г. Воронеж |
|
8 декабря 2011 г. |
Дело N А14-8603-2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.12.2011.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области: Фроловой О.И., ведущего специалиста-эксперта отдела санитарного надзора по доверенности б/н от 28.07.2011,
от муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Рынок Южный": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Рынок Южный" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2011 по делу N А14-8603-2011 (судья Сорокина Н.В.) по заявлению муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Рынок Южный" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие городского округа город Воронеж "Рынок Южный" (далее - предприятие, заявитель, МУП "Рынок Южный") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее - Управление Роспотребнадзора) об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 3577 от 16.08.2011.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2011 по делу N А14-8603-2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции от 21.10.2011.
В обоснование апелляционной жалобы предприятие указывает, что факты нарушения МУП "Рынок Южный", изложенные в постановлении N 3577 от 16.08.2011 не соответствуют действительности.
Так, с целью соблюдения требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения МУП "Рынок Южный" в июне-июле 2010 года были приобретены металлические листы и угловая сталь, из которых за счет собственных средств (электрогазосварщиком, должность которого утверждена в штатном расписании работников предприятия) были изготовлены 34 урны. Данные урны были размещены на торговой площадке предприятия по ул.Ростовская, 2, г.Воронежа у торговых мест, расположенных в соответствии со схемой организации торговли на данном специализированном рынке. Освобождение урн от бытовых отходов осуществляется уборщиками территории указанной площадки в течение всего дня, то есть не допускается их переполнение (должности уборщиков территорий утверждены в штатном расписании предприятия). В июне 2010 года заявителем были приобретены 10 (десять) контейнеров для бытовых отходов, три из которых были установлены на торговой площадке по ул.Ростовская, 2, г.Воронежа (счет N 560 от 22 июня 2010 г.., платежное поручение N 297 от 30 июня 2010 года). Контейнеры изготовлены из металла, оснащены крышками, их целостность не нарушена, то есть они пригодны для эксплуатации по настоящее время. Данные контейнеры установлены на асфальтовых площадках (технический паспорт инвентарный номер 3812 на торговую площадку по ул. Ростовская, 2, и схема организации торговли рынка "Южный" по ул.Ростовская, 2, г.Воронежа). Вывоз твердых бытовых отходов из контейнеров осуществляется заявителем два раза в неделю в соответствии с договором N 11 Р-ЗЗ-ЛБ от 09 декабря 2010 года и приложением к нему, заключенным со специализированной организацией ООО "Реглан" (с 26 апреля 2011 года ООО "Реглан" изменило наименование на ООО "Воронеж-ТБО", дополнительное соглашении N 1 от 26 апреля 2011 года к договору N 11 Р-ЗЗ-ЛБ от 09.12.2010). Оплата за оказанные услуги производится заявителем ежемесячно путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в месяце, следующем за отчетным (платежное поручение N 270 от 05 июля 2011 года (оплата за июнь 2011 года), платежное поручение N 356 от 16 августа 2011 года (оплата за июль 2011 года)).
Согласно техническому паспорту на торговую площадку заявителя, расположенную по ул.Ростовской, 2 г.Воронежа, на ее территории расположены два общественных туалета. Вывоз жидких бытовых отходов осуществлялся предприятием в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим порядок соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть по мере заполнения. Исполнение данных требований возложено на заместителя генерального директора МУП "Рынок Южный" по общим вопросам Логвинова СВ. (п.п.3.6. должностной инструкции N 2 от 07.07.2008 г..). Вывоз жидких бытовых отходов осуществлялся путем привлечения на возмездной основе ассенизаторской машины. С 21 сентября 2011 года данная обязанность осуществляется предприятием на основании договора, заключенного с ООО "Воронеж Транс Сервис", о предоставлении ассенизаторской машины.
Отходы первого класса опасности (люминесцентные лампы) на территории специализированного рынка "Южный", расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Ростовская, 2, предприятием в повседневной деятельности не используются. В связи с этим заявителем не заключался договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на деятельность по обращению с этим видом отходов, для их утилизации.
Документы, подтверждающие изложенные обстоятельства, не были представлены МУП "Рынок Южный" на момент проведения проверки в связи с временной нетрудоспособностью генерального директора предприятия и отсутствия в связи с этим возможности представления оригиналов.
МУП "Рынок Южный" явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечило.
