскании штрафных санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в сумме 7 870 руб.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 05.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Суд апелляционной инстанции, изучив отзыв, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО НТФ "Эрбит" зарегистрировано в качестве страхователя в органе пенсионного фонда.
Управлением проведена проверка по вопросу своевременности представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2006 год.
В ходе данной проверки было установлено, что Общество в нарушение статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ не предоставило сведения о работающих застрахованных лицах за 2006 в срок до 1 марта 2007, а представило такие сведения только 10.12.2010.
По результатам проверки заявителем составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 10.12.2010 N 176. Копия данного акта была вручена представителю ответчика по доверенности Орешонковой П.В.
12.01.2011 начальником УПФР в г.Обнинске Куликовой И.В. вынесено решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 176 от 12.01.2011 в виде взыскания штрафа в размере 9 870 руб. (при изготовлении указанного решения была допущена опечатка в дате вынесения решения - указано 12.01.2010).
Пенсионный фонд требованием N 176 от 14.02.2011 предложил Обществу в добровольном порядке произвести уплату штрафа.
ООО НТФ "Эрбит" в добровольном порядке в полном объеме штраф не уплатило.
Поскольку в соответствии с ч.3 ст.17 Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" взыскание финансовых санкций органами Пенсионного фонда производится в судебном порядке, Управление обратилось с заявлением о взыскании с Общества финансовых санкций в сумме 7 870 руб.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о существенном нарушении Управлением процедуры привлечения к ответственности, что является самостоятельным основанием для признания недействительным решения о привлечения лица к ответственности.
Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлен перечень сведений, которые страхователь обязан представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его регистрации один раз в год, но не позднее первого марта следующего года.
Дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь один раз в год, но не позднее первого марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункт 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на ОПС, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В силу ч. 1 ст. 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в ч.5 ст.38 этого Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Исходя из системного анализа указанных норм права, рассмотрение материалов налоговой проверки и принятие решения по ним осуществляется непосредственно руководителем органа контроля или его заместителем в том месте и в то время, о которых извещено лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель, в его присутствии или при наличии достаточных доказательств его надлежащего уведомления о месте и времени рассмотрения материалов проверки.
При этом рассмотрение материалов проверки, возражений (в случае их представления) и принятие по ним решения представляет собой единую процедуру, которая завершается принятием руководителем (заместителем руководителя) органа контроля по результатам рассмотрения материалов проверки мотивированного решения.
Обязанность органа контроля уведомлять лицо, в отношении которого проводилась проверка о дате и месте рассмотрения материалов проверки является важнейшей гарантией соблюдения прав проверяемого лица при разрешении вопроса о привлечении к ответственности.
Согласно материалам дела, по результатам проверки заявителем составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 10.12.2010 N 176, в котором указано, что рассмотрение материалов проверки состоится 31.12.2010.
Однако, как установлено судом, рассмотрение материалов проверки и соответственно вынесение Управлением решения о привлечении к ответственности состоялось 12.01.2011.
При этом доказательств того, что Общество было извещено о переносе времени рассмотрения материалов проверки, заявителем в нарушение ст.65 АПК РФ представлено не было.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что допущенное Управлением процессуальное нарушение является существенным, поскольку страхователь не имел возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, а также иными процессуальными правами, предусмотренными положениями Закона N 212-ФЗ. Кроме того, принятие подобного ненормативного акта существенно нарушает права плательщика взносов, поскольку не представляет возможности конструктивных возражений по существу выявленных правонарушений.
При таких обстоятельствах, учитывая, что основанием для взыскания с ООО НТФ "Эрбит" штрафных санкций послужило решение о привлечении лица к ответственности от 12.01.2011 N 176, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Обнинске Калужской области.
Ссылка жалобы на то, что решение о привлечении к ответственности было вынесено 12.01.2011 в связи с тем, что на момент рассмотрения материалов проверки (31.12.2010) возражений от Общества не поступило, и представитель ответчика в Управление не явился, а в период с 01.01.2011 по 09.01.2011 не работала почта, не может быть принята во внимание судом по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в ч.5 ст.38 этого Федерального закона.
В соответствии с ч.5 ст.38 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Как установлено судом, по результатам проверки фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, был составлен акт от 10.12.2010 N 176, в котором указано, что рассмотрение акта состоится 31.12.2010 в 10 час 00 мин.
Срок подачи возражений на акт истек 30.12.2010.
Таким образом, оснований для переноса рассмотрения материалов проверки по причине отсутствия возражений Общества у Пенсионного фонда не имелось.
В любом случае, отложив рассмотрение акта на другую дату, Управление в силу ч.2 ст.39 Закона N 212-ФЗ должно было известить об этом ответчика.
Между тем доказательств того, что ООО НТФ "Эрбит" было уведомлено о переносе рассмотрения материалов проверки на 12.01.2011 заявителем в материалы дела не представлено.
Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 05.10.2011 по делу N А23-3642/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке ч.1 ст.275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3642/2011
Истец: ГУ УПФ РФ по г. Обнинску, УПФ РФ (ГУ) в г. Смоленске Калужской области
Ответчик: ООО Научно-техническая фирма ЭРБИТ, ООО НТФ "Эрбит"
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5964/11