Представитель Управления Роспотребнадзора против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что материалами дела подтверждается наличие события правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей МУП "Рынок Южный", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя Управления Роспотребнадзора, апелляционная инстанция находит, что обжалуемое решение отмене не подлежит.
Как видно из материалов дела, МУП городского округа г. Воронеж "Рынок Южный" осуществляет деятельность управляющей рынком компании. На основании распоряжения N 2592 от 14.07.2011 Управлением Роспотребнадзора 19.07.2011, 22.07.2011 проведена внеплановая выездная проверка деятельности предприятия.
В ходе проверки установлены в частности следующие нарушения:
- на территории рынка установлено 8 урн при норме 1 урна на каждые 50 кв.м., в то время как на площади 2400 кв.м., фактически занимаемой под торговые места, должно быть 40 урн (возле павильона продовольственных товаров сбор отходов осуществляется в картонные коробки);
- площадка для сбора отходов установлена на земле, нарушена целостность одного из контейнеров, отсутствует контейнер предназначенный для сбора пищевых отходов, оснащенный крышкой;
- на момент проведения проверки туалет переполнен, не представлены документы, подтверждающие вывоз жидких бытовых отходов специализированной организацией (договор со специализированной организацией, акты приема на утилизацию жидких отходов);
- документы, подтверждающие передачу отходов первого класса опасности (люминесцентных ламп) в специализированную организацию, имеющую лицензию на деятельность по обращению с этим видом опасных отходов, для утилизации отсутствуют.
Указанные нарушения статьи 11, статьи 21, пункта 1 статьи 22 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999; статьи 1, статьи 11 ФЗ-89 от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", пункта 5.2.5., пункта 2.4.4 СанПиН 42-128-4690 "Санитарные правила содержания территории населенных мест.", пункта 2.7 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", пунктов 2.3, 3.6, 3.7, 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", пункта.3.2 СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" отражены в акте проверки N 2592 от 27.07.2011 и протоколе N 012378 об административном правонарушении от 29.07.2011.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 16.08.2011 заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области вынесено постановление N 3577 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым МУП "Рынок Южный" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Посчитав указанное постановление незаконным, предприятие обжаловало его в Арбитражный суд Воронежской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективная сторона административного правонарушения состоит в том, что виновный не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998, под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с требованиями статьи 11 указанного Закона и статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно пункту 1, пункту 2 статьи 51 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 года отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления на почву (при проведении мероприятий по надзору установлено, что была нарушена целостность одного из контейнеров для сбора твердых бытовых отходов)
В соответствии с разделом 5.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" для сбора пищевых отходов должны быть установлены специальные емкости с крышкой. Согласно приложению 3 к санитарно-эпидемиологическим правилам СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно - эпидемиологические требования к проведению дератизации" контейнерные площадки и места установки контейнеров для сбора отходов должны быть заасфальтированы (забетонированы) и содержаться в чистоте. Вокруг них (в радиусе не менее 10 метров) не должно быть зарослей растительности, свалок бытовых и промышленных отходов. Согласно п. 11.8. "Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж" утвержденных решением Воронежской городской думы от 19.06.2008 г.. N 190-П сбор твердых бытовых отходов осуществляется в: контейнеры- накопители мусоропроводов; контейнеры для отходов, установленные на оборудованных контейнерных площадках; специальный автотранспорт, работающий по установленному графику.
Как указало предприятие в апелляционной жалобе, отходы первого класса опасности (люминесцентные лампы) на территории специализированного рынка "Южный" предприятием в повседневной деятельности не используются, в с чем договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на деятельность по обращению с этим видом отходов, для их утилизации не заключался.
Из акта проверки N 2592 от 27.07.2011 следует, что административным органом установлено наличие на территории рынка металлического контейнера для хранения отработавших люминесцентных ламп, однако наличие отходов первого класса опасности (люминесцентных ламп) в таком контейнере, равно как их использование в деятельности предприятия, Управлением Роспотребнадзора не установлено.
В связи с чем, нарушение МУП "Рынок Южный" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" суд апелляционной инстанции считает недоказанным.
Вместе с тем, несоблюдение МУП "Рынок Южный" как управляющей рынком компании, приведенных выше норм, за исключением нарушения пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", выразившегося в отсутствии документов, подтверждающих передачу отходов первого класса опасности (люминесцентных ламп) в специализированную организацию для утилизации, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки N2592 от 27.07.2011 и протоколом N012378 об административном правонарушении от 29.07.2011.
При этом ссылки заявителя апелляционной жалобы на приобретение в июне 2010 года 10 контейнеров для бытовых отходов; вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с договором N 11 Р-ЗЗ-ЛБ от 09 декабря 2010 года и приложением к нему, заключенным со специализированной организацией ООО "Реглан" (с 26 апреля 2011 года ООО "Реглан" изменило наименование на ООО "Воронеж-ТБО", дополнительное соглашении N 1 от 26 апреля 2011 года к договору N 11 Р-ЗЗ-ЛБ от 09.12.2010), согласно которым, как отмечает предприятие, вывоз твердых бытовых отходов из контейнеров осуществляется 2 раза в неделю; а также ссылка на технический паспорт (по состоянию на 11.03.2009), содержащий ситуационный план с указанием территории, покрытой асфальтом, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку сами по себе указанные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии на момент проведения проверки нарушений, которые отражены в процессуальных документах, замечаний к которым не последовало, в соответственно, состава вменяемого предприятию правонарушения или об отсутствии его вины в допущенных нарушениях.
В частности из технического паспорта и ситуационного плана не усматривается, что на момент проведения проверки площадка для сбора отходов была расположена именно на покрытой асфальтом территории.
Также суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку заявителя жалобы на договор N 21/09-2011 от 21.09.2011, представленный МУП "Рынок Южный" в обоснование довода о том, что вывоз жидких бытовых отходов осуществляется путем привлечения на возмездной основе ассенизаторской машины, поскольку договор заключен уже после проведения в отношении предприятия проверки, составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления.
Кроме того, как обоснованно указал суд, документы, представленные суду МУП "Рынок Южный", не были представлены административному органу ни при проведении проверки, ни при составлении протокола, ни при рассмотрении административного дела и вынесении оспариваемого постановления.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что уведомлением от 14.07.2011 N 02/4-9932-11-11 предприятие было проинформировано о проведении выездной внеплановой проверки.
Проверка проводилась в присутствии представителя по доверенности - заместителя генерального директора МУП "Рынок Южный" Логвинова С.В., что следует из акта проверки N 2592.
Телефонограммами от 26.07.2011 и 28.07.2011 законный представитель МУП "Рынок Южный" был извещен о необходимости явиться в Управление Роспортебнадзора 27.07.2011 - для подписания акта и 29.07.2011 - для составления протоколов об административных правонарушениях, в том числе по статье 8.2 КоАП РФ, и дачи объяснений.
Однако, законный представитель предприятия ни для подписания акта, ни для составления протокола и дачи объяснений в Управление Роспотребнадзора не явился.
Как уже было отмечено ранее, замечаний либо возражений по акту проверки и составленному протоколу об административном правонарушении и отраженным в них фактическим обстоятельствам до рассмотрения дела 16.08.2011 от предприятия в Управление Роспортебнадзора не поступало.
То есть, правом заявить возражения в отношении проведенной проверки и выявленных нарушений предприятие не воспользовалось.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено и предприятие на их наличие не ссылается.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях МУП "Рынок Южный" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, добровольно возложив на себя обязанности по управлению рынком, предприятие действовало без достаточной степени осмотрительности и предупредительности, не обеспечило исполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Доказательств принятия своевременных и достаточных мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства предприятием не представлено.
Довод о том, что фактически вменяемое нарушение отсутствовало, является бездоказательным и противоречит представленным материалам дела.
В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, МУП "Рынок Южный" не представило относимые и допустимые доказательства, подтверждающие отсутствие в его действиях вменяемого правонарушения.
Апелляционная инстанция, исследовав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для переоценки выводов, изложенных в решении.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем не представлено.
Убедительных доводов, свидетельствующих о неправомерности выводов суда, заявителем жалобы не приведено.
Апелляционная инстанция находит, что судом дана правильная оценка представленным доказательствам, выводы сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, госпошлина, уплаченная по платежному поручению N 497 от 31.10.2011 подлежит возврату муниципальному унитарному предприятию городского округа город Воронеж "Рынок Южный".
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.2011 по делу N А14-8603-2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать муниципальному унитарному предприятию городского округа город Воронеж "Рынок Южный" справку на возврат государственной пошлины в сумме 2000 рублей, уплаченной по платежному поручению N 497 от 31.10.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-8603/2011
Истец: МУП ГО г. Воронеж "Рынок Южный"
Ответчик: ТУ Роспотребнадзора РФ по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6117/11